Главная  /  Шины  /  Правила динамичного вождения: как ездить быстро и безопасно
[

Правила динамичного вождения: как ездить быстро и безопасно

]
Правила динамичного вождения:как ездить быстро и безопасно
Зима еще сопротивляется, но, тем не менее, сдает свои позиции. И совсем немного времени осталось до того момента, когда, пережив очереди в шиномонтажные мастерские, мы почувствуем под колесами своих автомобилей сухой асфальт. Асфальт, который провоцирует на быструю езду, радость которой мы подзабыли за зиму. Поэтому несколько советов тем, кто захочет реализовать возможности своих автомобилей, мощность двигателей которых превышает благоприятные для налоговых пошлин показатели

 

РАЗУМНАЯ ДОСТАТОЧНОСТЬ

Согласитесь, что зима для тех, кто любит динамичную езду, тоже не стала «мертвым сезоном». Прохождение поворотов в управляемом заносе на легковых автомобилях и кроссоверах, штурм снежной целины на внедорожниках… Да мало ли молодецких забав доступно зимой! И честь и хвала тем, кто не занимался экстремальным вождением на дорогах общего пользования, рискуя собственной жизнью и создавая проблемы другим участникам дорожного движения, а оттачивал мастерство управления автомобилем в условиях зимы на закрытых для постороннего движения площадках.

Весенне-летний период с точки зрения необходимости «включать разум» ничем не отличается от зимы, но имеет свои особенности. На сухом, прогретом солнцем асфальте, сцепление шин с дорогой куда лучше, что и провоцирует прохождение поворотов с гораздо большей скоростью. В этом материале не раз будут приводиться примеры, взятые из практики спортивного вождения, той практики, которая используется в автогонках. Но не как пример для подражания, а лишь для того, чтобы пояснить некоторые законы физики движения автомобиля. Вы обращали внимание на то, как проходят скоростные повороты пилоты Формулы-1? Посмотрите замедленные повторы, и вы обязательно заметите легкое скольжение. Не начало заноса автомобиля, что неминуемо ведет к потере времени, а именно чуть заметное скольжение буквально на грани сцепления шин с полотном трека. Если вернуться из жизни спортивной в жизнь «гражданскую», тот самый милый сердцу экстремала свист шин в повороте как раз и говорит о том, что шины начинают терять сцепление с дорогой в поперечном направлении. И как только баланс между центробежной силой, выталкивающей автомобиль наружу поворота, и коэффициентом сцепления шин с дорогой будет нарушен, произойдет достаточно резкий срыв. Дальше события могут развиваться лишь по двум сценариям: вам удается компенсировать развитие сноса или заноса, оставаясь в рамках своей полосы движения, или… Дальнейшее развитие ситуации во многом зависит от того, есть ли рядом другие участники движения, как в попутном направлении, так и на «встречке», или насколько «комфортны» кюветы по обочинам дороги. Примерно то же самое можно сказать и о торможении.

При выходе на обгон оцените ситуацию исходя из собственной скорости, скорости попутного автомобиля и скорости транспортных средств на «встречке». А чтобы увеличить угол обзора не прижимайтесь близко к автомобилю, следующему в попутном направлении.

Участники соревнований на гоночных треках тщательно выверяют точки торможений, стараясь затормозить как можно позже, максимально увеличив дистанцию, на которой автомобиль будет разгоняться. Инженеры, разрабатывающие шины для современных автомобилей, также стараются сократить тормозной путь как на сухом, так и на мокром асфальте в случае экстренного торможения. И ключевым здесь является слово «экстренного». К позднему и излишне активному торможению вашего автомобиля могут быть не готовы те водители, которые следуют за вашим автомобилем. И даже тот факт, что, скорее всего, не вы будете признаны виновником ДТП, вряд ли станет для вас утешением. И, пожалуй, самое главное, о чем нельзя не сказать, — это предписанный скоростной режим, который мы как законопослушные участники движения обязаны соблюдать. Даже находясь за рулем спорткара или просто мощного автомобиля.

МЫ ВСЕ УЧИЛИСЬ

У меня много друзей-автогонщиков, причем многие из них добились весьма серьезных успехов в спорте. И в «гражданской» жизни они ездят быстро. Нет, не за счет нарушения скоростного режима в городе и на загородных дорогах. Быстро добраться до пункта назначения им помогает умение просчитывать ситуацию, четко определять дистанцию даже в условиях плотного движения в мегаполисе. И речь не о противозаконной «игре в шашки» — все маневры осуществляются без помех для других участников дорожного движения, с обязательным использованием сигналов указателей поворота, без резких разгонов и торможений. Подобное происходит и на загородных дорогах — точно рассчитанные обгоны, уверенное, но без намека на экстрим, прохождение поворотов. Последнее дополнено тем, что даже на незнакомой дороге водитель, обладающий спортивным опытом, готов к любому развитию событий. И здесь знаний, которые дают автошколы, явно недостаточно. Самым сложным является движение в повороте в тех случаях, когда вы поняли что переусердствовали со скоростью на входе. На самом деле, это весьма частая ситуация при езде по незнакомой дороге, когда крутизна и длина поворотов вам неизвестны, а получить удовольствие от возможностей мощного автомобиля велико. Панацея? Снизить скорость до гарантированно безопасной и проезжать повороты «с запасом», но от этого принципа вы уже отступили. Первое желание — экстренно погасить скорость, выжав «в пол» педаль тормоза. Но так как ваш автомобиль уже находится на дуге поворота, тормозные усилия на внутренних, разгруженных, и внешних по отношению к повороту колесах будут разными, что приведет к заносу. Ситуации может помочь плавное торможение на дуге поворота, но если скорость на входе значительно превышена, то оно будет не столь эффективным. Если автомобиль проявляет недостаточную поворачиваемость, то есть стремится наружу поворота, не пытайтесь «заправить» его в поворот доворотом руля — скорее всего это приведет к скольжению передних колес и заносу задней оси. В этом случае нужно сначала стабилизировать автомобиль, вернув руль в положение, обеспечивающее сцепление передних колес с дорогой.

Занос задней оси, компенсирующее движение рулем в сторону заноса и увеличение тяги... Прием из арсенала дрифтеров, стремящихся пройти всю трассу в управляемом скольжении. Что касается скоростного прохождения поворота, то скорость должна быть погашена до входа в него, тогда разгон можно начинать еще до апекса. И получится быстро.

Более действенным является прием, который в автошколах формулировался так: «прекратить действие, вызвавшее снос или занос». В данном случае речь идет о плавном сбросе газа. В первую очередь этот прием особенно эффективен при управлении переднеприводными автомобилями — тяга на передних колесах уменьшится, а инерция задней оси сохранится, и автомобиль восстановит движение согласно геометрии поворота. Если же в повороте начал развиваться занос задней оси, то сначала нужно произвести корректирующее движение рулем в сторону заноса, а затем, работая педалью газа, вернуть автомобиль на нужную траекторию. На переднеприводных версиях автомобилей нужно увеличить тягу на ведущих колесах, а на автомобилях с задним приводом газ требуется сбросить — снижение тяги на задних колесах позволит автомобилю развернуться в сторону поворота. Что касается полноприводных автомобилей, то здесь все зависит от того, подключаемый или постоянный полный привод, в каком процентном отношении перебрасывается на оси крутящий момент и т. п. Сразу оговорюсь, здесь мы не рассматриваем чисто спортивные приемы прохождения поворотов, включающие такие аспекты, как, например, торможение скольжением.

Напомню, что речь идет о движении по дорогам общего пользования, где мы движемся не по оптимальным с точки зрения скоростного вождения, «спортивным» траекториям, используя всю ширину дороги.

И ДОЖДЬ, И ВЕТЕР…

Едва температура воздуха перевалила нулевую отметку,как я сделал неприятное открытие — езда по зимним дорогам даже на шипованных шинах была удивительно комфортной! С приходом весны я убедился, что тезис о том, что у нас асфальт сходит вместе со снегом — отнюдь не гипербола. Очистившаяся от снега дорога в спальном районе города будто бы пережила ковровую бомбардировку, а весенние дожди только усугубили ситуацию, скрыв под слоем воды настоящие «волчьи ямы». Потому с проездом через лужи нужно проявлять осторожность, смирив гордыню обладателя мощной легковушки или кроссовера — черт его знает, что кроется под зеркальной гладью воды. Да и глубина имеет значение — если уровень воды доходит до середины ступицы колеса, то форсировать эту преграду стоит особенно осторожно. Кстати, обратите внимание, на какой высоте расположен воздухозаборник двигателя вашего автомобиля — атака глубокой лужи на скорости или экстренное торможение в ней может закончиться для мотора гидроударом. Я уже не говорю о залитой водой электрике. Пословица «тише едешь — дальше будешь» мне не очень нравится, но в данном случае она вполне может считаться руководством к действию. Да и вообще, мокрый асфальт — субстанция весьма опасная, особенно если уровень сцепления колес с дорогой не соответствует выбранной скорости. И в этом случае стоит вспомнить «зимние» навыки управления на скользком покрытии. Но в первую очередь любителям динамичной езды стоит весьма серьезно отнестись к выбору шин, обратив особое внимание на их характеристики на мокром покрытии, включая эффективность торможения и стойкость к аквапланированию. Дело в том, что обеспечить одинаково высокие характеристики шин как на сухом, так и на влажном покрытии чрезвычайно сложно, поэтому принимается или компромиссный вариант, или акценты разработки смещаются в одну из сторон.

При движении в дождь нужно учитывать два фактора: ограниченную видимость и специфику сцепления колес с дорогой

В качестве примера успешного решения этой проблемы стоит привести две модели шин для динамичной езды, производимых компанией Toyo Tires, но о тех технологиях, которые были использованы при разработке моделей Proxes Sport и Proxes ST3, расскажем чуть ниже. А сейчас еще один «школьный» совет, касающийся прохождения поворотов, который особенно актуален при управлении автомобилем на мокрой дороге. Одна из заповедей спортивного вождения гласит: самое важное — это оптимальная скорость на входе в поворот. Вовремя и с нужной эффективностью затормозить, включить соответствующую пониженную передачу (на автомобилях с механической КП), сместить автомобиль к наружной части дороги (так вы увеличите радиус, и снизите воздействие центробежных сил) — и можно начинать разгон уже на дуге поворота. Если же скорость на входе в поворот превышена, то выстроить оптимальную траекторию уже не удастся, и вместо удовольствия от динамичного прохождения поворота вам придется заниматься усмирением автомобиля. Особое внимание стоит обратить на вождение в ночных условиях и в условиях плохой видимости. Во-первых, езда, а тем более езда активная, в таких условиях требует повышенной концентрации. А это ведет к более быстрой утомляемости. Во-вторых, действия водителя в дневных и ночных условиях, даже при движении по хорошо знакомой дороге, могут отличаться: чуть позже торможение и начало маневра, чуть измененная траектория… Поэтому и последствия от желания пройти один и тот же участок днем и ночью с одинаковой скоростью могут отличаться.

Надеюсь, что подобных трамплинов на дорогах общего пользования вам не встретится, но проезд на высокой скорости даже небольших неровностей приведет к разгрузке управляемых колес. А в воздухе, как известно, автомобиль не рулится...

НАДЕЖДА И ОПОРА

Шины — они являются единственным связующим звеном между автомобилем и дорогой, и именно от них во многом зависит безопасность. Особенно безопасность при динамичном вождении. И если вы не ограничиваетесь лишь фактом обладания мощного автомобиля со спортивным характером, а хотите на деле реализовать его возможности, то особое внимание вам стоит обратить на выбор шин. О тех деталях, на которые стоит обратить внимание при выборе, расскажем на примере двух спортивных моделей, выпускаемых компанией Toyo Tires. Первая из них, Proxes Sport, новинка компании, недавно появившаяся в России пока в ограниченном количестве типоразмеров, но уже в следующем году данная модель будет доступна в 44 типоразмерах с посадочными диаметрами от 17 до 20 дюймов. Поэтому с подбором необходимого размера проблем не будет. При разработке этой модели в фокусе инженеров Toyo были два ключевых для этого сегмента шин направления: управляемость на высокой скорости и сцепление на мокрой дороге. Но и остальные характеристики без внимания разработчиков не остались — по сравнению с предыдущей моделью Proxes T1 Sport все они были значительно улучшены.

О том, что шина Proxes Sport обладает спортивным характером, можно судить по дизайну протектора: асимметричный рисунок с зеркальным расположением блоков обеспечивает высокий уровень сцепления и торможения. Жесткие ребра протектора способствуют точному управлению в поворотах и хорошей курсовой устойчивости, а широкие продольные канавки вместе с эффективно расположенными ламелями помогают эффективно вывести воду из пятна контакта, что позволяет снизить риск аквапланирования и повышает сцепные характеристики на мокрой дороге. Но это то, что видно невооруженным глазом. Если же говорить о «внутреннем содержании», то есть о резиновой смеси Proxes Sport, то в ее состав входят новые компоненты, способствующие высоким сцепным свойствам как на сухой, так и на мокрой дороге. Для улучшения свойств резиновой смеси в компании Toyo Tires используют собственную технологию Nano Balance. Эта технология позволяет моделировать и анализировать взаимодействие компонентов смеси на нано-уровне и смешивать компоненты с высокой точностью. В результате еще один важный момент, который специалисты Toyo не оставили без внимания: модель Proxes Sport демонстрирует высокий уровень комфорта, как акустического, так и амортизирующего. А поскольку в этом материале мы говорим о динамичной езде, то преимуществом этой шины является и ее высокая износостойкость (в сочетании со всеми высокими характеристиками, описанными выше).

Вторая модель, которую мы рассматриваем в качестве показательного примера шин для динамичной езды, — Toyo Proxes ST3, предназначенная для пикапов, внедорожников и кроссоверов. И первое, о чем стоит сказать, — это оригинальный дизайн протектора с направленным рисунком, в основу которого было положено три образа: молния, крылья истребителя Stealth и наконечник стрелы. Стоит отметить, что дизайн протектора не только красив, но и функционален: конусообразные элементы центральной части протектора «отвечают» за курсовую устойчивость и стойкость шины к аквапланированию, а жесткие блоки протектора, выполненные в форме параллелограмма, обеспечивают высокие характеристики на сухом покрытии. Молниеобразные канавки, идущие от плечевых зон к центру, эффективно отводят воду из пятна контакта шины с дорогой. Стоит обратить внимание на те решения, которые обеспечивают блокам жесткость, — это и их небольшой наклон, препятствующий деформации, что, в свою очередь, повышает стойкость к неравномерному износу и улучшает тормозные характеристики. Что касается конструкции шины, то она соответствует шинам, предназначенным для высокоскоростной езды, а двухслойный каркас придает конструкции необходимую жесткость и прочность, без чего нельзя добиться высокого уровня управляемости и курсовой устойчивости.

PROXES SPORT

Шина относится к сегменту, который требует от разработчиков особого внимания — такие шины должны быть универсальными: обладать высоким уровнем комфорта для эксплуатации в «гражданских» условиях, иметь хорошую износостойкость и быть готовы к проверке скоростью, по которой так соскучились за зиму любители динамичной езды. А так как почитателям адреналина не страшен «ни дождь, ни ветер» то разработчики Proxes Sport постарались обеспечить шине одинаково высокие характеристики и на мокром, и на сухом асфальте.

PROXES ST3

Быструю езду любят не только обладатели седанов или хетчбэков, но и многие владельцы кроссоверов и внедорожников (к примеру, Kia Mohave) не прочь «прохватить» по очистившейся от снега дороге, а то и на трек-день отправиться. Вот для них-то и предназначена модель Proxes ST3, шина, визитной карточкой которой стал оригинальный и эффектный дизайн протектора. А с учетом качества наших дорог стоит обратить внимание и на конструкцию шины — двухслойный каркас обеспечивает этой модели необходимую жесткость и прочность.

На правах рекламы