Путешествия
Главная  /  Путешествия  /  Евротур. От Москвы до Женевы на Subaru XV.

Евротур.
От Москвы до Женевы на Subaru XV.

Посещение Женевского Автосалона для меня давно превратилось в привычный весенний ритуал. Но в этом году все пошло немного не по плану: маршрут Москва — Женева мне предстояло преодолеть не в пассажирском кресле «эйрбаса», а за рулем обновленного Subaru XV

ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ В РИМ

Идея автомобильного трансфера до женевской выставки подкупала своей оригинальностью и авантюризмом. Во-первых, это было хорошее испытание и для меня, и для техники: прежде дальше Одессы на машине я не ездил, да и за рулем Subaru XV такие километражи преодолевать не доводилось. Ну а во-вторых, сам маршрут был невероятно интересным, поскольку шел не напрямую до Женевы, а в обход — с заездом в Рим, где к нам должна была присоединится еще одна группа журналистов. А ведь я давно хотел махнуть с семьей на машине до «Вечного города», но все никак не решался. Теперь же выдался удобный случай выяснить на практике все тонкости езды по маршруту Москва — Рим. Тем более что, судя по количеству постов в Интернете, эта тема волнует не только меня, но и многих российских автотуристов.

В Белоруссии мы посетили Брестскую крепость, а точнее оставшиеся от нее руины

Машины, а их у нас было пять, причем все 150-сильные, 2,0-литровые, с вариатором, к поездке специально не готовили. Все, что было сделано, — это куплены цепи противоскольжения на случай обильного снега/льда в горах (они, кстати, так и не пригодились), световозвращающие жилеты (в Европе без них нельзя выходить из остановившейся на дороге машины). Кроме того, у «Субару Мотор» мы разжились парой полноразмерных запасок (штатно в XV идет докатка) и банками с моторным маслом (в итоге почти за 10 тыс. км на каждую машину ушло по литру). Выезжали в конце февраля, поэтому машины были обуты в зимнюю резину Nokian, причем «липучку»: в Европу, не считая некоторых скандинавских стран, въезд на шипах запрещен.

Чтобы не попасть в трафик, из Москвы стартовали рано утром. Забегая вперед, скажу: выезжать по маршруту нужно всегда как можно раньше, особенно если планируется длительный перегон (мы в среднем проезжали больше 1000 км за день), чтобы добраться до места назначения засветло. С наступлением темноты вести машину становится сложнее, при этом утомленный мозг притупляет бдительность. На обратном пути мы нарушили это правило и, подъезжая к белорусской границе далеко за полночь, едва не  засыпали за рулем — это было не просто тяжело для организма, но и реально опасно! Ни крепкий кофе, ни энергетики здесь не спасут: меня выручала бутылка с водой, из которой я поливал голову каждые десять минут, а иначе просто улетел бы в кювет.

НА БРЕСТ!

Минское шоссе (М1) даже зимой оказалось в хорошем состоянии. Напрягала только грязь из-под колес попутных машин. И если лобовое стекло еще можно было поддерживать в относительно прозрачном состоянии, нещадно расходуя «незамерзайку» (кстати, в обновленном XV теперь есть лампа контроля ее уровня), то омыватели фар убрать коричневую жижу были уже не в состоянии. В итоге, пока не рассвело, приходилось ехать «по приборам», ориентируясь на габаритные огни впереди идущих машин. Этот отрезок пути длиной в несколько сотен километров оказался одним из самых тяжелых и выматывающих за все наше путешествие! Под Смоленском решили заправиться, и после заезда на АЗС вылез первый «баг» XV: все машины были заправлены под горловину, но в трех из пяти датчики топлива показывали, что бензобак на четверть пустой. Правда, через некоторое время уровень топлива во всех машинах выравнивался, но, как показали последующие заправки, проблема осталась.

Самым тяжелым участком на всем пути оказался утренний выезд из Москвы

Чем ближе мы подбирались к Белорус-сии, тем суше и чище становилось шоссе. Но радоваться было рано: проскочив условную границу с союзной республикой, едва не влетел в яму — вот тебе и хваленые белорусские дороги! В общем, трассы здесь не такие уж шикарные, как про них пишут в интернете. Само покрытие в целом, может, и ничего, но широких магистралей мало: выручает лишь то, что трафик здесь не такой интенсивный, как в России. По дороге на Брест (Р6) много населенных пунктов, и практически в каждом стоят камеры контроля скорости, так что будьте внимательны. Кстати, до вступления Белоруссии в Таможенный союз основные магистрали здесь были платные, но сейчас все терминалы оплаты закрыты. Что касается топлива, то цены на бензин здесь такие же, как в России.

До Бреста доехали, как и планировали, засветло, и по прибытии сразу отправились на автомойку, чтобы привести в божеский вид наши чумазые машины. Кто знал, что здесь мы потеряем несколько часов драгоценного времени! Работают белорусские мойщики медленно, причем эта медлительность не является синонимом тщательности. В следующий раз наши Subaru «мылись» уже в Риме, и там машины доводили до выставочного блеска с чернением шин и уборкой салона за те же деньги и вдвое быстрее, чем в Белоруссии! А может, нам просто не повезло? На обратном пути, вновь оказавшись в Бресте, мы решили заехать на другую мойку — дорогую, современную. И здесь удивились другому: перед заездом в автоматизированный моечный портал машину нам... вымыли вручную! Говорят — так лучше. Ну что ж, с этим не поспоришь...

В РЕЖИМЕ НОН-СТОП

Переночевав и заправившись в Бресте, чтобы избежать очередей, мы уже в пять утра стояли у польской границы. Но очередь, хоть и небольшую, пограничники все же успели собрать. Глядя на хвост из десятка машин, мы приготовились к худшему, но ждать пришлось только на белорусском посту: польский кордон прошли быстро. Кстати, по возвращении домой была аналогичная ситуация: то, что у поляков заняло 15 минут, пограничники-белорусы растянули на несколько часов. В Евросоюз мы въехали еще до рассвета и были буквально ослеплены яркой разметкой и светоотражающими столбами на каждом шагу. Ну а сами дороги в Польше если и не лучше, то как минимум не хуже, чем в Германии! С немцами поляков теперь связывает новенький платный автобан, построенный к чемпионату мира по футболу. Его мы преодолели за один присест (здесь немного напрягла лишь необходимость часто заезжать в терминалы оплаты, где мы оставили порядка тысячи рублей), и, ускорившись на безлимитных немецких автобанах, уже к вечеру добрались до Нюрнберга. Это был самый длинный, но при этом и самый легкий этап нашего путешествия.

В одну из ночей мы лишились боковых стекол в трех машинах, но самой дорогой потерей стали флешки штатного навигатора

На будущее: тому, кто поедет тем же маршрутом и захочет как можно скорее оказаться в Италии, советуем не останавливаться в Бресте, а пройти пограничный кордон вечером и переночевать уже в Польше. Тогда, стартовав рано утром и не теряя время на границе, вы уже к ночи сможете добраться до границы с Италией! Но у нас была другая цель, поэтому и потребовалась остановка в Нюрнберге, который имеет стратегически выгодное положение: от него до Рима 1100 км. Хорошо выспавшись и плотно позавтракав в пригородном мини-отеле, мы выехали в сторону Австрии. По дороге наслаждались шикарными видами подсвеченных солнцем горных вершин, а за несколько километров до Австрии остановились на заправке, чтобы купить виньетку. За езду без этой наклейки по платным австрийским дорогам грозит солидный штраф. Причем оштрафовать могут, даже если виньетка есть, но не наклеена на лобовое стекло или наклеена неправильно.

Магическое очарование древнего Рима манит в этот город, как магнит

Единственная остановка в Австрии была на АЗС: в Италии бензин ощутимо (примерно на 20 центов с литра) дороже. Ну а далее переезд через горный перевал (здесь простояли в пробке из-за ремонтных работ), и снова езда в режиме нон-стоп по платной дороге до самого Рима. Кстати, о дорогах: за итальянскую автостраду мы отдали больше полусотни евро с машины, хотя она не идет ни в какое сравнение с бесплатными немецкими автобанами: всего две полосы в одну сторону, и обе нередко оказывались заняты фурами, что сильно тормозило движение. К Вечному городу подъезжали уже затемно, что было не очень комфортно — глаза и мозг подустали. Кроме того, раздражало, что после спокойной Германии и уравновешенной Австрии «горячие» итальянцы лихачили на дороге, не включали поворотники при перестроении, и даже слепили противотуманками (за езду с ними в Европе обычно штрафуют).

ГОРОД КОНТРАСТОВ

В общем, в Рим мы въехали изрядно вымотанные, но на этом  испытания нервной системы не закончились. Как оказалось, наш отель находится в настоящем гетто: мрачная панельная застройка, такие же мрачные, кучкующиеся лица, полуосвещеные дороги. Такого Рима я еще не видел! Прежний светлый образ города-легенды, города-мечты, с ароматными кафе, и достопримечательностями, засевший в мое подсознание после прогулок по историческому центру, испарился без следа. Оказывается, что и здесь есть трущобы, и жизнь «за бугром» вовсе не так красива и беззаботна, как о ней говорят те, кто видел только ее «светлую» туристическую сторону.

Отойти от культурного шока после увиденного удалось не раньше, чем закрылись железные ворота нашего отеля: за бетонным забором и решетками мы чувствовали себя в относительной безопасности. Но утром обитаемое нами место оказалось не таким уж мрачным: солнце припекало по-летнему, а в соседнем Carrefour обнаружился богатый выбор кьянти, самая дорогая бутылка которого стоила 3,5 евро. А потом мы прокатились до центра: Колизей, собор Святого Петра, Пантеон... Хотя видел все это не впервые, вновь оказался очарован красотой и величием древнеримской архитектуры. На следующий день совершили вылазку за город, посмотреть роскошные фонтаны Тиволи — это и вправду настоящий итальянский Петергоф! Поднялись в горы и отобедали пиццей у легендарного озера Неми. В общем, жизнь потихоньку наладилась, но расслабились мы рано...

Кормящая младенцев волчица — символ Вечного города

Ночью я проснулся от воя автомобильной сигнализации, но, сообразив, что наши Subaru так голосить не умеют, лег спать. Едва задремал — стук в дверь, а за ней стоят болгары из соседнего номера. С из слов я понял, что наши машины обокрали. Спустившись во двор, оцениваю масштабы бедствия: у трех автомобилей выбиты боковые стекла и выпотрошены багажники, еще две машины стоят поодаль нетронутые. Ну а дальше полиция, протоколы, подсчет убытков. Как выяснилось, наша главная потеря — это тонированные стекла. На XV их днем с огнем не найдешь в Риме. А вот из самих машин украли только воду, шоколадки и флешки из навигаторов — как штатных, так и портативных (сами устройства воров не заинтересовали).

Судя по всему орудовал молодняк из расположившегося неподалеку цыганского табора. Но ловить правонарушителей никто не спешил: мы проторчали в полицейском участке три часа, только составляя опись украденного! При этом офицер ни слова не понимал по-английски: приходилось объясняться с ним посредством гугл-переводчика.

Перевал между Италией и Швейцарией преодолевали на поезде

Подняв на ноги руководство отеля и даже российского консула в Риме, мы поняли, что решать проблемы придется своими силами. К счастью, к нам прилетали журналисты, а вместе с ними и человек из «Субару Мотор», который привез необходимые стекла, а также мануал по их установке. Кстати, меняются они очень просто: наловчившись, последнее стекло мы вставили минут за пять. Вернув машинам товарный вид, впредь парковали их прямо у входа в отель и проверяли багажники, чтобы в них не оставалось шоколадок или бутылок с водой.

ПО СЛЕДАМ СУВОРОВА

После римских приключений ехать в этот город на машине мне резко расхотелось, да и все его достопримечательности за время пребывания здесь успели приесться. Так что покидали мы его без всякого сожаления: впереди нас ждала Швейцария, где нам предстояло посетить Женевский автосалон — первую европейскую автомобильную выставку этого года. Но для начала нужно было добраться до горной деревушки Андерматт, где расположен музей Суворова. Чтобы попасть в нее со стороны Италии, нужно проехать по тоннелю, причем не своим ходом, а на платформе поезда. Пятнадцать минут езды в кромешной темноте, и мы в Снежном королевстве: как же тут красиво! Сотни лыжников и сноубордистов, катающихся в округе, наверняка такого же мнения об Андерматте. Но нам не до катаний: заглянув в бережно отреставрированный и превращенный в музей дом, где останавливался наш великий полководец, берем курс на Лозанну.

Почему Лозанна, а не Женева? А потому, что перед выставкой цены на женевские отели взлетают в космос. И еще мест не допросишься! А Лозанна всего в часе езды по отличной дороге. Кстати, ускориться и сократить время в пути не получится: в Швейцарии драконовские штрафы за превышение скорости, и камеры на каждом шагу, причем отсчет идет уже с первого «лишнего» километра. Вообще, строгость швейцарских законов поначалу сильно нервирует: боишься, как бы чего ненароком не нарушить, и от этого... начинаешь нарушать еще больше! Но адаптация происходит быстро, и ты уже начинаешь получать удовольствие от того, что на дорогах никто не хамит, не подрезает и не пытается проскочить под красный. Нам бы не мешало перенять швейцарский опыт.

Музей Суворова в деревушке Андерматт: швейцарцы бережно хранят память о великом полководце, совершившем горный переход в этом месте

Помимо штрафов, в Швейцарии также очень дорогостоящая еда: скромный обед в местной забегаловке с одним горячим блюдом обошелся почти в тысячу рублей на человека. Кстати, с общепитом здесь беда: рестораны открываются только в шесть вечера, а если проголодался раньше, можно пойти либо в «шаурму», либо в пиццерию, либо в китайский ресторан — иного не дано. Так что тот, кто откроет здесь блинную или пельменную, озолотится. Не лучше с питанием и на Женевском автосалоне: если не успел попасть на бесплатную раздачу закусок на стенде, вечером поесть будет просто негде — хоть в аэропорт иди, до которого, к счастью, всего пять минут пешком.

Отдав Женеве журналистский долг и ознакомившись с последними новинками мирового автопрома (коих оказалось немного), вновь сажусь за руль. Следующий отрезок пути — самый короткий, из Лозанны до Люцерна. Последний город запомнился классным техническим музеем, где раздолье для маленьких ребятишек, а также их родителей. Из Люцерна едем к Мюнхену, откуда будет совершен героический (почему героический — я писал в начале) марш-бросок до Бреста, а оттуда проторенной дорогой до Москвы. Впрочем, все это будет позже, а пока нас ждет хваленый мюнхенский аутлет — нужно же привезти своим подарки. Но шопинг, увы, не задался: ассортимент оказался ниже среднего, да к тому же изрядно подешевевший рубль и соответственно подорожавшая валюта сделали покупку товаров за границей экономически невыгодным мероприятием. Так что домой пришлось возвращаться с пустыми руками, но зато целым и невредимым, с кучей воспоминаний, бесценным опытом, и главное — с желанием проехать по этому маршруту еще раз.

А машина понравилась: неплохая динамика, приятная управляемость, тихий салон, удобные сиденья, большие зеркала, огромный дорожный просвет, экономичный мотор... Если бы не «глюк» с датчиком уровня топлива и не убогая медиасистема, то и поругать Subaru XV особо не за что. Может, только цена завышена, но хорошо, как известно, дешево не бывает.

Вот такую антирекламу сочинской Олимпиады мы встретили в Лозанне

ПАМЯТКА НАЧИНАЮЩЕМУ АВТОПУТЕШЕСТВЕННИКУ

Нужно ли водителю как-то готовиться к подобным поездкам? Вопрос индивидуальный. Лично я никак не готовился — даже маршрут по карте не посмотрел, целиком и полностью положившись на навигацию. Хотя в повседневной жизни я навигатором не пользуюсь, в дальней поездке без него никуда — это самая необходимая вещь в арсенале автопутешественника! Достаточно один раз пропустить нужный поворот, и маршрут придется строить заново, и, надо признаться, электроника это делает гораздо быстрее и точнее человека. Кроме того, навигатор информирует о разрешенном скоростном режиме, что очень удобно — можно и без радар-детекторов обойтись, которые, к слову, в Швейцарии вообще вне закона. Какое устройство выбрать? Мы использовали xDevice, который может работать с разным ПО: и с удобными в Европе iGo, и с актуальным для России Navitel. Хотя марка устройства не принципиальна — подойдет любой аппарат со схожими характеристиками. В машинах также был штатный навигатор (с iGo), но по удобству управления он уступает портативному девайсу, поэтом им практически не пользовались. Если вы едете в компании на нескольких машинах, то список электронных гаджетов нужно пополнить рациями — они не только помогут решить возникающие по ходу движения вопросы, скоординировать время и место остановок, но и не заскучать в дороге. У нас были рации Kenwood, но можно подобрать и другой аналог — главное, чтобы устройство имело точную подстройку частоты (на рациях с фиксированными частотами будут проблемы с помехами). Чтобы реже останавливаться на перекус и тем самым не терять драгоценное время, необходимо брать с собой в машину паек, включающий мандарины и бананы — этот фруктовый микс хорошо утоляет жажду и голод. Также под рукой должна быть бутылочка с водой — если начнет клонить в сон, вылив ее на голову можно взбодриться (проверено!). А вот питьем лучше не злоупотреблять, дабы не устраивать слишком частые остановки.

Сказочный замок Нойшванштайн — одна из главных достопримечательностей пригорода Мюнхена