Организаторы очередного этапа экспедиции Land Rover «Открывая Россию» сами шутили: «Маршрут наоборот». Обычно экспедиция — долгий путь куда-то. Но на этот раз из «именной» точки этапа, Чарских Песков, мы как раз стартовали. Впрочем, дальнейший путь вдоль легендарной Байкало-Амурской Магистрали к Северобайкальску, а затем к Иркутску оказался не менее интересным и насыщенным
Антон Борисенко
Рейс Чита — Чара. Ан-24РВ 1974 года выпуска — один из старейших ныне бортов в российской авиации. В его салоне можно снимать кино «про СССР», но видно, что о нем заботятся.
Название «Автомобильный дублер БАМа» оборачивается «технической» дорогой. Мосты не всегда пригодны и для легких автомобилей, грузовикам приходится преодолевать ручьи вброд.
Тепловоз ТЭ3 — самый массовый локомотив СССР: с 1955 по 1973 год выпущено 6797 таких машин. Этот экземпляр, выпущенный на Луганском заводе, заслужил право на вечную стоянку в Новой Чаре.
Встреча строителей, прокладывавших БАМ навстречу друг другу, состоялась 29 сентября 1984 года на разъезде Балбухта.
Полусгоревший Каларский мост у Куанды высотой 15 м и длиной 560 м уже 30 лет единственная переправа через «Угрюм-реку» Витим в этих местах.
Фамильные гербы исторических эвенкийских родов в Новой Чаре. На эвенкийском «чар» — отмель на реке. А «Кодар» (имя хребта) — «крутой каменистый склон».
В поселке Чара «водопровод» таков: с утра оставляют у ворот бочку и деньги за воду в баночке на крышке. Днем проезжает цистерна, разливая воду в обмен на деньги.
Поселок Таксимо. Памятник тяжёлому гидросамолёту АНТ-4. На таких в 1930-е годы осуществлялись аэрофотосъемка и обеспечение изыскательских партий.
От самой маленькой пустыни мира — Чарских песков, площадью всего 50 км2, в предгорьях хребта Кодар, за два дня мы добрались до берега Байкала, попрощавшись с БАМом у Мысовых тоннелей в Северобайкальске.
Самый длинный в России (15 343 м) Северомуйский тоннель намного «моложе» БАМа: строительство его началось в 1977 году, а закончилось лишь в 2003-м. До этого поезда шли по крутому и лавиноопасному обходу. Сначала там можно было проводить лишь по несколько грузовых вагонов (людей везли через перевал на автобусах), затем построили 64-километровую ветку со сложной системой виадуков и двумя тоннелями.