Путешествия
Главная  /  Путешествия  /  Плюс электрификация: на гибридах Porsche в Сибирь

Плюс электрификация:
на гибридах Porsche в Сибирь

Картина была похожа на кадры из сюрреалистического фильма: ночь, Сибирь, метель, заметающая пронизывающую белое безмолвие дорогу… И на этой дороге караван из четырех автомобилей Porsche… Но самое удивительное в этой картине — ее реальность

ПРОЛОГ

Есть страны, которыми всегда что-нибудь измеряют: две Франции, три Швейцарии… Особенно часто подобные географические эталоны применяют для более наглядной оценки территорий нашей страны. Зато у нас есть регионы, которые являются прекрасными испытательными полигонами. Сомневаетесь в надежности того или иного устройства или механизма? Добро пожаловать к нам в Сибирь! Разумеется, зимой. И уж если испытуемый сумеет вернуться домой из наших заснеженных просторов, то клеймо «Проверено Сибирью» наверняка положительно скажется на его дальнейшей судьбе. Это  теория, а вот что касается практики… «Тебе нравятся автомобили Porsche?» Согласитесь, вопрос главного редактора был риторическим и практически не предполагал вариантов ответа. Я, естественно, ответил «да», не предполагая, что все вышесказанное является ничего не значащей прелюдией к редакционному заданию. Сама же формулировка задания была весьма краткой: «Тогда поедешь в Сибирь!» Признаюсь, что потребовалось призвать на помощь фантазию, чтобы сложить предложенный мне пазл: где Porsche, а где Сибирь…

На 7000-километровом маршруте всяких встреч было в достатке. Да и для окружающих наш визит был неожиданным.

КОНЦЕПЦИЯ

На самом же деле идея компании ООО «Порше Русланд» была достаточно стройной, а само мероприятие отличалось высоким уровнем организации. Последнее я оценил уже в ходе самого мероприятия. Если же схематично, то экипажам четырех автомобилей предстояло отправиться в пробег протяженностью почти 7000 км по регионам Сибири и Урала, стартовав в Иркутске и завершив маршрут в Екатеринбурге. Но главное заключалось в самом составе экспедиции. Нет, не в персоналиях, которым предстояло сменять  друга за рулем, а в самих автомобилях. В качестве машин технической поддержки были заявлены два Porsche Cayenne с дизельными двигателями, а главными героями этой четверки были подзаряжаемые гибриды Porsche Cayenne S E-Hybrid и… Porsche Panamera S E-Hybrid. Суть пробега — проверка и оценка современных плагин-гибридных технологий «от Porsche» в сложных погодных условиях. Сам маршрут был разбит на три этапа (Иркутск — Красноярск, Красноярск — Новосибирск и Новосибирск — Екатеринбург), на финише каждого из которых происходила смена экипажей. Были ли у меня сомнения? В возможности осуществить этот проект — нет. Как, впрочем, и в том, что и дизельный вариант Porsche Cayenne, и его гибридный собрат вполне «заточены» и под более сложный проект. Но вот Porsche Panamera S E-Hybrid… Дело в том, что первое впечатление от Panamera вообще у меня формировалось в не лучшей для этой модели ситуации.

Асфальт сменялся снежной колеей, которая уступала место ледяной дороге...

ОТ СОМНЕНИЙ ДО ЛЮБВИ

С Porsche Panamera я впервые познакомился в самом начале производства этой модели. И знакомство произошло на гоночном треке, расположенном на территории завода компании в Лейпциге. Тогда в распоряжение журналистов была предоставлена почти вся модельная гамма Porsche, и на фоне «девятьсот одиннадцатых», «Кайманов» и «Бокстеров» Panamera, как мне показалось, смогла щегольнуть лишь своей премиальностью. И каюсь, что за руль Porsche Panamera S E-Hybrid я сел если и не без доли скептицизма, то уж точно без энтузиазма. Масла в огонь подливала и сама ситуация: по заснеженным и ледяным дорогам предстояло передвигаться на заднеприводном автомобиле, оснащенном мотором суммарной мощностью 416 л. с., который к тому же был обут в «липучку» — нешипованные шины! Но мое мнение о машине изменилось буквально после нескольких десятков километров. И чем сложнее были дорожные условия, тем больше мне нравился этот автомобиль. Во-первых, его электронные помощники даже в активированном режиме давали возможность «для творчества», и лишь в ситуации, близкой к критической, могли «наставить на путь истинный». Но самое главное, что таких ситуаций практически не было! Да и фрикционные шины Michelin Pilot Alpin PA4 показали себя с самой лучшей стороны.Таким образом, у меня быстро сформировалось мнение, что этот автомобиль класса «люкс» вполне готов к путешествию по сибирским трактам. Притом что изначально подобный вывод был бы для меня из области парадоксов. Во-вторых, чем хуже были дорожные и погодные условия, тем выше я ценил комфорт салона. А уж с этим-то у Panamera все просто на пять с плюсом. Есть и третий пункт, но он касается именно этой плагин-гибридной модели. Вряд ли можно говорить о том, что на всем маршруте мы, благодаря гибридам, наэкономили много топлива (а также существенно улучшили экологическую ситуацию, выбросив в атмосферу мало вредных веществ) — длинные перегоны с высокими средними скоростями вотчиной автомобилей, обладающих подобной технологией, не назовешь. Они хороши, в первую очередь, в мегаполисах. Но, тем не менее, плагин-гибридные технологии имеют свою прелесть и в подобных пробегах. После ночной зарядки Cayenne S E-Hybrid и Panamera S E-Hybrid от обычной электрической розетки мы имели запас хода на электродвигателе не менее 25 километров. Кроме того, имеющийся режим E-Charge позволяет эффективно заряжать высоковольтную батарею во время движения автомобиля, а водитель всегда имеет информацию о том, какой запас хода на электроэнергии он располагает. Так что, путешествуя даже по относительно цивилизованным местам, вы всегда в состоянии оценить свои шансы добраться до ближайшей заправки и имеете своеобразный спасательный круг в виде запаса электроэнергии. Так вот, о Panamera S E-Hybrid: за время путешествия из Красноярска в Новосибирск (именно эту часть пути мне с моими коллегами довелось проехать) я влюбился в этот автомобиль. Почему я отдельно не отметил Cayenne S E-Hybrid? Да только потому, что для меня он не стал сюрпризом. Полноприводной кроссовер премиум-класса чувствовал себя на дорогах Сибири и Урала в своей тарелке, а что касается технологий, которые и послужили основой для данного пробега, то их работа ни разу не заставила нас усомниться в их надежности. Это уже, скорее, о клейме «Проверено Сибирью». Кстати, на старте пробега сибирские морозы зашкаливали за тридцатник…

С НАЛЕТОМ НОСТАЛЬГИИ

Бывают пробеги, во главу которых ставится исключительно оценка потребительских или технических качеств автомобилей. Мимо проносятся потрясающие пейзажи, но вы пролетаете мимо них, обуреваемые лишь желанием вовремя успеть из пункта А в пункт Б. Что же касается данного пробега, то я благодарен его организаторам за предоставленную возможность увидеть много интересного. И уже знакомого… Дело в том, что в определенный период жизни я был связан с гидроэнергетикой, а мои родители и вовсе всю свою трудовую жизнь проработали в этой отрасли. И за время той самой работы мне довелось побывать и на Красноярской, и на Саяно-Шушенской гидроэлектростанциях, познакомиться с людьми, которые строили и работали на этих потрясающих сооружениях. И вот второе пришествие. Вроде бы мало что изменилось, но смотрел я на все это как-то по-новому. Иногда стоит возвращаться туда, где бывал раньше.

Так схематично выглядит высоковольтная часть Porsche Panamera S E-Hybrid

Вот, к примеру, машинный зал Саяно-Шушенской ГЭС. Все как  прежде, все те же десять гидроагрегатов… И все не так — в 2009 году здесь произошла страшная авария, погибли люди. Но сегодня самая мощная гидроэлектростанция России снова в строю. Полностью работы по ее восстановлению завершились лишь в ноябре прошлого года, но о трагедии говорят лишь фотографии на стендах и воспоминания тех, кому довелось пережить тот трагический день. А вот вид с арки 250-метровой плотины на Енисей так же завораживает. И вот что интересно. В 1900 году Фердинанд Порше изобрел гибридный принцип и реализовал его в своем автомобиле Loxner-Porsche Mixte. А 20 лет спустя в России был учрежден орган, призванный разработать проект плана электрификации страны (ГОЭЛРО). Декрет был подписан Владимиром Ильичом Лениным. Кстати, сибиряки гордятся и хранят историю своего края. Примером может стать этнографический музей в селе Шушенское, месте, широко известном тем, что здесь находился в своей сибирской ссылке Ленин. Там действительно сохранились пара домов, снабженных мемориальными досками, где в разное время жил Ильич. Но на самом деле это прекрасный образец крепкой сибирской деревни, жители которой не могут не вызывать уважение. Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Екатеринбург… Это лишь ключевые точки интересного маршрута, по которому могут отправиться любители путешествий, и внутри которого есть масса вариантов. Разумеется, при наличии надежного автомобиля.

Вид на Енисей с высоты плотины Саяно-Шушенской ГЭС. Разве не впечатляет?

ОТ РОЗЕТКИ

В этом и есть отличие автомобилей с технологией Plug-in от обычных гибридов: литий-ионная батарея большой мощности может быть заряжена от обычной бытовой розетки. И удобство заключается в том, что поездки в радиусе около 30 км можно осуществлять исключительно на электродвигателе. Сегодня в гамме компании Porsche, единственной в мире представляющей плагин-гибридные технологии на автомобилях премиального класса, три подобных модели: Cayenne S E-Hybrid, Panamera S E-Hybrid и 918 Spider. Во всех трех моделях высоковольтная батарея может заряжаться или от розетки, как уже было сказано, или от двигателя внутреннего сгорания при движении автомобиля. По сравнению с предыдущей моделью Cayenne S Hybrid с никель-металл-гидридной батареей, версия Cayenne S E-Hybrid оснащена в два раза более мощным 95-сильным электродвигателем, и ее средний расход топлива составляет 3,4  литра на 100 км вместо 8,2 литра на модели Cayenne S Hybrid. Что касается технической составляющей, то на моделях Cayenne S E-Hybrid и Panamera S E-Hybrid режим E-Power (движение только на электротяге) активирован по умолчанию, и при условии соответствующего уровня заряда аккумуляторной батареи движение начинается посредством электродвигателя. При деактивации режима E-Power система управления переключается в гибридный режим с автоматическим переключением состояний движения: движением на электротяге, движением с изменением нагрузки двигателя, движением накатом, рекуперацией энергии торможения и режимом Boost (режим электрического усиления). Интересно и то, что водитель и автомобиль всегда могут «пообщаться»: сервис Porsche Car Connect дает возможность водителю через смартфон получить важную информацию по автомобилю. Например, узнать уровень заряда батареи и эффективный запас хода. Или, к примеру, управлять автономной системой кондиционирования, которая является опциональной функцией и позволяет создать в салоне комфортную температуру до начала поездки, когда автомобиль еще подключен к внешней электросети.

Как, впрочем, и сама плотина с точки нижнего бьефа. Да и Cayenne в этой красоте не выглядит инородным телом...

Какие-нибудь 200—300 км, и наш караван, вынырнув из суровой сибирской зимы, оказывается на по-настоящему весенней трассе