Путешествия
Главная  /  Путешествия  /  Полярный караван: арктическая экспедиция на Renault Duster
[

Арктическая экспедиция на Рено Дастер

]
Полярный караван:арктическая экспедиция на Renault Duster
Сверхкороткий световой день, экстремальные перепады температур, дрессированные белухи и гусеничный «Дастер». Расскажем, чем запомнилось путешествие за полярный круг в составе внедорожной экспедиции на кроссоверах Renault

О французском бестселлере российского рынка кроссоверов известно, казалось бы, уже все, однако компании Renault в очередной раз удалось преподнести свой SUV в новом свете, а точнее, в его отсутствии: на Кольском полуострове, где проходила внедорожная экспедиция, полярная ночь забирала все больше и больше светлого времени суток.

Разработка месторождений апатито-нефелиновых руд и горнолыжный курорт — одни из главных сфер бизнеса Апатитов и Кировска

Путешествие «перестало быть томным» еще в самолете, который кружил над заснеженной тайгой на полчаса дольше положенного. «Уважаемые пассажиры, с вами говорит командир воздушного судна. У меня для вас две новости, — вдруг послышалось из громкоговорителей, что мгновенно пробудило спавших и столь же быстро заставило молчать разговаривающих. — Первая — мы не можем приземлиться в Апатитах из-за густой облачности и вынуждены кружить над местностью в ожидании команды диспетчера…» После этих слов капитан либо забыл о второй части своего заявления, либо решил выдержать самую длинную в истории мхатовскую паузу. Благо, минут через 15 небезосновательное волнение пассажиров маленького Bombardier CRJ, большинство которых составляли российские автожурналисты и блогеры, наконец приостановилось: «Нам было указано садиться на ближайший аэропорт, в Мурманск». В путешествии на транспорте наземном, роль которого выполнял караван из всем знакомых «Дастеров», неожиданностей было куда меньше.

Часть офф-роуд маршрута экспедиции проходила по заброшенной железной дороге

Наш маршрут пролегал от Кировска до побережья Белого моря и обратно, затем следовала внедорожная часть вдоль Умбозера по направлению на Мурманск. Целей у путешествия было несколько. Во-первых, только-только в продажу поступил Duster с новым (для него) 1,6-литровым мотором. Во-вторых, в экспедиции нам обещали тест-драйв кроссоверов, обутых в гусеничные движители, причем разного производства — российского и румынского. Ну а в-третьих, суровая природа Кольского полуострова, которая должна была ужесточить испытания российско-французского бестселлера, сама по себе интересна. В эти прекрасные места мне повезло попасть уже второй раз — я побывал здесь еще летом, также участвуя в экспедиции, только в рамках программы Volkswagen Driving Experience. Но если в августе климатические условия были самые благоприятные для туризма (долгий полярный день, комфортная температура, сухая погода), то в декабре, казалось, здесь должно быть по-настоящему сурово.

Но особых сюрпризов природа не преподнесла: температура, хоть и скакала при переезде от одной точки маршрута к другой, лежала в приемлемых рамках от -7 до -27 °С. Что же действительно было тяжелым, так это сверхкороткий световой день, который на момент нашего пребывания не превышал 4 часов: рассвет, начинающийся около 10 утра, уже к обеду плавно переходил в закат. Однако в январе-феврале здесь еще хуже: в северных районах Кольского полярная ночь может длиться около двух месяцев! И это действительно тяжело: многие жители городов устанавливают в оконные проемы лампы дневного света, стараясь хоть как-то компенсировать нехватку света и создать видимость внешнего освещения.

Побережье Белого моря зимой выглядит захватывающе

Именно поэтому хорошая оптика здесь настолько важна: на большинстве местных автомобилей часто можно видеть дополнительные противотуманки. Наши экспедиционные Renault не исключение: на крыше каждого «Дастера» были установлены светодиодные люстры. Но пригодились они лишь пару раз во время лесных маршрутов, на дорогах же общего пользования столь мощную оптику (свет здесь рассеивается во все стороны) включать ни в коем случае нельзя — слепит. Зато в лесной глуши — благодать, освещается все, что находится перед автомобилем в радиусе 50–70 метров, включая верхушки сосен. Вот только на дальних перегонах эту штуковину лучше снимать, ибо на скорости свыше 60 км/ч она безбожно гудит, заглушая и звук двигателя, и шипованных шин, и остальные аэродинамические шумы.

Коль речь зашла об оснащении «Дастеров», стоит упомянуть, что комплектации всех автомобилей (за исключением люстры на крыше, лопаты в багажнике и предпускового подогревателя Eberspaecher Hydronic на дизельных версиях) были стандартными. Что касается арктического пакета Protection, то он является обычной заводской опцией, которую можно установить у официального дилера: за 10 990 рублей вы получаете накладки на пороги, дополнительную сетку на решетку радиатора, подкрылки задних колесных арок, а главное, стальную защиту бензобака и заднего редуктора (защита ДВС здесь стоит изначально). Защита в таких местах не помешает: на маршруте встречались участки, когда контакт днища со льдом или камнями был неизбежен. Не менее полезным дополнением стали весьма цепкие шипованные шины Dunlop Grandtrek Ice02: снега на участке было с лихвой, а поскольку реагенты здесь почти не используются, многие дороги в городах покрыты льдом. При использовании нормальных зимних шин к этому быстро привыкаешь, а главным бонусом при таком подходе является отсутствие привычной в мегаполисах грязи — снег везде чистый и белый.

Насчет асфальтовых участков маршрута мало что скажешь: почти все междугородные дороги очищены от снега и часто имеют довольно оживленный трафик, в основном из фур. Природой особо не насладишься — темно, зато можно прочувствовать характер 1,6-литрового ниссановского мотора. Движок оказался безусловно лучше, чем прежний такого же объема: тут тебе и цепной привод, и вполне себе неплохая сервисная репутация, и лучшие динамические показатели. На малых скоростях моторчик вполне живой. В городе, к примеру, на таком автомобиле чувствуешь себя ничуть не хуже, чем на 2-х литровой версии Дастера. На трассе, в целом, также неплохо, но только если вы налегке: при полной загрузке живость пропадает, и обгоны после 90 км/ч даются тяжеловато. Думаю, более легкая (на 170 кг) переднеприводная модификация в этих же условиях вела бы себя гораздо лучше. Но если вы выбираете автомобиль по большей части для загородных поездок, то лучше все-таки остановиться либо на дизеле, либо на версии 2 л.

Однако для бездорожья подходят все агрегаты: что 1.6, что 2.0, не говоря уже про 1.5 dCi, воспринимаются весьма тяговитыми и комфортными. И в очередной раз Duster приятно удивил своими внедорожными способностями: из ухабистого лесного участка, который лежал до базы «Полярный круг» в Нильмогубе, можно было устроить настоящий раллийный доп! Здесь Duster, что рыба в воде: тут тебе и вполне «взрослые» короткие свесы (30°спереди и 36° сзади), и большой угол рампы (23°), и неплохой клиренс (210 мм), и главное, прекрасная непробиваемая подвеска. Duster знай себе ныряет играючи из одной ямки в другую, разве что пассажиров укачивает — за 30 километров непрерывных скачков вверх-вниз мутить начинает даже водителя… Благо, в конце нас ждал действительно райский по северным меркам уголок: изначально туристический центр задумывался биологами и энтузиастами подводного плавания Михаилом Сафоновым и Дмитрием Орловым как одна из крупнейших в мире баз подледного дайвинга. Сейчас центр разросся и предлагает куда больший спектр услуг: гостиничный комплекс, научно-образовательный детский лагерь, экскурсионные и спа-центры… Здесь, к примеру, даже зимой можно поплавать в Белом море (в гидрокостюмах, разумеется) вместе с дрессированными белухами! Если вам представится подобный шанс, не упускайте его — купание с добрейшими морскими существами оставит самые приятные впечатления.

Здесь же, недалеко от базы, удалось наконец познакомиться с двумя гусеничными «Дастерами». Один из них — на «родных» румынских гусеницах, второй — на отечественных. Жаль, полноценных внедорожных испытаний не оказалось: по этому же маршруту можно было проехать и на стоковом кроссовере, причем в более комфортном режиме. Трогается Duster с тяжеленными гусеницами (каждая по 80 кг) тяжело и неохотно, заставляя подогревать сцепление, усилие на руле при маневрах — как без гидроусилителя, а радиус поворота — как у грузовика. Разгоняется кроссовер также тяжеловато — рекомендованная производителем максимальная скорость составляет всего 40–50 км/ч. По конструкции российские гусеницы мне понравились больше: они значительно легче, имеют скошенный передний край для лучшего преодоления неровностей, да и в продаже их найти легче. На сайте компании «СпецАвто» подобный гусеничный комплект можно приобрести за 203 тыс. рублей. В Renault же внедрять подобную опцию в список дополнительного оборудования пока не спешат: уж больно узкоспециализированный и дорогой получается аксессуар. Хотя для установки не требуется никаких переделок (трак устанавливается на штатную ступицу вместо колеса), оправданны гусеницы только в действительно тяжелых снежных условиях, когда передвигаться необходимо по глубокому снегу — вполне актуально для служб МЧС, нефте- и газодобычи и т. д.

Здесь же, на турбазе «Полярный круг», можно поплавать с дрессированными белухами

Но и без гусениц Duster в обиду себя не даст. На следующий день нас ждал маршрут по заброшенной железной дороге, которая проходила в живописнейших окрестностях Умбозера. И ехали мы буквально по самым шпалам, благо рельсы задолго до нас были любезно демонтированы местными добровольцами. «Дастеру» здесь, пожалуй, пришлось тяжелее всего: моментально наметаемые сугробы местами доходили до середины бампера, а порой, наоборот, оголившиеся шпалы заставляли машину скакать по ним, как кенгуру. И даже в таких условиях никаких сюрпризов — ни поврежденной подвески, ни перегревшейся муфты подключения заднего привода, ни поломок мотора или трансмиссии. Удачный автомобиль, удачный челлендж.

Экспедиционные кроссоверы были оснащены по минимуму: LED-люстры на крыше, шиповки Dunlop, да лопаты в багажниках

Самое интересное — это, конечно, гусеничные «Дастеры». Они поражают огромным клиренсом и проходимостью, однако имеют большой радиус поворота и небольшую максималку в 40–50 км/ч