Российским мотолюбителям еще несколько месяцев маяться от тоски. Но можно сделать, как мы: взять билеты в Америку и прохватить по отличным калифорнийским дорогам на арендованных мотоциклах
Наталья Умнова
Стартовали из Лос-Анджелеса — и прямиком на север по шоссе №1 вдоль побережья Тихого океана (дорога эта, кстати, начинается в том же месте, где заканчивается знаменитая Route 66 — в Санта-Монике, ЛА). Route 1 — рай для мотоциклистов и любителей спорткаров: он очень извилистый, с хорошим асфальтом, восхитительными видами на океан и на рощи рыже-красных высоченных секвой в местечке Big Sur, и трафика на нем не много, во всяком случае, в конце апреля.
По дороге к Сан-Франциско, не съезжая с шоссе №1, попадаешь к Hearst Castle — частному замку первого американского медиамагната Уильяма Херста, построенному в первой половине ХХ века. Сейчас по усадьбе проводят экскурсии: можно подивиться количеству и убранству комнат в главном доме, оценить крытую купальню, библиотеку, красивый парк и прекрасный вид с «Зачарованного холма». Если повезет, встретите… зебр! Они когда-то жили в личном зоопарке Херста, а потом были отпущены на волю и так и расплодились на территории усадьбы.
Чуть дальше на север на берегу океана устроили лежку морские слоны. Весь берег покрыт огромными неуклюжими тушами!
Подобная лежка, правда, уже зверей меньшего размера — морских котиков и львов — оборудована в Сан-Франциско на понтонах в заливе справа от знаменитого моста «Золотые ворота» у пирса №39. Помимо обязательного любования на мост, в городе нужно прокатиться на старинном трамвайчике, в который можно запрыгивать на ходу и ехать на подножке и который лихо катится по крутым горкам (Сан-Франциско — город, не знающий гололеда! На каких шипах нужно было бы ездить по его горкам, если бы в городе выпадал снег, боюсь предположить), поумиляться на милейшие двух-трехэтажные разноцветные домики, посмотреть на город и мост с другой стороны залива Golden Gate, подивиться контрастам цивилизованных и «черных» районов, разделенных буквально одной улицей (лучше сделать это днем).
Проехав еще раз по мосту, мы продолжили движение на север по побережью. Изгибы шоссе №1 — отличная практика и способ повысить мастерство управления мотоциклом.
В местечке Stewart’s Point: старый дом-магазин с заправкой и еще три каких-то лачуги — по незаметному указателю свернули на восток, вглубь штата и гор: эту дорогу нам порекомендовал опытный мотоциклист как очень живописную. Такой она и оказалась. Через какое-то время выбрались на шоссе 101 и попилили дальше на север, но по пути попали в жутчайший ливень и вынужденно остановились в типичном захолустном американском городке Гарбервилль, состоящем из трех заправок, вокруг которых и происходит вся его нехитрая жизнь, и нескольких домов, среди которых обязательно есть кафе и пара мотелей с ценами, между прочим, за 70 долларов: изначально цену озвучивают в 64 доллара, но потом оказывается, что это без налога с продаж (в Калифорнии он 7,5%) и туристического налога — в итоге 72 бакса! И так в Калифорнии, самом дорогом штате США, везде.
Дальше держим путь на восток к горному хребту Сьерра-Невада.
Поднялись на высоту около километра, проехали несколько отдаленных ферм, заливных лугов и озер и неожиданно для себя из солнечной, почти летней Калифорнии попали в российский ноябрь: 0o и снег с дождем. Внезапно. На черепашьей скорости по начинавшемуся гололеду, счищая комья мокрого снега с визора шлема, сползли по серпантину в долину, в тепло. Что это было?!
Погреться долго не получилось — мы подобрались к предгорьям Сьерра-Невады и начали по широкому шоссе карабкаться вверх к вулканическому парку Лассен. Высота здесь уже приличнее — порядка 2000 м над уровнем моря. Неудивительно, что в горах зимний период заканчивается только 15 мая — в конце апреля мы попали в настоящую снежную сказку!
«Изумрудный залив» — часть озера Тахо
На следующий день пришлось конкретно утепляться: ехать при ноле предстояло около 250 км, все выше и выше. Зато бирюзовая вода озера Тахо и потрясающие виды с гребня хребта, по которому идет узкая дорогая на высоте 2700 м, заставляют забыть о замерзших конечностях. В окрестностях озера до конца апреля можно кататься на горных лыжах, досках, снегоходах: инфраструктура олимпийского Скво-Вэлли к вашим услугам.
От озера Тахо думали попасть в парк Йосемите со стороны Невады, однако «зима» внесла свои коррективы: две из трех дорог через горы между озером и парком были закрыты из-за снегопадов, которых снизу совсем не видно и поэтому особенно обидно, что пришлось-таки разворачиваться перед перегородившим чистую, ровную, красивую дорогу шлагбаумом. Мало того, пришлось вернуться аж к самому озеру, накатав лишних 200 км, правда, по весьма живописным серпантинам, а от него уже через пробитую в снегу трассу спускаться к парку. Зато потеплело. Но горы есть горы: знакомые, приехавшие в Йосемите через две недели после нас, т. е. уже в официальное лето, попали в жуткую снежную бурю и -5, а нам повезло, и мы бродили по ухоженным трекинговым тропам Йосемите при +20.
Парки Йосемите, Кингз Каньон и парк Секвой расположены на одной прямой и плавно переходят один в другой. В каждом можно провести по 3–5 дней, побродить по многочисленным живописным тропам разной степени сложности, пожить в палатке или в маленьком домике, насладиться потрясающей природой.
Йосемите — самый облагороженный из трех, дорожки в нем вымощены камушками или даже асфальтом, цены на проживание внутри парка самые высокие и туристов больше всего. Кингз Каньон в этом плане приятнее: народу меньше, тропы более дикие, мотелей внутри нет, но зато можно спокойно встать с палаткой или кемпером.
В парке Секвой — единственном месте на планете — живут на воле огромные секвойядендроны. Самые массивные, толстые и долгоживущие деревья в мире. Окружность ствола у земли может достигать 30 м! Живут они по 2000 лет и своей смертью почти не умирают, а если падают из-за ветра или оползня, то еще столько же могут пролежать и не сгнить благодаря танинам в древесине.
В Калифорнии, не только в национальных парках, но и в жилой местности, часто встречаются дикие животные: олени, скунсы, хищные птицы, медведи. С оленями и медведями надо быть осторожными. Первых натурально не видно на фоне коричневых склонов, а они так и норовят броситься под колеса (спасибо маневренному и легкому BMW F800GT, мне удалось уйти от столкновения), а вторые опасны по определению, хоть и не гризли, а значительно меньше.
Из парка Секвой до нашего отеля приходилось ездить по 40 км в каждую сторону, 20 из них по наикрутейшему серпантину с сотней поворотов. Вот где с новой силой я порадовалась тому, что еду не на круизере, турэндуро или тяжелом турере, а на легком и довольно компактном спорт-туристе: валить его в поворотах на 270o приходилось почти до подножек, а на более длиннобазном или тяжелом мотоцикле делать это было бы значительно сложнее. Вообще, за всю поездку мы ехали прямо и быстро (и по жаре под 40oС) только последние 250 км до Лос-Анджелеса, все остальное время — медленно и в наклоне по серпантинам.
Лос-Анджелес — это скопление небольших, в основном одноэтажных каменно-пустынных, по большей части скучных (если только не глазеть на роскошные виллы в Беверли Хиллс) городков, собранных в один. В деловой центр с небоскребами и вот этим всем мы не поехали, зато сходили в парк аттракционов Universal Studios и на пирс в Санта-Монике, где кончается (или начинается — кому как) легендарная Route 66, оставили 50-рублевую купюру с подписями в коллекции самого «крайнего» на этом шоссе магазина сувениров, вдохнули океанский воздух странствий и, как и многие до нас и после нас, поняли, что в США придется вернуться и проехать еще по 49 штатам. Неважно, на скольких колесах.
КАЛЬКУЛЯТОР ПУТЕШЕСТВИЯ
ТРАНСПОРТ И ПРОЖИВАНИЕ | |
Виза США, визовый сбор, $ | 160 |
Авиаперелет Москва — Лос-Анджелес — Москва, р. | от 28 000 |
Стоимость мотеля, $ (без НДС) | от 50 |
Аренда автомобиля, $ | от 35 |
Аренда мотоцикла, $ (без залога) | от 75 |
Билеты в национальные парки, $ (с ТС) | 10—25 |
Билет на одну экскурсию по Hearst Castle, $ | 25 |
Билет в Universal Studios, $ | от 87 |
ДОРОГА | |
Cтоимость топлива, $/галлон | 3,8-5,4 |
Протяженность маршрута, км | 3250 |
Общее время в пути, дней | 13 |
Макс. разрешенная скорость в Калифорнии, км/ч | 100 |
Макс. допустимый уровень алкоголя в крови*, промилле (>21 года/<21 года) | 0,05/0,01 |
*в TC нельзя провозить открытые емкости с алкоголем, даже если они лежат в багажнике или кофре.