Путешествия
Главная  /  Путешествия  /  Другая Турция

Другая Турция

Поездка в Турцию обычно ассоциируется с «овощным» отдыхом в отеле, бесконечной едой, выпивкой и соседством c нетрезвыми отдыхающими. Мы решили отправиться в эту страну на мотоцикле, чтобы увидеть Турцию такой, какой она предстает не перед каждым туристом

Восточную Европу проскочил за три дня. Пограничный переход между Болгарией и Турцией преодолел довольно стремительно, без особых задержек и расспросов, — и передо мной открылся широкий хайвэй, ведущий в Стамбул. Оказалось — платный, причем регистрация проезда осуществляется только по радиосигналу от метки, которую нужно купить заранее. Можно и на месте — рядом с пунктами оплаты есть офисы — но только за местную наличность, которой у меня, конечно, не было. К счастью, дежурный вошел в положение и пропустил просто так. Но во избежание потенциальных неприятностей эту метку все же стоит приобрести в следующий раз.

Кроме полета на шаре, в Каппадокии было очень интересно проехать по квадроциклетной трассе для туристических маршрутов на H-D Electra Glide Ultra Limited

Вот и Стамбул! Здесь я понял, что московский трафик — ничто по сравнению с турецким. Местные парни, в большинстве своем на юрких Yamaha YBR, показывали чудеса слабоумия, отваги и филигранного управления мотоциклом в агрессивной среде. Пропускать же двухколесных в междурядье у местных водителей не принято, даже если это большой дорогостоящий «Харли».

По подвесному мосту султана Махмеда Фатиха через пролив Золотой Рог и дальше по шоссе 02 я направился в сторону Антальи. Дорога была отличного качества, и вскоре я достиг этого популярного курорта — тут-то и начался настоящий ад! Плотнейший трафик, не оставляющий ни единого шанса просочиться в междурядье, и жесточайшие пробки измотали меня вконец, в довершение всего чуть не врезался в резко перестроившийся передо мной автомобиль — «подлый» асфальт, на вид ровный и гладкий, лишь предательски блестел полированным гравием, добавленным в смесь, чтобы дорога держала форму под жарким солнцем. Резкие маневры и торможения на таком покрытии весьма опасны, так как сцепные свойства полированного камня существенно уступают качествам обычного асфальта.

Лики древних богов сурово смотрят на непрошеных гостей

Наконец глубоким вечером я прибыл в царство пафоса и обжорства — роскошную гостиницу в Антальи. Сигара на балконе под звездным небом и ощущение безотчетного счастья от того, что первый этап путешествия пройден успешно! Но надолго задерживаться здесь не стал — я же не за «овощным» отдыхом ехал!

Следующая точка маршрута — город Ургуп в Каппадокии. Местность эта примечательна необычным ландшафтом и скальными образованиями в виде столбов с ярко выраженными острыми концами, которые мне напомнили устремленные в небо наконечники копий, хотя местные окрестили одну из долин Penis Valley — как говорится, кому что.

История Каппадокии начинается еще за 2000 лет до н. э. Немало народов и религий сменилось здесь, оставив после себя интереснейшее наследие в виде скальных городов, целиком построенных в недрах гор. Туфовая порода легко поддается обработке, и это дало возможность местным жителям строить жилища в скалах, используя дефицитное дерево лишь для изготовления дверей.

Крайне рекомендую остановиться на ночлег именно в скальном отеле, коих здесь великое множество, чтобы как можно теснее соприкоснуться с культурой и бытом здешних мест. Выбранный мной отель был выполнен по всем канонам древнего строительства: все его помещения выдолблены в туфовой толще и обставлены в классической средневековой манере. Очень интересно!

Утро нового дня, как, впрочем, и всех прошлых, началось до рассвета. На этот раз для раннего подъема была веская причина: одним из популярных развлечений в Каппадокии является встреча рассвета в корзине воздушного шара.

Это был мой первый опыт катания на воздушном шаре: ощущения непередаваемые! Всем 15–20 пассажирам хватает места у борта корзины, что позволяет беспрепятственно снимать и фотографировать. Шар поднимается на высоту 500–800 м. Но самое завораживающее зрелище — синхронный полет сотен разноцветных сфер в небе над розовеющим горизонтом.

Если вам совсем невмоготу подниматься на вершину горы Немрут-Даг пешком, можно доехать туда верхом на печальном ослике

Пилоты воздушных шаров ведут непрерывную перекличку между собой по рации, но для меня все равно осталось загадкой, как в такой толпе слабоуправляемых воздушных судов не происходит столкновений. А посадку мы осуществили прямо в кузов грузового автомобиля, который доставит корзину обратно на место взлета, — удивительная точность.

Сверху город, построенный в скалах, напоминает муравейник

После полета отправился в скальный замок Учисар — самое высокое место Каппадокии, естественное скальное образование, похожее издалека на громадную головку сыра, изъеденную мышами, или муравейник. Эта конструкция использовалась византийцами как смотровая башня раннего оповещения, откуда они подавали сигналы зеркалами или факелами.

Осень раскрашивает север Турции в самые яркие цвета

Из Каппадокии двинулся дальше на юго-восток. Поднявшись на высоту 2200 метров по головокружительному серпантину, местами с гравийным покрытием, я оказался на стоянке у вершины горы Немрут-Даг. От этого места за полчаса можно вскарабкаться наверх к монументальному комплексу, воздвигнутому правителем Коммагенского царства Антиохом I в первом столетии до н. э.

Здесь находится гробница царя — 50-метровый насыпной курган из мелких камней. Усыпальница окружена огромными статуями выстой 8–9 м, сложенными из нескольких каменных секций. Скульптуры изображают Зевса, Аполлона, Геракла, Афродиту и самого Антиоха, однако выполнены на персидский манер. На западной террасе находятся массивные плиты, на которых изображен царь, приветствующий богов.

У этого места какая-то особая энергетика, не враждебная, но немного угнетающая — уж очень угрюмо смотрят каменные истуканы на непрошеных гостей.

Вечером я встретился с курдами, о которых меня предостерегали еще в Болгарии. Невесть откуда взявшиеся, они обступили меня толпой и поинтересовались моей национальной принадлежностью. Мое заявление о том, что я русский, вполне их удовлетворило, и они крайне настойчиво пригласили меня угоститься дыней, уверяя, что она необычная: «Not Turkish! Kurdish!» Сопротивляться было непросто, да и это серьезно оскорбило бы местных.

Дальше еду на север к православному монастырю Панагия Сумела, высеченному в меловых скалах в IV веке н. э. Самый красивый вид на него открывается со смотровой площадки в горах — это главное, ради чего стоит сюда приехать. Оттуда тропинкой через корни вековых деревьев вдоль поросшей мхом скалы можно добраться пешком непосредственно до самой обители.

Следующий пункт маршрута — Трабзон. Небольшой портовый город на Черном море в свое время был весьма крупным торговым и рыболовецким портом, но сегодня уступил первенство новой гавани в Самсуне.

Путь в неприступный монастырь Сумела лежит через вековой сосновый лес

Тем не менее Трабзон по-прежнему принимает туристические круизные суда, в первую очередь благодаря близости к достопримечательностям. Есть паромное сообщение и с Россией: в Сочи ходят несколько кораблей, правда, нерегулярно, без четкого расписания. История этого города богата на события и уходит корнями в глубокую старину. Заложенный греками в 756 году до н. э., Трабзон неоднократно менял хозяев и много раз подвергался разрушению. Принадлежавший грекам, Византийской империи, готам, армянам, персам, туркам и однажды даже занятый русскими войсками, город впитал в себя разные культуры, что отразилось в архитектуре и местной кухне.

Ресторан Cemilusta — будете в Трабзоне, загляните сюда отведать фирменных котлеток!

Из Трабзона, конечной точки путешествия по Турции, через Грузию я без приключений вернулся домой.

Это мини-путешествие в Турцию показало, что стереотипы, которые у нас создаются о тех или иных местах или странах, возникают лишь по причине узости мышления и не видения реальной картины. Открывайте заново знакомые страны! Съезжайте с автобанов на второстепенные дороги, знакомьтесь с местными, узнавайте их быт, пробуйте их пищу — лишь так вы станете духовно богаче и познаете мир таким, какой он есть, а не таким, каким видится с экрана телевизора.

Пешеходная набережная Трабзона — замечательное место для романтических прогулок на закате

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

В юго-восточной части Турции огромное количество дорог без асфальтового покрытия, причем, если вы используете Google Maps, эти дороги могут быть отмечены как довольно крупные. Старайтесь пользоваться автомагистралями, если не уверены в своих силах.

На гору Немрут есть только один заезд, вопреки тому, что предлагают карты Google, и он возможен только с южной части страны, со стороны Сирии.

Заехать с юга к монастырю Сумела невозможно, хотя карты Google ведут непосредственно через горы: там дорога обрывается и превращается в горную тропу, заросшую травой. Подъезд возможен только со стороны города Мачка.

Если курды вас угощают чем-то, не отказывайтесь ни в коем случае, это большое оскорбление для них. Да и для других местных.

Одно из основных развлечений в портовых городах севера Турции — пить чай из рюмок на берегу моря. Есть огромное количество специальных заведений, где подается только чай. Курить в Турции можно везде.

Калькулятор путешествия
Транспорт и проживание
Виза (турецкая и грузинская ставятся на месте) Шенген
Стоимость отеля/мотеля в Турции, евро от 150–200/до 50
Платные дороги в Турции для мотоцикла, евро от 1 до 15
Средний счет в ресторане на человека, евро от 35
Дорога
Cтоимость топлива, евро 1,5
Средний расход топлива, л/100 км 6
Протяженность маршрута, км 9050
Общее время в пути, дней 15
Макс. разрешенная скорость, км/ч (мотоцикл) 120 (100)
Макс. допустимый уровень алкоголя в крови в Турции/Словакии, Румынии, Венгрии, промилле 0,05/0,00
Штраф за использование радар-детекторов, евро до 600

Развлечения
Полет на шаре в Каппадокии Стоимость услуги 140 евро с человека
Гора Немрут Билет 10 евро с человека