Top.Mail.Ru
Александр Львов. Билет из детства

Александр Львов. Билет из детства

20.09.2001
Существуй в нашем автоспорте номинация «Открытие сезона», первым претендентом на приз-2001 был бы Александр Львов. И — несправедливо: «открытие» гонщика произошло раньше

Станислав Шустицкий

Существуй в нашем автоспорте номинация «Открытие сезона», первым претендентом на приз-2001 был бы Александр Львов. И — несправедливо: «открытие» гонщика произошло раньше.

Материал об Александре Львове был задуман давно. Вернее, не столько об Александре, сколько о спортивной династии Львовых. Я много лет знаком с главой, Михаилом Львовым, имел счастье видеть выступления чемпиона СССР и победителя многих престижных гонок за рулем «формулы».

Для Александра существовала опасность «завянуть» в тени славы отца, так и остаться «Львенком». Смущало ли это Сашу? Скорее всего, нет, ибо серьезных мыслей об автоспортивной карьере у него не было, хотя и рос мальчишка в атмосфере гонок. Еще ребенком — если папа гонял по трассе, а маме необходимо было отлучиться — его ставили внутрь штабеля из покрышек, откуда он и наблюдал «спорт смелых»...

Львов-старший, разумеется, хотел видеть сына автогонщиком, но его увлечениям (а среди них были плавание, хоккей, многое другое) не мешал, считая, что Саша должен определиться сам. Однако «дворовый» картинг сына сменился «цивилизованной» секцией, затем к ней добавился мотокросс...

Сделать выбор помог случай. «Совпали по срокам две гонки — мото- и картинговая. А в картинге, если я приезжаю в тройке, — еду на чемпионат СССР, — вспоминает Александр. — Так автоспорт и победил».

Юноша охотно пробовал себя в различных дисциплинах, причем весьма результативно. Самую первую гонку на «кузове», ВАЗ-2108, Саша провел в 1990 году, 17-летним. Соревнования проходили на «самодельном» ипподроме под Ленинградом, машину парню одолжил Михаил Тараканов, к тому времени уже титулованный гонщик. Он же, пока ехали к ипподрому, вкратце поделился особенностями управления «восьмеркой». Александр тогда, вопреки всем нормам, пробился в финальный заезд, где уступил лишь фавориту Юрию Чмигалю!

Позже в Сашину судьбу вновь вмешался случай (а может, это уже закономерность?): из команды «Совавто» ушел Алексей Лежнев, которому Львов-младший в качестве механика помогал готовить «формулу» — «Эстонию-21». Место пилота оказалось вакантным, и Александру предложили попробовать свои силы. Шел 1991-й, Саша с отцом отправились на первые сборы в Ригу.

Пожалуй, именно здесь, на трассе «Бикерниеки», он понял, что его истинное призвание — автогонки. «Все было так серьезно! Судьи, светофоры, трасса иная, чем в картинге. Полная ассоциация с “Формулой 1”», — вспоминает Александр. Тогда, в Риге, Львов сразу выполнил норматив кандидата в мастера спорта, а на следующей международной автогонке, в Таллине, финишировал шестым. Команда «Совавто» в Эстонии стала победительницей, и в этом была заслуга и Саши.

В следующем году — первая личная победа: на «реанимированной» трассе «Невское кольцо» он выиграл «Приз памяти Шахвердова». И здесь же, в родных стенах, его постигло разочарование. На чемпионате России, после легкого удара колесом о ретардер, на «формуле» обломилась стойка подвески. Осмотрев машину, ахнули: под слоем хрома — безнадежно ржавый металл. Выступления на этом автомобиле становились просто опасными...

Дальше — период «восьмерок». Чтобы сын постоянно был «в руле», Михаил купил ему старенький ВАЗ-2108. Что же касается тренерства, то старший Львов от этого открещивается: «В настоящем наставничестве просто не было необходимости. Саша настолько одарен от природы, так чувствует автомобиль — просто фантастика! Как-то на гонке в Витебске я посоветовал ему изменить траекторию, так потом сам же и доставал его машину из болота!».

О расставании с «формулой» Александр говорит с грустью, но и выступления на «восьмерках» не считает потерянным временем. Мотор в 1600 куб. см, карбюраторы Weber, «хитрые» распредвалы и другие доработки делали этот автомобиль довольно шустрым. Плохо было то, что к тому времени отношение руководства «Совавто-Петербург» к своим спортсменам испортилось окончательно. Добытые кубки снисходительно принимались, но всякая помощь практически отсутствовала.

Тем не менее «изгои» ездили на всевозможные соревнования. Забегая вперед, скажу: в зимнем сезоне 1999-2000 годов Александр выиграл почти все гонки!

Очередная веха — 1998 год, Кубок «Лада». Приглашение на дебютную гонку нового монокласса Львов получил одним из первых. В Тольятти его провожали со словами: «Не будем расстраивать, но там тебе выиграть не дадут — завод!..» Действительно, сильнейшие заводские гонщики выступают в родных стенах, приз — автомобиль. Борьба была острейшей! И все же победителем гонки стал он, петербуржец.

В прошлом году там же, в Тольятти, Александр был единственным, кто выступал сразу в двух классах: в Кубке «Лада» и премьерной гонке на ВАЗ-21112. Жара в 30 градусов, заезды следуют один за другим. В пятнадцатиминутном перерыве он едва успел вылить на себя несколько ведер воды! Но, несмотря на страшнейшее напряжение, и там, и там — подиум.

О выступлениях Львова в Кубке «Лада» можно говорить много — например, чего стоил его старт на Ходынке, когда из последнего ряда он добрался до второго места и даже подумывал об атаке на лидера. Лишь досадная случайность отбросила его тогда на четвертую позицию.

Сам же Александр считает, что дальнейшие выступления в моноклассе наверняка остановили бы его прогресс. Но другой альтернативы в тот момент не было.

И — вновь счастливый случай. Под занавес прошлогоднего сезона питерский гонщик Алексей Глебов получил предложения сразу от двух московских команд — Honda Racing Art и «Мастер-Пилот Свеза». Алексей предпочел принять первое предложение, а в «Мастер-Пилот Свеза» порекомендовал Александра Львова.

Состояние технического парка команды особых восторгов не вызывало, но после «восьмерок»-то!..

В заключительной гонке сезона Александр стартовал уже на стареньком Opel Astra. И хотя еще на тренировке и мотор, и коробка передач приказали долго жить, ни у команды, ни у Львова желание сотрудничать не пропало.

На первых порах конкретных задач перед пилотом не ставилось. И все же осторожный вопрос, когда Александр сможет на равных бороться с лидерами, ему задали. «Через пару гонок», — пообещал Саша. И выиграл первый же старт сезона. «Неубедительно, — покачивали головой скептики. — Если бы не дождь и не завал на старте… Да и кто такой Львов? Мальчик из Кубка “Лада”!» Однако в следующей гонке Львов вновь на подиуме.

То, что Александр стал одним из лидеров класса «Туринг», скепсиса больше не вызывает. Как, впрочем, и то, что «просто» место в первой тройке его не устраивает. Амбициозность? Безусловно, но — подкрепленная уверенностью в собственных силах. Слухи о том, что у кого-то появился «суперкар», его не пугают: в автогонках Сашу прежде всего привлекает борьба.

Подтверждением того, что подобные заявления — не плод излишнего самомнения, стал успех на тольяттинском этапе чемпионата России-2001: лучшее время в «квалификации» и победа в гонке. Финишировавший вторым Михаил Ухов лишь развел руками: «Это лучшее, что я мог сегодня сделать».

Вот так складывается спортивная жизнь подросшего «Львенка» — того самого, который четверть века назад, стоя в стопке покрышек, следил за проносящимися по трассе «формулами». Теперь поболеть за Александра приходят жена Лена и дочурка Ксюша. «Я очень люблю свою семью. От нее исходит некая энергетика, помогающая мне в непростых ситуациях, — признается Саша. — Риск в автоспорте неизбежен. И за меня, я знаю, очень волнуются. Но и понимают: гонки теперь — это моя работа».

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное