Путешествия
Главная  /  Путешествия  /  На «Весте» к ледоколу «Ленин»

На «Весте»
к ледоколу «Ленин»

В свое время атомный ледокол «Ленин» был построен для того, чтобы водить суда по Северному морскому пути, олицетворяя собой мощь и научный потенциал Советского Союза. Lada Vesta выпала похожая миссия - показать, на что способен крупнейший российский автопроизводитель, а также расколоть лед недоверия и предвзятости к продукции отечественного автопрома. Мы решили их «познакомить», отправившись на новинке АвтоВАЗа к месту стоянки атомохода в Мурманск
Партнеры проекта
 

День 1-й 

Старт, как и планировали, состоялся 22 февраля в 7:00 утра. Однако перед тем как отправиться в пробег,  мы посетили автоцентр  Lada, чтобы убедиться в том, что наш автомобиль полностью готов к пробегу. К тому же было полностью обновлено программное обеспечение мультимедийного центра. Основная причина - отсутствие актуальных карт. Карты обновили, прошивку заменили, и глюки, которые присутствовали ранее, исчезли. Что же касается непосредственно «железа», то оно на Lada Vesta после 3500 км пробега нареканий ни у нас, ни у сервисменов не вызвало. В общем, машина к пробегу была готова полностью, за исключением... 

Исключением была резина. Отправляться в Заполярье на липучке как-то не хотелось. Кинули клич, и на него откликнулась Pirelli. Их новая резина ICE ZERO оснащена шипами нового поколения. Знатные, нужно сказать, получились шипы. При ближайшем рассмотрении видно, что основание шипа имеет трапециевидную форму, а сам шип напоминает коготь. Такая конструкция, по словам разработчиков, обеспечивает большее пятно контакта при меньшем количестве шипов. Не знаем, как уж с точки зрения конструкторов, но нам пока шиповка нравится. 

Утро старта в Питере выдалось снежным. Так что колеса Pirelli попали, что называется, прямо с шиномонтажа в бой. Быстренько проскочили по КАД - и прямиком на трассу «Кола». Не знаем, такой трафик на ней всегда или только по выходным, но машин на дороге было не много.

Конечно, возле крупных населенных пунктов можно встретить сразу несколько фур, но в основном трафик такой, что совершенно спокойно можно ехать по несколько часов на круиз-контроле. Благо, он у «нашей» Vesta в наличии.

На границе Ленинградской области и Карелии мы зарулили на стоянку, чтобы долить незамерзайки, и тут же нас обступили дальнобойщики. Vesta для них оказалась в диковинку. Пришлось устроить блиц-показ с выдержками из ТТХ и прайс-листа. Увиденным ребята остались довольны.

Правда, выразили сомнение по поводу роботизированной коробки. Если честно, мы её работой тоже довольны не очень. Что-то в настройках нужно менять. Пока «тошнишь» за фурой или по прямой, все ничего, но как только пойдешь на обгон, так хоть разворачивайся... В общем, на обгон мы идем теперь только в ручном режиме, и тогда все здорово. Мотора хватает вполне.

Часть пути проехали по чистому асфальту. Такое ощущение, что снега в этом районе Карелии не было вовсе. Кстати, на асфальте ICE ZERO тоже ничего. Шумят, во всяком случае, не сильно. Новый профиль, о котором заявлено в пресс-релизе к этой шине, видимо, действительно работает. Во всяком случае, рулится машина на них одинаково хорошо как на асфальте, так и на льду. С поправкой на законы физики, конечно.

Перед Кондопогой остановились у одной из многочисленных речушек. С первого раза прочитать ее название и не выругаться вряд ли получится у кого угодно. Попробуйте сами: ручей Хейнуойя.

В Кондопоге, кстати, мы встретили необычный памятник. Памятник асфальтовому катку. Что ж, он его заслужил. Дороги в Карелии, во всяком случае до Беломорска, отличные.

За все время инспекторов ДПС мы встретили не много. Да и те, которых видели, двигались исключительно навстречу. Таким образом они ловят тех, кто превышает скорость. Впрочем, от встречи с ними то, что мы старались двигаться без нарушений, нас не уберегло. Мурманчанин, видимо, так торопился домой, что не заметил ни ограничение скорости, ни то, что обгон запрещен, и даже ни то, что в левом ряду велись дорожные работы. В общем, он нас обогнал «со свистом» и «ушел в точку»... За что и поплатился спустя несколько километров. Машина ДПС ему тут же села на хвост. И нас как свидетелей уже ждали. 

В остальном день прошел без происшествий. 800 км пути от Санкт-Петербурга до Беломорска мы преодолели за 11 часов. Кому-то это может показаться существенным показателем, но если ехать по правилам или, во всяком случае, в рамках погрешностей, оговоренных Административным кодексом, то получается так. На сегодня все. А завтра нас ждет Мурманск.

День 2-й

Кто бы мог подумать, что, отдернув штору в номере гостиницы в Беломорске, в 7:30, 23 февраля, мы вместо беспробудной ночи увидим солнце, встающее в утренней зимней дымке. Старта ранним утром, по зимним меркам, не получилось. Что ж, может, оно и к лучшему, так как именно утром карельская зима неописуема хороша.

А еще ночью прошел снежок, и дорога, которая соединяет Беломорск с основной трассой, еще вчера обильно посыпанная гранитной крошкой и не представляющая опасности, сегодня превратилась в настоящий испытательный полигон для шин. Впрочем, как оказалось, свежий снег для Pirelli ICE ZERO и не испытание вовсе. Так, легкая прогулка на скорости под 80 км/ч с несущественным уводом при наличии колеи.

Самым трудным на этом участке пути оказалось выстоять на переезде более 20 минут, пока мимо на Мурманск полз "наливняк" – вагонов 30, не меньше. Кстати, занятно было наблюдать в конце состава три вагона с бревном. Видимо, если соляры и мазута не хватит, то они должны были восполнить нехватку топлива.

До отворота не Кемь дорога была настолько скучна, что даже и вспоминать не хочется – в основном прямики, километров по 10-15. В Кемской волости начался ремонт дороги. Темп движения, конечно, упал, но в основном из-за тормозящих фур, берегущих на ухабах свой груз. Подвеска Lada Vesta позволяла такие неровности преодолевать ходом без последствий как для нас, так и для машины.

Кстати, ремонтники здесь не только внешне, но и по манере вести работы похожи на партизан. То ли им показалось, что мы еще далеко, то ли не рассчитали длину ствола… В общем сосна, которую они валили, грохнулась на дорогу буквально перед нами. На проезжую часть она, к счастью, не упала, но обочину перекрыла полностью. А ремонтники стоят, улыбаются. Разбираться мы не стали – проехали. Их много, и у них топоры с бензопилами…

Апатиты, в смысле горы, встретили нас голым льдом на дороге и легким снежком. И все бы ничего, шипы, ESP и все такое, но этот самый легкий снежок в кильватере фур превращался в снежную бурю, из-за которой было практически ничего не видно. Это существенно снизило темп движения, потому как обгонять в таких условиях, да еще на перевалах, практически невозможно.

Благо, что ни к машине, ни к резине в горах претензий не было. Даже «робот» бесил не особо. Заблаговременно переключившись в ручной режим, водитель сам волен выбирать нужную передачу. На одном из уклонов мы встали за буксующей фурой, где по достоинству оценили систему, удерживающую машину от отката назад. Пустячок вроде, а приятно, что, сняв ногу с педали тормоза, нет необходимости резко давить на газ – машина сама стоит несколько секунд, давая возможность тронуться с места осмысленно, не боясь отката.

В общем, сегодняшний этап пробега, хоть дался нелегко, был намного интересней вчерашнего. На участок в 650 км мы потратили 8 часов. И еще около часа на поиски автомойки в Мурманске. Впереди у нас важная встреча, так что без душа никуда. А вот подготовился ли к встрече атомоход, посмотрим завтра.

День 3-й

Мурманск… Когда из окна гостиницы смотришь на главную площадь города, а за ней с высоты 12-го этажа гостиницы видишь порт, невольно проникаешься уважением к этому городу и его людям.

Порт здесь всё. Порт здесь жизнь. Порт здесь работа. Порт здесь праздник! Во всяком случае, салют, который мы наблюдали 23 февраля, был именно над портом. Но праздники кончились, а жизнь продолжается, и уже в 8 часов утра 24 февраля порт разбудил нас своим «пульсом». Будильник, в принципе, можно было не заводить: от «сердцебиения» порта не спасали даже многокамерные стеклопакеты отеля.

Сегодня для Lada Vesta, да и для нас, день был значимым. Сегодня мы должны были «познакомить» нашу подопечную с атомоходом «Ленин». В назначенное время у гостиницы нас встретил представитель ФГУП "Атомфлот", обслуживающей судно, и мы отправились  в порт.

«Ленин» впечатляет… Возможно, мурманчане уже привыкли к этому пейзажу и не проникаются увиденным, как мы, которых уже не «торкают» Эрмитаж или Кремль. Но когда первый раз смотришь на легендарный корабль, испытываешь гордость за свое Отечество, особенно если вспомнить, что в первый рейс атомоход «Ленин» вышел аж в 1959 году.

Если честно, мы и предположить не могли, что капитан судна Валентин Сергеевич Давыдянц, помимо любви к морю, не меньше чувств испытывает к наземному транспорту. А именно, к автомобилям. Узнав, что мы из автомобильного издания, он деликатно перевел тему с кораблей на машины, и дальше мы были с ним «на одной волне».

А после того как он узнал, что мы приехали в Мурманск на Lada Vesta, не удержался от того, чтобы осмотреть новинку и провести блиц-тест-драйв. Нужно сказать, машина ему понравилась. Во всяком случае, удивления и восторгов в его отзыве было немало.

Оценив, «как и что» в этом автомобиле и убедившись в грамотности «экскурсоводов», он разрешил нам не только «порулить» ледоколом...

...но и допустил до управления реактором. Конечно, все было виртуально, но, тем не менее, интересно. Уж не знаем, какой восторг от этого испытывает детвора, но мы бы на их месте после столь ярких эмоций мечтали о судьбе капитана или атомщика.

Впрочем, даже на взрослого человека такая экскурсия с элементами интерактива производит сильное впечатление. В общем, было здорово! С капитаном и его атомоходом мы расставались с ощущением огорчения, потому что не смогли осмотреть все и вся, т.к. сильно поджимало время. Но расстались друзьями.

А дальше нас ждало посещение «Бош Авто Сервиса». Состояние «здоровья» автомобиля нас не беспокоило. Все работало как часы, но, как говорится, лучше перебдеть...

Как мы и предполагали, компьютерная диагностика не выявила ошибок. Впрочем, это ребят из сервиса не остановило. И они принялись обследовать машину «от и до», тем паче, что им самим было интересно. 

Так как в их сервисе на Vesta мы были первыми. И они обнаружили, что уровень масла у нас ниже нормы. Ненамного, но все же доливка требовалась, что, собственно говоря, и было сделано.

А еще стоковые лампы ближнего света были заменены на Bosch Gigalight Plus 120. Не зря же мы их в запас брали. Заодно посмотрим, насколько они лучше светят. А «прицепом» мы еще поменяли и «дворники». Мол, в Мурманске с каркасными уже давно не ездят.

Так что в обратный путь поедем уже с бескаркасными дворниками Bosch AeroTwin, тем более что к оригинальным у нас были некие претензии. «Родной» пассажирский дворник из-за жесткости каркаса оставлял неочищенную часть именно перед глазами. И это отметили не только мы, но и многие владельцы Lada Vesta, судя по отзывам на форумах.

Как знать, может быть, комплект дворников Bosch AeroTwin и есть решение проблемы. Впереди у нас путь домой, заодно и проверим.

День 4-й

И снова Мурманск… Как там поется в знаменитой песне? «Если радость на всех одна, то и печаль одна». А печаль эта выражается в том, что если что-то и происходит в порту, то об этом знает весь город. Не по причине того, что город маленький и слухи доходят быстро, а по причине того, что все очень хорошо слышно. Вот и сейчас кто-то уронил молоток в доке, а весь город уже ворочается. Кто это был и что его ждет, мы не знаем, но грохот нас поднял раньше будильника. Что ж, шесть утра, самое время, чтобы отправиться в дальний путь. Сегодня мы прощаемся с Мурманском и отправляемся домой. Легкий морозец никак не ассоциируется с Заполярьем. Какие-то минус 11 градусов. Смахиваем с машины припорошивший ее снег - и в путь. Город остается за кормой.

Потихоньку взбираемся на сопку и по ходу шутим с коллегой, что Заполярье теперь не то. За что им теперь «северные» платить? А вот за что! Проходит еще немного времени, как слышим, что к привычному шуму двигателя и музыке тихо мурлыкающей аудиосистемы добавился еще один – скрежет крыши. Да и стекла как-то стали подозрительно обмерзать. Что? Как? Откуда?.. Бросаем взгляд на щиток приборов и обомлеваем: за бортом минус 29!

Это при условии, что еще 10 км назад было не больше минус 11 Цельсия. Да, Заполярье непредсказуемо, и оно нам это продемонстрировало наглядно. Впрочем, кроме того, что затрещал конденсат, скапливающийся под крышей, и стекла подернулись легким инеем, больше никаких неудобств не возникло. Машина вела себя как и ранее.

Апатиты вновь встретили нас поземкой и снегопадом. Так что рассмотреть горы в подробностях не удалось, и тем не менее они производят впечатление.

А дальше был довольно длинный и скучный перегон. Машин, как встречных, так и попутных, очень мало. А как только проехали табличку с надписью «Данная трасса содержится под уплотненным снежным покровом», автомобилей стало еще меньше.

Вот тут-то мы вновь отдали должное своей прозорливости, что перед пробегом заменили липучки шиповкой Pirelli ICE ZERO. Шипы в этой местности в феврале и еще пару месяцев после - это все! Шипованная резина здесь не просто предусмотрительность, шиповка здесь - залог безопасности.

За очередным поворотом натыкаемся на поставленную поперек машину ДПС с включенными проблесковыми маячками. Чуть далее пытаются вытащить из канавы Volvo «Америка».

Оказывается, двумя днями ранее, как раз 23 февраля, когда мы ехали в Мурманск, но чуть позже, здесь произошла трагедия. Две машины сошлись на повороте лоб в лоб, и один человек погиб. А дальнобойщик на американском тягаче, чтобы не усугублять ситуацию и не снести всех, просто ушел в кювет. Стояли минут сорок.  Аварийную машину пытались вытащить объединенные в одну сцепку три тягача, но…  Трос толщиной с руку рвался, словно прогнившая нитка.

Спустя некоторое время спасатели поняли, что таким образом тягач вытащить не удастся, и движение открыли. Volvo осталась ждать трелевщик, а все восемь автомобилей, которые скопились за это время, что с одной стороны, что с другой, вновь отправились в путь. Попробуй перекрыть так трассу Москва - Санкт-Петербург. Пробка на 10-20 км образовалась бы моментом.

Вот и стела «Полярный круг». И тут же температура воздуха поднялась до -2 градусов. А далее слякоть и грязь. Тут-то и пригодились поменянные днем ранее дворники Bosch AeroTwin. Нормально работают. Если вовремя прыскать водичкой, то чистят очень хорошо. Главное, прилегают по всей плоскости, в связи с чем неочищенных мест практически не остается. По сухому же, как и все, трут, но с пропусками по нижней и верхней части. Стоит же встать в шлейф грузовику, как понимаешь, что с ними ехать намного комфортней, чем с «родными». Но в этом же шлейфе становится заметно, насколько неоднозначно обстоят дела у Vesta с аэродинамикой. С одной стороны, аэродинамика такова, что шумов, даже на большой скорости, не много, но с другой… Боковые стекла пачкаются так, что спустя 5-10 минут езды в шлейфе за фурой разглядеть что-либо в них трудно. Так что при съезде с трассы и въезде в город лучше остановиться и вымыть их.

Въезжая в Беломорск, мы так и поступили. На сегодня этот небольшой город - наш конечный пункт. Завтра домой, в Питер…

День 5-й

Домой, если честно, уже хотелось. Поэтому старт из Беломорска вместо 8:00 утра перенесли на 6:00. Вставалось после вчерашних 650 тяжело... Километров, разумеется. Но охота пуще неволи. Выехали еще в полной темноте. Тут как раз и пришло время оценить установленные ранее лампы Bosch Gigalight Plus 120. Спору нет, смотрятся они намного эффектнее стоковых. Есть в них некая ксеноновая составляющая - со стороны они выглядят почти как ксенон, к тому же этот газ там действительно присутствует. Но вот насколько они эффективнее?

Лукавить не будем. Разительного отличия мы не заметили. Впрочем, визуально некое расширение луча присутствовало, что позволяло лучше воспринимать обочину, да знаки стали чуть ярче. Но это субъективная оценка, полученная на кипельно-белом снегу второстепенных дорог Карелии, одной из которых и является дорога от Беломорска до федеральной трассы «Кола». Объективную же оценку дадут лабораторные исследования, которыми мы планируем заняться в ближайшее время, сравнив эти лампы как со стоковыми, так и с лампами других производителей. А пока... Пока нас все устраивает, кроме «дальнего». Родной дальний свет у Lada Vesta мог бы быть и «дальнее», учитывая, что за него отвечают другие лампочки. Видимо, для того чтобы понять разницу, нужно было заменить и их. 

Рассвет нас застал уже на трассе. Снова «круиз-контроль» и жажда увидеть хоть одну попутную или встречную машину. Так хоть какая-то «движуха» появляется. Трафик здесь еще тот...  Даже заводная музыка не может вывести из оцепенения. Смотришь под ритмичную музыку вперед и чувствуешь, как постепенно начинаешь впадать в нирвану. Спасает только одно - остановка и мытьё стёкол и зеркал. Вроде и смотреть не на кого, но вдруг пригодится...

Жизнь начинается, как выезжаешь из Карелии и попадаешь в Ленинградскую область. Вот тут уже не до медитаций под Scooter. Тут начинается жизнь, а вместе с ней и проблемы плотного трафика по посыпанной дороге. Щелчок, и уже видно как по лобовому стеклу поползла «стрелка». Да, не убереглись. То ли из-под встречной, то ли из-под попутной, но камень прилетел... И удар вроде был не сильный, до этого стекло держало удары и сильнее, но попал он в точку напряжения, и вот результат - стекло в будущем явно под замену. А ведь стоит оно наверняка недешево, учитывая электроподогрев. Успокаивает нас лишь одно, что машина не своя, хотя, конечно, и жалко...  

Обгоняя и опережая, как-то незаметно для себя вкатились на КАД. А тут пробки, аварии, в общем, жизнь. Пока толкались в очередной пробке, прикинули, что на участок от Беломорска до Питера ушло порядка девяти часов и на преодоление нескольких километров по КАД еще час. Что ж, для перегона протяженностью 800 км очень неплохо. Мы дома!

Всего за время пробега до Мурманска и обратно мы проехали около 3000 км. Плюс еще отклонялись в сторону. Так что в общей сложности порядка 3200 км. За все это время машина не огорчила ни разу. Может быть, это выглядит несколько сентиментально, но когда, автор этих строк, уже высадил коллегу, а потом, спустя некоторое время, оказался около своего дома, то с благодарностью чмокнул  Lada Vesta в «ладью», что по центру рулевого колеса - спасибо, что не подвела. Хотя, если честно, вначале кое какие сомнения были.  

Задуманное свершилось, как планировалось, и самое главное, без всяких накладок. Мы побывали на Lada Vesta в Заполярье. Мы проверили ее в деле, и мы теперь в ней уверены. Во всяком случае, в "нашей"...​