Путешествия
Главная  /  Путешествия  /  Полярная экспедиция.Анатомия рекорда

Полярная экспедиция.
Анатомия рекорда

Об этом писали и говорили, но как-то вяло и невнятно. Гораздо меньше, чем, скажем, о прогулке на пикапах Volkswagen Amarok по зимним дорогам России. Обстоятельства не позволили мне раньше рассказать об этом потрясающем проекте. Теперь есть возможность исправиться

Итак, меньше года назад, 9 мая, в День Победы, была успешно завершена уникальная «Морская ледовая автомобильная экспедиция» (МЛАЭ). На специально созданных автомобилях семеро участников прошли от России по дрейфующим льдам Северного Ледовитого океана через Северный полюс до Канады. Длина маршрута — около 4000 км. Имена первопроходцев: Василий Елагин, Афанасий Маковнев, Андрей Ваньков, Владимир Обиход, Алексей Шкрабкин, Николай Козлов и Сергей Исаев.

ВАСИЛИЙ ЕЛАГИН

Елагина я знаю более 15 лет. Познакомились на Эльбрусе. Мы были в одной команде «ненормальных», забиравшихся на вершину Европы внедорожником Land Rover Defender 90. Василий уже тогда поразил меня потрясающей работоспособностью, обостренным рефлексом цели и талантом без суеты, спокойно и методично делать дело, не вмешиваясь ни в какие конфликты. Все это, видимо, пришло из опыта покорения горных вершин мира. У него их тьма, проще перечислить вершины, на которых он не побывал. Заслуженный мастер спорта СССР и титул «Снежный барс» говорят о многом. Но при всем при этом к автомобилям он тоже не ровно дышит. Участвовал, например, в ралли «Париж — Дакар 1995». Причем не просто участвовал, а дошел в паре с Александром Русиновым без всякой технической поддержки до финиша! Поверьте мне как профессиональному раллисту — это действительно круто. И вот, когда в жизни Василия сложились три «А» — Альпинизм, Автомобиль и Арктика, получилось то, о чем я и рассказываю. Правда, к этим трем составляющим успеха надо добавить еще три: талант конструктора, талант работы в команде и талант подбирать команду. Спросите — а не много ли талантов в одном человеке? Нет, не много. Это просто необходимо для решения таких многотрудных, практически неразрешимых задач, какими он занимается всю жизнь.

АВТОМОБИЛИ

Теперь о вкусном. Василием было сконструировано и изготовлено под его руководством четыре арктических автомобиля-амфибии «Емеля». Они как братья похожи друг на друга, но и как братья совершенно разные. Каждый последующий эволюционировал по отношению к предыдущему. В «Емелях» удалось сконцентрировать и реализовать весь опыт создания подобных амфибий. Пару месяцев назад мне довелось поговорить с Вадимом Яковлевичем Шапиро, мастером спорта по туризму, прошедшим на снегоходах и амфибиях не одну тысячу километров по нашему Заполярью и установившим в 1990 году рекорд — на автомобиле добрался до самой крайней точки архипелага Северная Земля. Он же создал целое семейство полярных вездеходов, предшественников «Емель». В народе их называли «шапироидами». Но сам Вадим Яковлевич напрочь отрицает свое отцовство и говорит, что скорее уж к появлению на свет «шапироидов» причастен тульский умелец Вячеслав Владимирович Лаухин. Возможно, и так, но есть и другая генетическая ветвь — народная. Рассказывая об этом, Шапиро спросил меня: «Олег, а ты знаешь, почему в Питере и на Дальнем Востоке по весне вечно спасают сотни рыбаков, оторвавшихся на льдинах от берега, а в Архангельске этого не бывает? Хотя и ненормальные рыбаки, и оторванные льдины там есть». Я только плечами пожал. «Так вот, — продолжил Шапиро, — где-то в 1987 году я увидел там поразительную картину — все рыбаки ездят на самодельных амфибиях. Представь себе «гробик», сделанный из фанеры или склепанный из алюминия, с шестью колесами-камерами по бортам, без подвески и с  мотоциклетным двигателем. Льдину оторвало, рыбаки, как тараканы, с нее на этих амфибиях в разные стороны, в море и домой! По данным ГАИ, в Архангельске их было зарегистрировано в то время около 11 000!»

В прицепах — бочки с топливом и провиантом

Но вернемся к «Емелям». Они, конечно, уникальны во всем. И в первую очередь — своей автобусной компоновкой и шириной, позволяющей жить внутри машины (ширина салона 1900 мм). Чтобы разбить лагерь в полярных условиях, требуется как минимум четыре часа. А тут вам в «Емеле» и стол, и дом. Можно вообще не останавливаться. И еще одна гениальность конструкции — потрясающие тяговые возможности. Пневматики (шино-оболочки) буквально прилипают к грунту (снегу и льду), обеспечивая просто умопомрачительную тягу. Каждый «Емеля» тащил за собой три прицепа. А в прицепе три бочки с дизтопливом (две металлические — по 200 л и одна пластиковая 120-литровая) плюс пять-шесть пластиковых бочек с продуктами и спецоборудованием. Причем тащил не просто по ровному льду, а по торосам! Танк ребенком покажется.

А теперь давайте без эмоций, сухим техническим языком. «Емеля» предназначен для передвижения по глубокому снегу, ледяным полям, тонкому льду, торосам, а также для преодоления вплавь преград в морской воде. Шесть колес обуты в специальные шины-оболочки сверхнизкого давления. Снаряженная масса автомобиля 1400 кг (полная — 2000), суммарное водоизмещение шести шин-оболочек 5 т. Днище корпуса погружается в воду всего на 10 см. Ход на открытой воде благодаря вращению колес — 2–3 км/ч. Среднемоторная компоновка. Дизель Toyota размещен внутри пространственной дюралевой рамы. Два вала из коробки передач передают вращение на блокируемые дифференциалы переднего и среднего мостов. Задний (отключаемый) приводится от среднего моста через цепную передачу и карданный вал (тоже блокируется). Приводные валы всех колес проходят наружу корпуса через сальники. Мотор, трансмиссия и электрика расположены внутри герметичного корпуса, что позволяет автомобилю работать в морской воде. Ступицы колес крепятся на рычагах независимой подвески с ходом 450 мм. От переднего шкива двигателя через отдельное сцепление осуществляется привод лебедки.

«Емеля» не только технически уникален, но и выглядит «гостем из будущего»

МАРШРУТ

Справедливо говорить не только о победоносном маршруте 2013 года, а обо всех предыдущих. Они позволили довести конструкцию «Емель», найти оптимальную комплектацию экспедиции по оснащению и по людям, решить все организационные вопросы, дождаться благоприятной ледовой обстановки и только после этого идти на рекорд.

МЛАЭ 2008 Г.

На автомобилях «Емеля-1» и «Емеля-2» пройдено 3208 км. От Салехарда до северной точки архипелага Северная Земля, мыса Арктический. Повторен рекорд Вадима Шапиро 1990 года. Ледовая обстановка не позволила идти дальше, но была выполнена программа-минимум — разведаны возможные пути движения и «Емели» проверены в сложной ледовой обстановке.

Полная автономность: и транспортное средство, и жилой модуль

МЛАЭ 2009 Г.

26 апреля в 17:30 по московскому времени команда под руководством Василия Елагина достигла Северного полюса. Поставлен абсолютный мировой рекорд. Из-за сложной ледовой обстановки автомобили оставлены на дрейфующем льду. Команда эвакуирована авиацией на Большую землю.

Колеса «Емели» обуты в пневматики — шины-оболочки свехнизкого давления

МЛАЭ 2011 Г.

И снова ледовая обстановка не позволила стартовать. Преодолеть многомильную полынью вокруг Северной Земли даже «Емелям» было не по силам. Но сделан огромный задел на будущее. Новые усовершенствованные «Емели» испытаны по полной программе. На них пройдено более 2800 км, часть пути — по тяжелейшим льдам Карского моря. То есть получилась полноразмерная обкатка новых машин, и главное, участники стали единой командой.

Герметичный корпус трансмиссии позволяет передвигаться по воде «аки посуху»

Годом позже Елагин пишет в дневнике: «Слава богу, что в прошлом году нам не удалось выйти на маршрут. Ледовая обстановка в Карском море задержала наш легкомысленный и высокомерный порыв пройти одним махом от Большой земли (Уренгой) до поселка Resolute в Канаде. Нам, самонадеянным, казалось тогда, что с более или менее отлаженными машинами и относительно подготовленной командой такая задача окажется по плечу без особого риска потерять автомобили, как произошло это в 2009 году…».

А я возьму на себя смелость подвести итог 2012 года: Елагиным и командой нарабатывался очень важный опыт — умение ждать. Как известно, даже девять беременных женщин не смогут выносить и родить ребенка за один месяц — плод должен созреть.

МЛАЭ 2013 Г.

Из дневника Василия Елагина: «Несмотря на кажущийся серьезным опыт, на построенные с большой любовью автомобили, с первых дней пути возникали трудности, не предусмотренные мною как руководителем экспедиции. Я писал в своих сообщениях о проблемах со смазкой, о малой скорости интернета, не позволяющей получать снимки высокого разрешения, о выходных днях на материке (речь идет о Евразии, на С.Американском континенте есть дежурные в подобных службах) и прочих ошибках и объективных невзгодах. Но в конце концов все встало на свои места, караван наш набрал ход, и когда через месяц я позвонил А. В. Орлову (начальник полярного аэродрома Барнео, они просили сообщать им о прохождении маршрута) и сказал, что мы в 40 км от полюса, он закричал в трубку: «Ну вы и прете!» Путь к берегам Канады, нам казалось, будет проще, но простота эта оказалась весьма иллюзорной. Поля пакового льда достаточно обширны, но и торосы там пошибче, а линии дрейфоразделов — это и вовсе «Песнь о Гайавате». Но в конце концов и эти препятствия были преодолены…

Подобные встречи на арктических просторах не редкость

Мы отнеслись к ее величеству Арктике в этом году с подобающим уважением и в ответ получили Высочайшую благосклонность. Проходы в бесконечных грядах торосов и лабиринтах трещин вовремя находились, частых снегопадов, маскирующих трещины и тонкий лед не было, а была правильная морозная погода, иногда с перебором, но ведь иначе с нами и нельзя. Все теперь позади, но особая, к счастью, не всем доступная, красота этой величайшей пустыни мира посещает меня во снах регулярно, и я бесконечно благодарен судьбе, поднявшей меня до высот понимания ее.

Свой взгляд на анатомию подвига завершу цитатой из Брюса Ли: «Если ставить себе границы в том, что делаешь, то можно с таким же успехом быть мертвецом. Это распространится на работу, на мораль и вообще на все. Нет никаких границ, есть лишь отдельные горизонтальные участки на жизненном пути. Но нельзя на них останавливаться, нужно выходить за их пределы. Если это убьет, значит убьет».

Порой технике было необходимо мужское плечо

Это — истинный хозяин Арктики. А человек здесь пока гость

Брюс Ли: «Нет никаких границ, есть лишь отдельные горизонтальные участки на жизненном пути. Но нельзя на них останавливаться, нужно выходить за их пределы. Если это убьет, значит убьет»