Путешествия
Главная  /  Путешествия  /  Дух волка: на VW Amarok по Средней Азии
[

Дух волка

]
Дух волка:на VW Amarok по Средней Азии
Вместе с командой «Трансазиатской экспедиции» мы проехали от Астрахани до сказочной Бухары на VW Amarok, чтобы прикоснуться к культуре Средней Азии. Проехать дорогами великих путешественников и оценить, насколько достойно европейский пикап сможет вынести испытание дорогами пустыни

Основное требование к автомобилю в экспедиции — надежность. И отношение у экипажа к нему должно быть соответствующее, как к верному другу. Так раньше к коню в походе относились, понимали, что от него зачастую зависит не только успех экспедиции, но и жизнь. А за 14 000 км дорог, проходящих через пески Казахстана и Узбекистана, перевалы Памира и Тянь-Шаня, степи Монголии и Китая, чтобы в ноябре финишировать на космодроме Восточный, испытаний на долю автомобиля выпадет немало. Торжественный старт экспедиции был дан Москве, в Русском географическом обществе, совместно с которым разработан маршрут, а началось путешествие в Астрахани, где 8 новых Amarok ждали нас на стоянке аэропорта.

Выбор автомобиля для экспедиции — дело ответственное. Во-первых, надежность конструкции — рамный кузов, задний мост, рессорная задняя подвеска — позволяет увезти с собой тонну полезного груза. В нашем случае это были дополнительные баки для дизельного топлива, оборудование для палаточного лагеря, тросы и лопаты на случай, если придется спасаться из грязевых ловушек. Сразу скажу: пригодилось все! Дизельный двигатель при относительно небольшом расходе в 11 литров на сотню обеспечивает приличный запас хода на одном баке, и после заправки бортовой компьютер показывал около 700 км. А с заправками на маршруте далеко не всегда все здорово. Многие закрыты, где-то нет «дизеля», где-то сомнительный вид колонки не внушает доверия. И, конечно, экспедиционный автомобиль должен иметь полный привод. Трансмиссия Amarok обеспечивает постоянный полный привод за счет муфты Torsen, распределяющей крутящий момент в пропорции 60:40 между задней и передней осью, если автомобиль оснащен 8-ступенчатой АКП. В варианте с «механикой» Amarok получит подключаемую переднюю ось с электронным управлением и понижающий ряд в коробке передач.

При езде по грунтовкам пыль сильно снижает видимость, но в салон почти не проникает

Маршрут нашего этапа пролегал по дорогам Казахстана и Узбекистана. Граница с Казахстаном много времени не отняла, и вскоре наш караван достиг берега Каспийского моря. Морской песок во время отлива коварен, внешне ровный и плотный, но стоит попасть в чужую колею, выбраться непросто.

Уровень Каспийского моря каждый год теряет по несколько сантиметров. Говорят, Волга приносит воды примерно на один метр уровня, но испаряется воды с поверхности моря все равно больше. От этого страдают, в первую очередь, рыбаки. Лов 90% рыбы осетровых пород происходит именно здесь. И рыбный промысел остается в этих местах основным видом дохода.

Мимо солончаков по обеим сторонам дороги движемся к границе с Узбекистаном. Асфальтовое покрытие теряется в пыли, и становится комфортнее ехать прямо по степи. Меньше ям. Въезд в Узбекистан был омрачен тем, что таможня не пропустила два квадрокоптера для съемки видео у нашей съемочной бригады. Несмотря на то, что они активно используются в Узбекистане, ввоз оказался под запретом. Пришлось одному экипажу возвращаться в Казахстан и отправлять съемочное оборудование в Таджикистан, на следующий этап экспедиции в обход страны, где летающие камеры оказались вне закона. В итоге на прохождение границы потратили 7 часов…

Красота солончака коварна — грязевой плен для автомобиля обеспечен!

Аральское море ушло, оставив корабли стоять на песке. Город Муйнак, некогда процветающий центр с рыбоперерабатывающими заводами, остался таким же памятником прошлому, как и корабли на пересохшем дне моря. Сейчас город отделяют от моря 50 километров песков. За последние 60 лет Арал потерял 90% своей воды, в нем нет жизни, а состав воды больше напоминает рассол — 145 г соли на литр воды. Для сравнения: в воде Мертвого моря соли больше ровно в два раза, а в Черном не более 20 г на литр. Кроме соли, на пересохшем дне остались удобрения с хлопковых полей, которые смывало в море, а теперь они разносятся ветром на 500 км вокруг, представляя угрозу для здоровья местных жителей. Хлопковые и рисовые поля отнимают слишком много воды из русла Амударьи, а отказываться от прибыльной отрасли сельского хозяйства страна не может.

Оставив позади грустное наследие эпохи СССР, мы отправились на юг, к городу, который больше, чем какой-либо другой, напоминает сказки Востока, — Хиву. Старый город Хивы целиком восстановлен и полностью предоставлен туристам. Здесь можно остановиться в гостинице, номера которой были кельями студентов медресе, утром дойти до дворца хана, посмотреть на быт местных жителей, овчарни которых располагаются вдоль крепостной стены. Хива славится резчиками но дереву и скорняками. В местных мастерских можно заказать резную рамку под фотографию, вам ее изготовят к вечеру, а можно — большие резные двери, о доставке которых домой придется побеспокоиться заранее. Недорогой сувенир в виде шапки из дикого зверя, степного волка или песца станет хорошим напоминаем о путешествии холодной русской зимой.

Арки и своды, украшенные майоликой, такой же символ Средней Азии, как и купола мечетей

Дорога из Хивы в Бухару недолгая и в большей степени хорошего качества. Старинный город встретил нас вечерними огнями и тишиной.

Утром стоит подняться повыше, на крышу гостиницы или ресторана, благо таких «смотровых площадок» много. Вид на глиняный город с куполами мечетей и башнями минаретов утром выглядит особенно сказочно. Обязательно стоит попробовать бухарский плов с айвой, курагой, а подают его с перепелиными яйцами и зернами граната.

Бухарский плов, приготовленный мастером своего дела, настолько хорош, что память о его вкусе заставляет вас долгое время отказываться пробовать это блюдо в других местах

В торговых рядах среди шелка и хлопка нельзя не заметить блеск медных ламп, будто сошедших со страниц книги об Аладдине, тарелок с причудливым узором и изогнутых восточных кинжалов.

Бухара сильно пострадала во время Гражданской войны, сгорели мечети, была разрушена центральная часть города. Минарет Калян более 50 лет простоял без своей верхней части, сейчас восстановлен, и только небольшая разница в цвете кирпича напоминает о не самых простых временах этого прекрасного исторического памятника. Восточное гостеприимство в этих краях не пустой звук, откройте душу красоте этих мест и насладитесь путешествием в сказку.

Видели красивый узор в центре узбекской лепешки на предыдущей фотографии? Почтенный дедушка продает штампы именно для этого кулинарного украшательства

Побывать в Узбекистане в сезон сбора урожая дынь — удача! Несколько сортов на придорожном базаре — обычное дело

Ночь в пустыне под куполом из звезд — незабываема. А экспедиционное оборудование добавит комфорта