Путешествия
Главная  /  Путешествия  /  Тектонический сдвиг: в Карелию со Skoda Kodiaq

Тектонический сдвиг:
в Карелию со Skoda Kodiaq

А вы знали, что на месте нынешней Карелии когда-то были горы многокилометровой высоты и извергались вулканы? Поехав в это край на новом кроссовере Skoda, я познакомился не только с его историей, геологическими особенностями и суровой нордической красотой, но и сделал главный для себя вывод – сюда необходимо вернуться ещё раз

Идея поехать на «Кодьяках» в Карелию родилась в компании питерских дилеров Skoda – Пулково-Авто, Рольф-Витебский, Гриффин-Авто, Неон-Авто, Автоцентр Таллинский-Авто и Авто Премиум, а для меня поводом принять это приглашение послужило не только желание протестировать чешскую новинку, но и лучше изучить Карельский перешеек, который хоть и находится ближе Финляндии, но почему-то пользуется гораздо меньшим спросом у наших туристов. 

В общем для себя я поставил задачу разведать инфраструктуру и точки интереса, чтобы потом приехать сюда на отдых с семьёй, а заодно сравнить полученные впечатления с впечатлениями от недавней двухнедельной поездки по Скандинавии.

Трасса «Сортавала»

То, что в Карелию ездит не так много российских автопутешественников вполне понятно – ещё недавно там не было нормальных дорог, а федеральная трасса А-121 «Сортавала» за пределами Ленинградской области представляла собой обычную грунтовку. К счастью, за последние годы «Росавтодор» исправил ситуацию, ударными темпами пробив от Питера до Сортавалы скоростной автобан, который ещё местами недостроен, но в целом производит очень хорошее впечатление. Не везде в Европе вы встретите дороги такого качества! Единственный сохранившийся участок грунтовки находится возле границы Республики Карелия, но и его в следующем году закатают в асфальт.

Лахденпохья

Так что проблем с транспортной доступностью больше нет: от Питера до первого крупного города Карелии, Лахденпохья (местные жители называют его Ландоха, а сам городок напоминает небезызвестный финский Порвоо, по которому прошёлся каток социалистической застройки и постперестроечной разрухи) можно неспеша доехать всего за три часа. По пути вдоль трассы есть зоны отдыха – практически как в Европе, с просторной парковкой, столами и скамейками, но к сожалению, без туалетов. Так что «технические» остановки лучше делать на немногочисленных АЗС (ПТК и Лукойл), а перекусить и заодно освежиться можно на подъезде к Лосево – прямо у дороги расположена база отдыха «ЛосевоДа». Правда сейчас здесь возводят второй пролёт моста через Вуоксу, поэтому нужно быть внимательными и не пропустить съезд во временном дорожном ограждении.

Дороги

После Лосево автобан пока ещё достраивается, и съезд с отличной четырёхполосной дороги на такую же отличную, но двухполюсную вынуждает сбавить скорость: из-за активного строительства трассы «Скандинавия», здесь ездит много самосвалов, а с местом для их обгона – не очень. Но уже после пересечения границы Карелии количество груженых песком и щебнем «Тонаров» уменьшается и ехать становится комфортнее.

Прокатанный грейдером короткий отрезок грунтовки в сухую погоду оказался ничем не хуже асфальта – распознать его удалось лишь по отсутствию разметки. А дальше – снова отличный асфальт, то вытягивающийся струной меж прорубленных скал, то петляющий змейкой на манер горных серпантинов, то уходя вниз, то вновь поднимаясь.

Вообще карельские дороги – идеальное место для проведения автомобильных тест-драйвов. Они дают отличную возможность проверить управляемость машины и водительское мастерство. Только сильно увлекаться не стоит: в населенных пунктах стоят камеры контроля скорости. К слову, чешский «медведь» здесь чувствовал себя в своей стихии – на хорошем асфальте он едет как легковушка. Но если хочешь посмотреть что ни будь интересное, нужно съезжать на просёлок, где «Кодьяк» с его жесткой подвеской начинает отплясывать чечетку. Отсутствие пробоев амортизаторов – это, безусловно, плюс, но пассажиры такую особенность кроссовера вряд ли оценят.

Церковь Лумиваара

Двадцать минут тряски и мы вознаграждены: из-за деревьев показался высокий остроконечный купол старой кирхи. Построенная в начале прошлого века и не видевшая реставраторов, она, тем не менее, неплохо сохранилась.

Внутри на стенах местами можно разглядеть фрески, а поднявшись на колокольню... нет, звонить в колокол не стоит – это может повредить и ему и постройке, но насладиться красивым видом никто не мешает. Несмотря на то, что здание брошено на произвол судьбы, здесь не чувствуется запустение.

Финны периодически приезжают сюда, поддерживая порядок в самой кирхе и соседствующим с ней кладбище. Они же разместили у входа информацию о постройке. Здесь есть даже QR-код! 

«Дача Винтера»

Гуляя мы не заметили, как начало смеркаться. Осенью световой день короткий, поэтому дальнейшее знакомство с карельскими красотами откладываем на завтра, отправляясь на «Дачу Винтера» – созданную в скандинавском стиле базу отдыха на самом берегу Ладоги, мысе Таруниеми.

Если вы едите в компании, здесь можно арендовать двухэтажный коттедж с сауной, а если народу немного – взять комфортабельный номер в гостиничном комплексе по вполне демократичной цене. Для любителей попариться и позакалять свой организм, здесь есть плавучая баня с бодрящей ледяной купелью в чистейшей озерной воде. 

С питанием проблем нет – работает ресторан (зимой будьте аккуратнее на деревянном настиле – скользко), а в коттеджах есть полностью оборудованная кухня. Детям здесь будут интересны веревочный парк (правда работает он только летом) и живущая на территории базы олениха Дашка.

С утра отправляюсь изучать окрестности. Над побережьем лоснится туман, волны лениво набегают на отшлифованный тысячелетиями скальный гранит знаменитых ладожских шхер... Красотища неописуемая!

И чтобы увидеть все это не нужно ехать за границу. Тем более, что такого все равно там не увидишь: ведь перед тобой крупнейшее озеро Европы, на котором известный финский архитектор Элиэль Сааринен построил дом для земского врача Густава Винтера. 

Самого Винтера, как и архитектора, давно нет в живых, но дом в стиле финского романтизма и окружающий его дендропарк из хвойных и лиственных растений со всего света выглядит как век назад – только деревья заметно подросли. 

К слову, сами финны охотно едут сюда. А вот вездесущие китайские туристы до Карелии пока не добрались (за два дня поездки они нам они не попадались ни разу), что для понимающих путешественников – огромный плюс.

Остров Койоносаари

От «Дачи Винтера» рукой подать до главного чуда Карелии – мраморного карьера Рускеала, но организаторы предложили нам более оригинальный маршрут. Разворачиваемся в сторону Питера и через пару часов езды по карельским «серпантинам» оказываемся у ворот заповедника острова Койоносаари.

Этот остров – «место силы», облюбованное йогами и любителями эзотерики, о чем напоминают сложенные то тут то там пирамидки из камней – точки контакта с духами. Говорят, что летом здесь не протолкнуться от палаток, но в конце осени остров, продуваемый ледеными ветрами с Ладоги, девственно пуст. Здесь дико холодно даже при плюсовой температуре, поэтому пуховик для прогулок будет не лишним.

А гулять здесь можно долго – скалистый рельеф постоянно меняется, притягивая взгляд своей первобытной брутальной красотой. Застывшая лава потухших вулканов, сглаженных двухкилометровым ледником, за последние тысячелетия изменилась мало. Но о том, какая здесь случилась «мясорубка», природа до сих пор напоминает легкими толчками земной коры.  

Тригорская ферма

Примерно в 140 км от Питера, в посёлке Светлогорье, расположена Тригорская ферма. Заехать сюда можно как по пути в Карелию, таки обратно – чтобы купить молока и натуральных молочных продуктов. В магазине при ферме продается вкуснейший творог, сметана жирностью 42% (!), настоящий йогурт с коротким сроком хранения, и даже моцарелла собственного изготовления.

А если заранее договоритесь – вам покажут и самих «бурёнок», коровий роддом и ясли, расскажут как делают молокопродукты (дав их продегустировать), а заодно узнаете, как сейчас живётся русским фермерами и почему сложно найти работников в соседнем посёлке даже за хорошую, по местным меркам, зарплату.

За два дня мне удалось «зацепить» Карелию лишь краем глаза, не увидев и половины из того, что здесь стоит обязательно посмотреть. Так что обязательно вернусь сюда ещё, и, скорее всего, не единожды.