Главная  /  Шины  /  Вселенная Pirelli
[

Достояние Италии - компания Pirelli

]
Вселенная Pirelli
Футбольный клуб «Интер», автомобили Ferrari, гастрономические изыски — пармезан и моцарелла… Да, мы говорим об Италии. Но есть и еще одна визитная карточка этой солнечной страны — компания Pirelli

СОХРАНИТЬ И ПРИУМНОЖИТЬ

В Милане к Pirelli особое отношение. Именно здесь в 1872 году инженер Джованни Батиста Пирелли построил небольшой завод по производству изделий из каучука. Так компания G.B. Pirelli & C. с первоначальным штатом в четыре десятка рабочих дала старт проекту, впоследствии ставшему трансконтинентальным, и сегодня в активе Pirelli два десятка заводов, расположенных по всему миру (уже в 1902 году был открыт завод Pirelli по производству резинотехнических изделий в Испании). А то место, на котором начало функционировать первое предприятие Джованни Батисты Пирелли, разрушенное во время Второй мировой войны, сегодня украшает небоскреб Пиреллоне. Проект 127-метрового здания, в котором предстояло разместиться штаб-квартире компании Pirelli, был разработан в 1950 году известным архитектором Джованни Понти, и в 1960-м строительство первого миланского небоскреба, решенного в футуристическом стиле, было завершено. Понятно, что Pirelli, в сфере интересов которой всегда были социальные программы, выходящие за рамки компании, не ограничилась лишь офисными помещениями: в новом здании размещался большой культурный центр. В 1978 году штаб-квартира Pirelli была перенесена на окраины Милана, а небоскреб в центральной части города продан администрации региона Ломбардия. Но и по сей день эта задумка Альберто Пирелли, занимавшего в 1950 году пост президента компании, носит имя «Пиреллоне».

Pirelli

Вилла Арчибольди

Нынешняя штаб-квартира Pirelli располагается в том месте, где в 1918 году Джованни Батиста Пирелли решил построить свой второй завод — предприятие, расположенное в центре Милана, уже не имело территориальных возможностей для дальнейшего развития. Но сегодня это не просто офисное здание — это комплекс сооружений. К примеру, на этой же территории расположен и центр исследований и разработок Pirelli, и музей, уже ставший неотъемлемой частью культуры компании Pirelli. Само название музея — Pirelli Foundation — далеко не полностью отражает его суть. Это не просто фонд или архив, хотя здесь содержатся более 16 000 различных книг, посвященных только используемым в производстве резины материалам, более 700 000 фотографий, рассказывающих о становлении компании, и бережно собранные документы технических условий производимой продукции с начала прошлого века и до наших дней. Фонд, организовывая регулярные тематические выставки и семинары, проводит большую работу по популяризации различных проектов компании. Это касается и экологических программ, и работ, связанных с поиском новых материалов для промышленного производства, и многого другого. Что же касается работы с архивами, то в 1972 году Ассоциацией итальянских архивистов собрание Pirelli Foundation было признано на национальном уровне. Кстати, в собрании Фонда есть и первый акт о создании компании Pirelli.

Pirelli Foundation фото

Старая градирня, запечатленная на этом фото, теперь закована в стекло, бетон и металл нынешней штаб-квартиры Pirelli

ОТ КЛАССИКИ ДО АВАНГАРДА

Холл штаб-квартиры Pirelli выглядит весьма необычно: почти всю его центральную часть (а это, по сути, стеклянный куб) занимает бетонное сооружение внушительных размеров. И в этой связи опять есть смысл посетить Pirelli Foundation, где есть фотографии, рассказывающие, как менялась промышленная зона Милана с приходом туда компании Pirelli. На одном из снимков запечатлена бетонная градирня, служившая для охлаждения циркулирующей воды. Именно ее заковали в стекло и металл при строительстве новой штаб-квартиры Pirelli. Причем архитекторы и инженеры использовали градирню абсолютно функционально — внутри этой трубы расположили конференц-залы, а стеклянные переходы на разных уровнях придают всему сооружению просто космический вид. Но и это далеко не все сюрпризы terra Pirelli: сквозь стеклянные стены штаб-квартиры можно увидеть спрятавшееся за деревьями небольшое здание ломбардской архитектуры. Это Bicocca degli Arcimboldi, загородный дом, построенный здесь семьей Арчимбольди примерно в 1450 году. В переводе с итальянского bicocca означает «охотничий дом» (впоследствии и весь пригородный район получил название Bicocca), и это самая старая постройка в этой части Милана. В XVII веке род Арчимбольди исчез, вилла переходила из рук в руки, и в начале прошлого века была приобретена Пирелли вместе с территорией под строительство завода. Стоит отметить, что во времена перехода виллы Арчимбольди от семьи к семье она ни разу не подвергалась капитальной реставрации, что позволило сохранить ее первоначальный облик. Наиболее значимые работы по реставрации проводились уже в то время, когда Bicocca degli Arcimboldi была собственностью компании Pirelli.

С шинами Pirelli итальянский экипаж, пройдя 17 000 км, стал победителем пробега Пекин–Париж

А совсем недалеко от миланской штаб-квартиры Pirelli, все в том же районе Bicocca, расположен еще один объект, имеющий непосредственное отношение к компании — Pirelli HangarBicocca. Что касается первого впечатления, то это действительно обычный ангар, из тех, что «украшают» промышленные зоны любого из больших городов. Но, во-первых, главное скрывается внутри этого самого ангара, а во-вторых, несмотря на то, что в его названии лидирует слово Pirelli, он имеет такое же отношение к производству шин, как, например, вилла Арчимбольди. Pirelli HangarBicocca — это витрина современного художественного авангарда. Что же касается ангара, то до 2004 года здесь действительно была производственная территория площадью в 15 000 м2, трансформировавшаяся благодаря инвестициям компании Pirelli в крупнейший центр современного искусства. Посещение центра бесплатно, и это касается не только постоянных экспозиций, таких как, например, выставка Ансельма Кифера «Семь небесных дворцов» (для экспонирования которой и родилась идея открытия HangarBicocca), но и временных выставок мастеров авангарда. Сейчас, к примеру, в Pirelli HangarBicocca экспонируются работы из персональной выставки Карстена Холлера, среди которых оптические лабиринты, блуждающие кровати, на которых посетители с крепкой психикой могут провести ночь в ангаре, летающие грибы… Но в большей своей части Pirelli HangarBicocca ориентирован на посещение всей семьей. Не случайно в 2013 году в «ангаре имени Pirelli» побывало около 280 000 посетителей.

ДЕЛУ — ВРЕМЯ

Как-то мне довелось посмотреть любопытный документальный фильм под названием «Футбол без мяча». И лучшего названия для него придумать было сложно: все двадцать минут фильма о футболе в кадре ни разу не появился мяч. Но те страсти, которые кипели на футбольном поле, режиссер сумел передать блестяще! Возможно, что и в этом случае всего вышесказанного было бы достаточно, чтобы понять, что такое Pirelli для Италии. В плане эмоциональном, возможно. Но в Италии есть еще и такие символы, как Ferrari, Lamborghini, если хотите, Pagani. И вот все эти суперкары предпочитают шины Pirelli. А посему пытаться понять роль компании для страны без посещения ее завода бессмысленно. С другой стороны, сам процесс производства шин, несмотря на отдельные нюансы, разнообразием не отличается. Но посещение Settimo Torinese, завода Pirelli, расположенного недалеко от Турина, было достаточно интересным. Причем начиная с того, как воплощалась в жизнь идея, изначально казавшаяся достаточно простой: объединить два ранее независимых производства — завода легковых шин и предприятия, производящего шины для грузовиков. Но для реализации этой сугубо утилитарной идеи был приглашен не кто иной, как архитектор Ренцо Пьяно. Ренцо, один из родоначальников архитектурного стиля хай-тек, известен как творец «воздушных замков». Достаточно вспомнить его небоскреб «Шард» в Лондоне! А здесь проектирование завода… Что ж, без этого итальянцы не были бы самими собой — они твердо уверены в том, что во всем нужна страсть. Об этом же говорит и директор Settimo Torinese Стефано Гадда: «Завод создавался для производства премиальных продуктов, а для этого нам понадобились и современная инфраструктура, и возможность использования самых последних инноваций. А потому была необходима и абсолютно новая концепция завода. Все сотрудники могли внести в эту работу некую страсть». Решение было достаточно простым, но эффектным и, как сегодня считают сами «пользователи», эффективным. Основой проекта стала центральная структура, выполняющая роль «позвоночника» как в архитектурном, так и в административном плане, по обе стороны от которой расположились производственные зоны. В 2008 году администрация области Пьемонт, управление провинции Турино и университет Турина подписали протокол о реализации проекта, а на следующий год администрация Пьемонта выделила 27 млн евро на разработку проекта. Уже в мае 2010 года на новом заводе стартовало производство легковых шин, в июле того же года заработал собственный цех резиносмешения (кстати, именно здесь производятся резиновые смеси для шин для болидов «Формулы-1»), а окончательное завершение строительства всего комплекса датировано апрелем 2014 года. Сегодня это самый крупный завод Pirelli в Италии — на нем работают 1200 человек.

Pirelli HangarBicocca

«Семь небесных дворцов» — центральная экспозиция галереи Pirelli HangarBicocca

Интересно и то, что здесь в рамках одного завода представлены три разных подхода к производству шин: ручное, роботизированное и полностью автоматическое на линиях MIRS. Последние мне показались наиболее интересными в производственной программе Pirelli. Но для того чтобы увидеть их работу, не нужно уезжать из Милана: именно там с 2009 года существует центр Next MIRS, работающий по лицензированной технологии Pirelli. Правда, визит туда потребовал особо длительного согласования…

Компания Pirelli всегда уделяла и уделяет много внимания «моторным» видам спорта. И одержала на этом поприще немало громких побед

БУДУЩЕЕ НАЧИНАЕТСЯ СЕГОДНЯ

На роботизированных линиях любого шинного производства фото- и видеосъемка, мягко говоря, не приветствуется, а там, где работают полностью автоматизированные блоки MIRS, она просто запрещена. Даже в материалах компании для прессы фотографии этих цехов стараются не размещать. MIRS — это Модульная интегрированная роботизированная система, и здесь, в Милане, сотрудники центра производят или небольшие партии шин для конкретных спорткаров и определенных дорожных условий, или прототипы шин, создаваемые совместно с Центром разработки компании. Что же касается секретности, то это вполне объяснимо. Во-первых, все использующиеся здесь технологии на 100 % разработаны в Pirelli, и некоторые из них только проходят апробирование, а технический шпионаж по-прежнему может быть «двигателем прогресса» для конкурентов. Во-вторых, как уже было сказано, в этом центре производятся прототипы шин, а афишировать работу на перспективу вряд ли кто захочет. Да и сторонние заказчики вряд ли будут довольны пристальным вниманием к тому, в какие шины они обувают свои спорткары. Алгоритм взаимоотношений здесь простой: «под заказ» создаются технические условия, а специалисты Next MIRS «выпекают» продукт, который этим условиям должен соответствовать. Вот, к примеру, на стеллажах лежат колеса для Lamborghini Aventador. В техническом задании указаны особый размер, эксклюзивный состав резиновой смеси и… особая окраска боковины. Заказано 10 штук таких шин. Вот еще шины. Но их, после того как клиент провел испытания на треке, предстоит еще доработать. А вид работы автоматических комплексов действительно впечатляет: штат центра — всего 32 человека, а роботы находятся в постоянном движении, производя продукты с разным составом смеси, различных типоразмеров и конструкций. Кстати, последовательность перехода продукта от одного робота к другому на протяжении всей цепочки производства шины как раз и является сутью лицензии, полученной компанией Pirelli на этот процесс. Мы с гидом останавливаемся у блока, где на барабан наматываются ленты прорезиненного металлокорда. «Посмотри, под каким углом наматывается корд, обращает он мое внимание. — В обычных дорожных шинах угол другой, и во многом от этого зависит пятно контакта шины с дорогой. Чем более открытый угол, тем шире пятно контакта. Угол закрытый — пятно контакта узкое и длинное». О конструкции шины здесь могут говорить много, а вот некоторые вопросы об особенностях производства у сотрудников центра Next MIRS вызывают недоумение. Как долго длится процесс вулканизации? «От 12 до 45 минут. Все зависит от резиновой смеси, типоразмера… При этом разные зоны шины подвергаются разным температурам», — следует обстоятельный ответ. Сколько времени занимает сборка шины на линии роботов? «Минут 17–20, но для нас скорость сборки не принципиальна». А сколько шин производится здесь ежедневно? «100–120 штук. Не впечатляет? Тогда вам на заводы Pirelli в Бразилии — там производят 35 000 штук в день. А наша цель — это разработка процессов». И, конечно же, не обошлось без вопроса, не здесь ли проходила адаптация шин для «Формулы-1»? Действительно, именно здесь в 2011 году разрабатывались стандарты для шин F1. Затем весь технологический процесс был передан на завод Pirelli в Турции. «Но шина для «Формулы-1» продукт менее сложный, чем шина для спорткара, — улыбается наш гид. — Она используется на идеальном с точки зрения нагрузок асфальтовом покрытии, и ее жизнь не должна быть долгой. Кстати, еще более сложной является разработка «гражданских» зимних шин».

В рекламных кампаниях Pirelli участвовало немало знаменитых личностей. Например, Мэрилин Монро

Заглянуть в будущее компании Pirelli можно не только в Next MIRS, но и в Центре исследований и разработок компании. Правда, и там к визиту журналистов хорошо готовятся, и увидеть «будущее-будущее» вряд ли удастся. С фотосъемкой здесь несколько проще: с разрешения сопровождавшего нас сотрудника центра Диего на отдельных участках фотографировать можно. Вот, к примеру, участок, где лазер рисует на «слике» рисунок протектора. Изначально 3D-рисунок моделируется на компьютере и после виртуальных тестов наносится на реальную, с уже готовой внутренней структурой, шину. Это лишь черновик — глубина сделанной лазером нарезки всего 0,1 мм. Здесь Диего фотографировать не разрешает, так как в работе находится прототип. Следующей операцией является нарезка протектора до нужной глубины. Выполняется она вручную: высокая температура лазера может отрицательно сказаться на характеристиках резиновой смеси, использованной для изготовления протекторного слоя. Затем испытания: от контроля размеров, параметров и тестов шин в статике до динамических испытаний с симуляцией на стенде различных дорожных условий. Для этого в Центре исследований и разработок есть восемь десятков стендов, на которых можно проводить около 500 различных испытаний. А вот и еще один уголок Центра, где Диего настоятельно просил не фотографировать: здесь сложены шины для болидов «Формулы-1». Но не нынешнего поколения, а прототипы тех, что будут использоваться в 2017 году, когда начнется действие нового технического регламента королевских гонок. И это действительно опытные образцы, прямо сейчас проходящие испытания: нарезка протектора дождевых шин выполнена вручную, а по поверхности «сликов» видно, что они уже использовались на реальной трассе. Кстати, знакомство с Центром исследований и разработок подтверждает тезис, что автомобильный спорт в той или иной степени способствует техническому прогрессу. Для работы над шинами «Формулы-1» инженерам Центра R&D Pirelli пришлось подготовить целый ряд программ и инструментов, которые сейчас с успехом используются в разработке всей линейки шин компании. Увидев все это торжество технологий, было невозможно удержаться от вопроса: можно ли создать идеальную шину, обладающую самыми высокими характеристиками по всем параметрам? Диего ответил вопросом на вопрос: «Зачем?» Пришлось вопрос перефразировать: часто ли возникают противоречия между ключевыми характеристиками шины?

Даже из рекламных плакатов в Pirelli старались создавать произведения искусства

Здесь Диего не сомневался: «Постоянно! Здесь не может быть золотого стандарта, всегда нужен компромисс. Предположим, мы меняем рисунок протектора и улучшаем показатели торможения на мокром асфальте, но шина становится более шумной. Или шины для спорткаров, которые должны обладать определенными характеристиками, но уровень шума в этот перечень точно не входит».

Pirelli Foundation — не просто хранилище материалов. Почти все они в открытом доступе и могут использоваться для работы

Pirelli завод фото

Pirelli завод

Полностью автоматизированные линии Next MIRS, роботизированные участки сборки шин... Это сегодняшний день Pirelli

Pirelli фотографии завода

Участок статических испытаний Центра исследований и разработок Pirelli

Время, проведенное в атмосфере Pirelli, пролетело быстро. И конечно же, в Милане было немало чисто итальянских уголков, которые могли бы стать визитной карточкой этой замечательной страны. Но уже по дороге в аэропорт я поймал себя на мысли, что в суете проснувшегося города все еще стараюсь рассмотреть знакомый силуэт небоскреба Пиреллоне.

Почувствуйте разницу: слева — пятно контакта «гражданской» шины, справа — шины для болида «Формулы-1»

А в этой сурдокамере шины испытываются на шумность

Здесь вручную нарезают протектор на шины-прототипы