Путешествия
Главная  /  Путешествия  /   Сокровенная Россия: 35 000 км на Skoda

Сокровенная Россия:
35 000 км на Skoda

Новый рекорд Гиннеса о протяженности путешествия по непересекающимся дорогам одной страны и открытие множества новых туристических маршрутов – таковы итоги беспрецедентного 35 000-километрового автопробега «Сокровенная Россия», организованного Skoda при поддержке Русского географического общества

Конечно, вряд ли найдутся в России столь отчаянные туристы, что решатся полностью повторить маршрут пробега «35 000 километров открытий со Skoda». Это безумно долго (у экспедиции на покорение 35-тысячного русского серпантина ушло более двух месяцев), дорого и тяжело. Однако отдельные — наиболее интересные участки пути «Сокровенной России» представляют собой вполне самостоятельные туристические маршруты, пригодные для 3–4-дневного путешествия по российской глубинке. Мы прокатились вместе с экспедицией 1200 км от Алтая до Томска, дабы предложить вам один из таких маршрутов.

35 000 километров открытий со Skoda

Старт пробега в Мурманской области

Горно-Алтайск — традиционная стартовая площадка практически для всех путешествий по Алтаю. Единственный минус — не самое благоприятное с точки зрения комфорта расписание авиарейсов. Из Москвы лететь приходится половину ночи, из-за чего, несмотря на раннее прибытие, половину следующего дня приходится отсыпаться на одной из туристических баз, коих бесчисленное множество в районе Горно-Алтайска. Большинство отелей, турбаз и кемпингов на любой вкус и кошелек разбросаны по берегам Катуни. Здесь можно заняться рафтингом или съездить в пещеры. Но можно забраться и в более дикие места, вроде природно-оздоровительного комплекса «Алтай Resort» в Урлу-Аспак. Дикость мест, впрочем, определяется исключительно отсутствием мобильной связи (кроме МТС). В остальном гостиничный комплекс Урлу-Аспака — вполне приличного уровня шале-отель на твердые 4*+. Идеальное, хотя и недешевое место, чтобы отдохнуть после утомительного перелета и собраться с силами перед 1200-километровым автопробегом.

35 000 километров Skoda фото

Из Урлу-Аспака наш путь автопробега "Сокровенная Россия" лежит в Артыбаш — к северному побережью легендарного Телецкого озера, или Алтын-Кель — «Золотого озера», как называют его коренные жители.

В 1998 году Телецкое озеро было включено в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Его бездонное (глубина до 323 м) черное зеркало протянулось на 78 километров. При желании здесь же, в Артыбаше (это название знакомо многим с детства по знаменитому советскому «вестерну» «Пропавшая экспедиция»), можно арендовать скоростной катер для водной прогулки или просто вкусить дары Алтын-Келя и его прибрежных угодий.

путешествие Skoda

Телецкое озеро — жемчужина Алтая

Прямо на въезде в поселок гостей встречает сувенирный городок, где можно купить все, что душе угодно: от алтайского меда и оберегов до копченого хариуса (1200 р./кг) и козлятины (600 р./кг). Насладившись красотами Алтын-Келя, отправляемся дальше на север. Сегодня по плану экспедиции нам предстоит добраться до Новокузнецка. Однако по пути в районе Турочака непременно нужно сделать крюк, отклонившись от маршрута на 18 км, чтобы увидеть одну из главных достопримечательностей этих мест — скалу «Иконостас». Огромная, почти вертикальная скала на правом берегу Бии своей пирамидальной формой и впрямь напоминает иконостас. Только вместо иконы в верхней ее части высечен барельеф Ленина. Автор сего творения — местный сельский учитель, который, работая над своим творением ежедневно на протяжении многих месяцев, поднимался в люльке на вершину скалы. Причем изначально на фоне красного знамени было высечено два профиля — Ленина и Сталина, однако после смерти Отца народов его портрет со скалы загадочным образом исчез... У подножия скалы на живописном берегу Бии есть восхитительное место для рыбалки и пикника. Увы, как и большинство популярных мест на Алтае, к концу лета уже порядком загаженное туристами.

Алтайская скала-иконостас: профиль Сталина был сбит после смерти «Отца народов»

После Турочака асфальт сменяется грейдером, впрочем, довольно сносным, который и приводит нас к границе Кемеровской области. Лишь ближе к Шерегешу с его угольными копями и горнолыжными курортами дорога снова обрастает асфальтом. Здесь можно пообедать, благо на курорте даже летом работают несколько вполне приличных ресторанов.

От Шерегеша до Новокузнецка остается около 170 км по большей части асфальтированной, но временами и гравийной дороги. Так что часа через 2,5–3 вы уже окажетесь в «Кузне». Если раньше вам не приходилось бывать в Новокузнецке, прежде чем заселяться в отель, не поленитесь, потратьте час-полтора на знакомство с городом, который неожиданно заблистает в лучах закатного солнца всеми гранями советского ампира. Местный театр, городской парк и целый замок-отель «Гостиный двор», построенный в середине 1970-х к визиту горячо любимого Леонида Ильича Брежнева, приятно поразят архитектурным изяществом самых искушенных ценителей архитектуры. Тем более что весь следующий день вплоть до Томска вам вряд ли придется любоваться изящными формами. На смену им придут суровые формы угольного края.

сокровенная россия 35 000 километров открытий

Новокузнецк и Кемерово — столицу угольного края — разделяют 220 км практически идеального шоссе, которое по праву может считаться лучшей дорогой Сибири. Многие навигаторы, правда, его до сих пор не знают. Поэтому лучше заранее обзавестись наиболее корректными системами, над которыми в Сибири безраздельно главенствует Navitel.

В отличие от Новосибирска, сама столица угольного края производит неоднозначное впечатление. Здесь есть и вполне приличные рестораны, и видовая набережная, однако ни архитектура, ни огненный выхлоп перерабатывающих предприятий позитива не добавляют. Обязательный пункт кемеровского тура — музей угледобычи берегу Томи.

В 1991 г. на территории бывшего угольного рудника был основан Музей-заповедник «Красная горка»

Здесь можно познакомиться с бытом шахтеров и сфотографироваться с большегрузной техникой — от гигантских экскаваторов до БелАЗов. Последние, впрочем, куда эффектнее смотрятся в открытых карьерах, вроде «Черниговского» разреза. Увы, договориться об экскурсии на реальное угледобывающее предприятие непросто. Но именно здесь можно получить самые яркие впечатления и эмоции от знакомства с угольными гигантами. В этом карьере, кстати, работает и самый большой автомобиль на планете — БелАЗ-75710.

Yeti в «Стране великанов»: на фоне гигантского карьерного самосвала карьера «Черниговец» чешский кроссовер выглядит лилипутом

От «Черниговского» навигатор ведет нас прямиком на север через Анжеро-Судженск к трассе Р255 и далее на восток — к Томску.

Музей скворечников» под открытым небом в Анжеро-Судженске

Часть пути вновь приходится идти по пыльному, но относительно ровному гравийному грейдеру. Но к вечеру, с последними лучами закатного солнца, мы благополучно достигаем научной столицы Сибири.

Советский период в истории Сибири ознаменовался развитием не только угольной отрасли, но и сельхозугодий

Томск, после тяжелой угольной самобытности Кемерово, поражает изяществом архитектуры. Пожалуй, ни в одном уголке мира не сохранилось столь масштабных памятников деревянного зодчества, как здесь. Зона уникальных исторических построек раскинулась без малого на 10 кв. км. На ее территории расположено около двух сотен памятников русского деревянного зодчества регионального и федерального значения. Лучшего финального аккорда, чем Томск, в нашем 1200-километровом путешествии по Сибири и представить себе невозможно!

С легким сердцем и душой, наполненной сибирскими эмоциями, мы возвращаемся в Москву. Рекордная же экспедиция Skoda «Сокровенная Россия» продолжает путь на восток, чтобы через 72 дня после старта в мурманском Никеле финишировать, преодолев 61 регион России и 8 часовых поясов, в Нагаевской бухте Магадана. К этому моменту на одометрах тестовых Yeti будет значиться уже 40 350 км. Но сколько из них будет засчитано в качестве нового рекорда, станет известно лишь через месяц, когда эксперты «Гиннеса» подведут итоги этого беспрецедентного автомарафона - путешествия по России.

автомарафон сокровенная россия



Калькулятор путешествия
Транспорт и проживание
Перелет Москва–Горно-Алтайск/Томск–Москва от 18 000 руб.
Аренда автомобиля уровня Skoda Yeti, в сутки от 6000 руб.
Стоимость отеля (2-меcтный номер), от 2800 руб.
Средний счет в ресторане 1000 руб.
Дорога
Cтоимость топлива 36,2 руб.
Средний расход топлива 9,2 л/100 км
Протяженность маршрута 1200 км
Общее время в пути 23:12 ч
Макс. разрешенная скорость 110 км/ч
Макс. допустимый уровень алкоголя в крови до 0,3 промилле