Главная  /  Шины  /  Первопроходцы: история шин Nokian Hakkapeliitta
[

Первопроходцы: история шин Nokian Hakkapeliitta

]
Первопроходцы:история шин Nokian Hakkapeliitta
Прошлый год стал юбилейным для одного из знаковых брендов концерна Nokian Tyres: 80 лет назад была выпущена первая зимняя шина, получившая воинственное имя Hakkapeliitta. Именно так звучал клич финских воинов, идущих в атаку. И тогда, в начале 1930-х годов, сотрудники предприятия из городка Нокиа бросили вызов зимним дорогам

НА ВОЛНЕ ЭВОЛЮЦИИ

Начало развития резинотехнической промышленности Финляндии датировано концом 19 века, когда по инициативе ряда крупных промышленников и общественных деятелей была создана компания Suomen Gummitehdas osakeyhtio. Номенклатура изделий, выпускаемых молодым предприятием, была невелика, а большую часть «кассы» делали весьма востребованные в то время галоши.

Дальнейшему развитию производства серьезно мешала локация: располагался завод непосредственно в центре Хельсинки. Расширения требовала и тенденция экономического развития самой Финляндии: в начале 1930-х ряд отраслей, в число которых входила и резинотехническая промышленность, взяли курс на централизацию. Именно тогда штаб-квартирой Suomen Gummitehdas и стал городок Нокиа, а разрастающимся предприятием были приобретены пара небольших заводиков, занимавшихся производством изделий из резины.

Темпы развития впечатляли, и к 1938 году компания Suomen Gummitehdas входила в двадцатку самых крупных предприятий Финляндии. Только на заводе в городе Нокиа работали 1500 сотрудников, а общий штат предприятия превышал 2000 человек. Расширялся и ассортимент продукции: помимо обуви, резиновых ковриков и шин для велосипедов, в 1932 году в номенклатуре выпускаемых Suomen Gummitehdas появились автомобильные шины.

 

ХАРАКТЕР НОРДИЧЕСКИЙ

Первопроходцами в производстве зимних шин скандинавы должны были стать просто по определению: суровые зимние условия негативно влияли на эффективность автомобильных грузоперевозок. Таким образом, потребность в специальных шинах была, и оставалось связать потребности рынка с возможностью выпуска необходимого продукта. С этим в компании Suomen Gummitehdas все обстояло как нельзя лучше. К примеру, менеджер по продажам Эрик Сундквист был и ключевой фигурой отдела разработок. В результате в 1934 году на заводе в Нокиа началось производство первой в мире зимней шины для грузовых автомобилей и автобусов. Ее назначение определяло само название — Kelirengas, что в переводе означало «шина для определенной погоды».

Nokian Hakkapeliitta

Первые зимние шины: слева модель Kelirengas, справа — Lumi-Hakkapeliitta

Что касается необходимых характеристик, то они решались исключительно дизайном протектора: шина должна была обеспечивать тягу в глубоком снегу. Поэтому в протекторе центральной части шины использовались блоки зигзагообразной формы с острыми краями, разделенные глубокими продольными канавками. Такое решение позволяло отказаться от использования неудобных цепей противоскольжения. Первые партии шин выпускались в размере 7.50-20. Что касается потребительских свойств, то создатели модели Kelirengas так отразили их в рекламе продукта: «Торможение стало более эффективным, и боковое скольжение в поворотах полностью устранено». Согласитесь, что звучало это достаточно оптимистично. Если же вернуться к производственным мощностям Suomen Gummitehdas того времени, то в прайс-листе 1934 года значилось 10 моделей шин, а ежедневный выпуск составлял 110 штук.

зимние шины Nokian Hakkapeliitta

Примером дальнейшей эволюции стала модель Haka-Hakkapeliitta

Но если модель Kelirengas предназначалась для коммерческого транспорта, то в 1936 году на заводе в Нокиа было начато производство шин и для легковых автомобилей. Кстати, 1936 год нередко называют стартовым в производстве зимних шин, зачастую «забывая» о той самой модели Kelirengas. Все дело в том, что модель Lumi-Hakkapeliitta была просто соткана из инновационных решений. Блоки протектора были, как и в «грузовой» шине, расположены поперек, но их сложный рисунок обеспечивал шине более широкий функционал.

Помимо высоких сцепных свойств на снегу, шина обеспечивала сцепление и на льду, и на гравии. Кроме того, развитые канавки протектора хорошо очищались от снега и грязи. И нет ничего удивительного в том, что решения, использованные в модели Lumi-Hakkapeliitta, с успехом использовались даже в 1950-х годах. К примеру, похожий, хотя и серьезно модифицированный, рисунок протектора имела выпущенная в середине 1950-х модель Haka-Hakkapeliitta, главная особенность которой заключалась в усиленном многослойном рисунке протектора.

 

А ТЕПЕРЬ «ЗУБАСТЫЕ»…

Дорожная сеть увеличивалась, качество дорог улучшалось, менялись и автомобили. В то же время повышались требования к характеристикам шин. И значительным шагом в их эволюции стало появление шипов. Здесь шины финского производителя также были в числе пионеров нового технического решения. Шипы для шин появились на рынке в 1957 году, и а уже в 1961-м стали производится шины Hakkapeliitta, имеющие в протекторном слое отверстия для шипов.

шипованые шины Nokian Hakkapeliitta

В 1961 году была представлена первая шипованная шина Kometa-Hakkapeliitta

Новинка была замечена не только обычными водителями, но и профессиональными спортсменами. Особые требования к шинам предъявляли участники ралли «Монте-Карло», традиционно проходящего в январе. Дело в том, что эта гонка отличается постоянно меняющимися дорожными условиями, и выбор шин здесь особенно важен. В 1963 году финский гонщик Паули Тойвонен использовал шипованные шины Haka-Hakkapeliitta на горных участках ралли, показав пример другим участникам легендарной гонки. Результат не замедлил сказаться: Паули и его штурман Ансси Ярви заняли второе место, а их соотечественники Рауно Аалтонен и Тони Абронен финишировали на третьем месте.

1963 год. Ралли Монте-Карло

Сегодня шипованные шины Hakkapeliitta являются неотъемлемой частью продуктовой линейки компании Nokian Tyres, а их кондиции нередко проходят испытания в экстремальных режимах. Так, в 2011 году на автомобиле, укомплектованном шипованными шинами Nokian Hakkapeliitta 7, был установлен мировой рекорд скорости на льду — 331,610 км/ч. А в 2013 году модель Nokian Hakkapeliitta 8 позволила разогнаться на льду до 335,713 км/ч.