Путешествия
Главная  /  Путешествия  /  Восток—Запад. Автопутешествие по Европе

Восток—Запад.
Автопутешествие по Европе

Когда-то автомобильные путешествия по Европе были несбыточной мечтой каждого советского автомобилиста. Вырваться за пределы Страны Советов, а уж тем паче «железного занавеса» было немногим легче, чем полететь в космос

Но даже тем единицам, кому это удавалось, — актерам, режисерам, дипломатам, организовать подобное путешествие было неверояно сложно. Одними визами надо было залепить полпаспорта, не говоря уже об организационных проблемах. Зато с развалом СССР, падением «железного занавеса» и расширением шенгенской зоны, организовать автомобильное путешествие в Европу стало столь же просто, как съездить в Сочи. Всего одна виза и один пограничный контроль, и под колесами уже гладкий, как стекло, асфальт просвещенной Европы! Особенно подобные путешествия популярны у россиян в новогодние и майские праздники. Но вот вопрос: как далеко имеет смысл заходить в автомобильных пробегах по Европе с точки зрения окупаемости финансовых и временных затрат? Чтобы выяснить это на практике, в канун Нового года мы доехали из Москвы аж до Барселоны.

Озеро Комо в северной Италии. Фото: Анастасия Жигалова

Из российской столицы в Западную Европу (если, конечно, вы не собираетесь ограничивать путешествие прибалтийскими странами) ведут три основных туристических пути. Северный — через Питер и Выборг в Финляндию и далее — к скандинавским паромам. Западный — через Минск, Брест, Польшу и Германию во Францию, и Юго-Западный, после Бреста уходящий на юг — в сторону Чехии, Австрии и Италии. Есть, правда, еще южный маршрут через Украину и Венгрию, но он того не стоит, учитывая качество украинских дорог и «гостеприимство» бойцов погранично-таможенной охраны Незалежной, которые могут на ровном месте испортить праздничное настроение кому угодно. Потому на этот раз путь наш лежит на запад, туда, где на берегах Буга притаились под снежным покрывалом кроваво-красные развалины Брестской крепости.

Автопутешествие «Восток—Запад». Фото: Анастасия Жигалова

Если повезет с погодой, эти первые 1100 км пути до Бреста никаких особых сюрпризов и проблем в себе не таят, многократно обкатаны и описаны, в том числе и на страницах нашего журнала. Дорога эта безальтернативная и, по российским меркам, практически идеальная, особенно в своей белорусской части. Границы внутри союзного государства давно нет, плата за дороги с автомобилей на российских номерах в Белоруссии теперь тоже не взимается. Знай следи за скоростным режимом. В российской части маршрута до Можайска, а затем в окрестностях Смоленска дорога в населенных пунктах усердно простреливается «стрелками», в Белоруссии им на смену приходит ручной труд сотрудников ДПС.

Стены Брестской Крепости как и в далеком 1941‑м сторожат западную границу союзного государства. Фото: Анастасия Жигалова

В принципе, в Белоруссии деньги можно и не менять. На заправках принимают как российские рубли, так и евро с долларами. Однако если вы собираетесь заночевать в Бресте, проблемой покупки белоруских рублей лучше все-таки озадачиться, поскольку из всех отелей Бреста кредитной картой можно расплатиться лишь в трех-четырех самых дорогих. Лучший отель в центре города обойдет-  ся около 3000 руб. за номер. Можно поселиться и в три раза дешевле, но уже лишь за наличные. А остановиться в Бресте стоит по двум причинам: во-первых, чтобы побывать в Брестской крепости, в 1941‑м навеки ставшей символом мужества советских воинов, во-вторых, чтобы не проходить границу вечером в час пик, а перенести эту «приятную» процедуру на утро, когда машин и на Варшавском мосту (200 м от Южного острова крепости), и тем более на погранпереходе в Домачево, что в 35 км южнее города, становится на порядок меньше. Главное не пытаться прорваться в Польшу вечером пятницы, когда на КПП можно простоять 9–12 часов (информация о загруженности погранпереходов: www.border.by).

Автопутешествие «Восток—Запад». Фото: Анастасия Жигалова

Итак, мы в Польше. Теперь, поскольку наш путь лежит в сторону Барселоны, нужно принять решение, куда собственно ехать дальше — строго на запад, в Германию и далее через Дрезден и Штутгарт во Францию, или на юг — через Чехию, Австрию, Италию на Лазурный берег Прованса. Оба маршрута так или иначе снова сойдутся в Ниме, неподалеку от испанской границы. Первый покороче — около 2550 км (2000 км по бесплатным и платным автобанам, которые обойдутся в €83), полегче и побыстрее, но и смотреть на этом маршруте особо нечего, разве что Дрезден, пару заводских автомобильных музеев Mercedes и Porsche в Штутгарте, Страсбург да Лион. Второй — 2850 км (2250 по автобанам) — несколько утомительнее и дороже: оплата шоссе в Польше, Италии, Франции плюс десятидневные виньетки в Чехии (€18) и Австрии (€8,5) сожрут в общей сложности больше сотни евро, перерасход топлива на лишний километраж и бешеные цены на бензин в Италии — еще около €100. И это в лучшем случае, если повезет минимизировать неизбежные временные потери при «диагональном прохождении» Польши...

Памятник советскому воину-освободителю в Берлине. Фото: Анастасия Жигалова

Поляки — бравые ребята! Исполосовав к чемпионату Европы по футболу всю страну самыми скоростными в Старом свете автобанами с разрешенной скоростью аж 140 км/ч, они, казалось бы, значительно упростили связь между «востоком» и «западом». Но беда в том, что сразу после Евро-2012 часть автострад, особенно на юге, в районе Кракова, тут же закрыли на ремонт, не удосужившись даже устроить нормальных объездов. Скоростные шоссе периодически просто обрываются ретардерами из бетонных блоков и съездами в близлежащую деревушку. Причем определить, как долго продолжается это перекрытие — до следующей развязки или до двадцатой, без интернета практически невозможно. Указатели и информационные щиты для поляков — излишняя роскошь: мест-  ные и так все знают, а на остальных плевать! Зато в качестве бонуса на втором маршруте вас ждет такой коктейль из достопримечательностей, которого хватило бы на целый месяц пути: Краков, Вена, замки Каринтии, Венеция, oзера Гарда и Комо, Милан, Монако, ну и, конечно, Лазурный берег Французской Ривьеры. Словом, до Нима, где сходятся оба маршрута, вы наверняка доберетесь дня на три позже тех, кто отправится из Бреста через Германию. Ну а дальше уже рукой подать до испанской (а в скором времени, возможно, уже каталонской) границы.

Автопутешествие «Восток—Запад». Фото: Анастасия Жигалова

Страна Дали и Гауди встречает гостей соответственно. Стоит промчаться мимо давно закрытого за ненадобностью пограничного КПП, не успеешь еще подстроиться под изменение скоростного режима: вместо французских 130 км/ч, в Каталонии разрешенная скорость на 10 км/ч ниже, как перед капотом уже вырастает указатель на Фигейрас — город, где родился и умер великий Дали и где все пропитано его миром — миром сюрреализма. Здесь, в музее, устроенном в старом городском театре самим великим каталонцем, собрана крупнейшая в мире коллекция его творений. А в 30 км к востоку — в крайней восточной бухте Испании Порт-Лигат, можно увидеть его знаменитый «каменный лабиринт» из рыбацких сараев — мастерскую, где Дали творил и сквозь окна которой он первым на Пиренейском полуострове видел восходящее солнце. А в 170 км к юго-западу встречал свои рассветы другой каталонский гений — Антонио Гауди — главный творец лица современной Барселоны и Каталонии в целом!

Венеция — жемчужина южного маршрута. Фото: Анастасия Жигалова

Почти 4000 км от российской до каталонской столицы и столько же обратно — испытание не для слабонервных, да и обойдется это путешествие в копеечку: только на топливо и платные дороги, не считая отелей и питания, придется потратить более €1200. Всего же двухнедельный вояж до Барселоны на двоих обойдется минимум в €3500–4000. И это еще без амортизации автомобиля! С финансовой точки зрения ехать из Москвы дальше Лиона и Ниццы совершенно бессмысленно. За те деньги, что уйдут на вояж в Барселону уже вполне можно слетать в Каталонию самолетом и взять напрокат машину в аэропорту. Но это уже будет совсем не столь увлекательно и авантюрно, как путешествие на машине через всю Европу с востока на запад и обратно! Путешествие, о котором даже не могли мечтать многие поколения советских автомобилистов.

В Вене есть свой гений, только уже постмодернизма — Фриденсрайх Хундертвассер. Фото: Анастасия Жигалова

Дворцовый парк Шенбрунн в Вене — шедевр австрийского барокко. Фото: Анастасия Жигалова

Ла-Педрера — один из барселонских шедевров модернизма Антонио Гауди. Фото: Анастасия Жигалова

Белые домики Кадакеса, где была летняя резиденция семьи Дали — визитная карточка восточной Каталонии. Фото: Анастасия Жигалова

Элемент фасада Храма Святого семейства в Барселоне. Фото: Анастасия Жигалова

Святыня Каталонии — монастырь на горе Монтсеррат. Фото: Анастасия Жигалова

Памятник Сальвадору Дали в Кадакесе. Фото: Анастасия Жигалова





Калькулятор путешествия



ОБЩИЕ РАСХОДЫ

Грин-карта - 1500 руб.

Виза, евро - 35

Средняя стоимость отелей 3*/4*, евро - 60/100

Средний расход топлива, л/100 км - 10,8

ДОРОГА

Москва — Брест — Краков — Вена — Венеция — Милан — Ницца — Марсель — Фигейрас — Барселона

Протяженность маршрута, км - 3950

Общее время в пути - 8 дней

Платные дороги, евро - 101,45

Расходы на топливо и рабочие жидкости,€ - 400, 6000 руб.

Барселона — Лион — Штутгарт — Дрезден — Варшава — Брест — Москва

Протяженность маршрута, км - 3650

Общее время в пути - 5 дней

Платные дороги, евро - 82,75

Расходы на топливо и рабочие жидкости - €300, 6000 руб.