Путешествия
Главная  /  Путешествия  /  Гонки «Формулы-1» и еще 3 причины посетить Малайзию

Гонки «Формулы-1»
и еще 3 причины посетить Малайзию

Гран-при Formula 1, которое ежегодно проходит в Малайзии, – отличный повод посетить эту прекрасную страну. Расскажем, что стоит посмотреть здесь, помимо захватывающих дух «Королевских гонок»

О том, готов ли я отправиться на Гран-при «Формулы-1» в Малайзию, главный редактор мог бы и не спрашивать. Конечно, да! Смущало лишь одно — продолжительность командировки. Свободные практики, квалификация, сама гонка, день приезда — день отъезда… Ну, максимум неделя. Но поездка затянулась…

Символ Куала-Лумпур — башни-близнецы Petronas высотой 451,9 метра

Перелет из Москвы через Абу-Даби в Куала-Лумпур, встреча с нашим гидом Райером, поездка по вечерней столице Малайзии до отеля… Райер вполне сносно владеет русским — учил язык в Сибири. Не подумайте ничего плохого, он в Новосибирске заканчивал университет. Естественно, моим первым вопросом было: «В какое  время мы завтра отправляемся на трассу Сепанг?» «Сепанг? — удивился Райер. — Нет, завтра у нас официальная часть, организованная министерством туризма Малайзии, а вечером — шоу воздушных шаров». Что касается последнего, то улицы Куала-Лумпур буквально пестрят плакатами, приглашающими на всякого рода шоу и фестивали. Среди них есть и достаточно официальные мероприятия, например, фестиваль обуви. Кроме того, туризм является серьезной статьей дохода для Малайзии. По крайней мере, поступления в бюджет от туризма стоят на втором месте после доходов от экспорта пальмового масла и натурального каучука. Но если развитие туризма (носящего разные формы, включая эко- и волонтерский туризм, помогающий сохранению фауны страны) имеет в основном плюсы, то положительные моменты в росте производства того же пальмового масла не столь очевидны. Все дело в том, что расширение сельскохозяйственных угодий требует вырубки лесов, которые, по мнению специалистов, при таких темпах могут исчезнуть в ближайшее десятилетие. А отсюда и опасность для фауны, многообразием которой славится Малайзия. То есть для еще одного аргумента побывать в этой стране. Правда, правительство Малайзии сегодня старается сохранить разумный баланс между использованием природных (причем достаточно богатых) ресурсов, развитием гидроэнергетики и сохранением природных парков. А коль скоро «туризм» был ключевым словом этой поездки, я сразу решил взять быка за рога: у управляющего одного из отелей я поинтересовался, может ли он назвать три причины, по которым стоит посетить Малайзию? Я думал, что сначала последует длительная пауза, а затем монолог с перечислением всех значимых сооружений и территорий как в Куала-Лумпур, так и в Малайзии в целом. Ничего подобного! Ни на секунду не задумавшись, мой собеседник ответил: «Интересная страна, вкусная еда, приветливые, открытые для общения люди». Интересно, что в конце поездки я готов был подписаться под каждым его словом.

«Сегодня на Сепанг?» — постоянно чем-то озабоченный и не расстающийся с мобильным телефоном Райер, встречавший меня утром очередного дня в холле отеля, был удивлен моей настойчивостью. «Нет, ты же еще не видел пещер Бату, не был на оловянном заводе… А затем в нашей программе семинар по туризму.  Кстати, один из пунктов которого как раз и связан с Гран-при Малайзии». Близость, пусть пока и теоретическая, того, что я так хотел увидеть, не позволила мне возразить. Кроме того, пещеры Бату — одна из главных составляющих того, что позволило тому самому управляющему отелем охарактеризовать Малайзию как интересную страну. Всего 13 километров от Куала-Лумпур, и вашему вниманию открывается поражающая воображение 43-метровая позолоченная статуя бога Муру, стоящая у подножья известняковой горы с пещерами, в которые ведет лестница из 272 ступеней. На охране еще одной пещеры стоит статуя Ханумана, правой руки божества Рамы. Вообще, пещеры Бату являются самой почитаемой индуистской святыней из тех, что не расположены в самой Индии. Что же касается оловянного завода (запасы олова в Малайзии сегодня не столь велики, как раньше, и завод сейчас в большей степени объект туристический), я нашел кое-что интересное для себя. Дело в том, что именно здесь изготавливаются кубки для Гран-при Малайзии в гонках «Формулы-1» и Moto GP. Мало того, здесь же размещают свои заказы организаторы Гран-при Абу-Даби и «королевских гонок» в Шанхае… Понятно, что с большим интересом, чем остальные экспонаты, выставленные в комнатах завода, я рассматривал копии тех самых кубков, пока не увидел нечто, прикрытое тряпкой, из под которой виднелась табличка: MALAYSIA PETRONAS FORMULA ONE GRAND PRIX 2014. Уловив в моем взгляде интерес, сотрудник завода снял покрывало и «вручил» мне кубок. На два дня раньше, чем его получит на подиуме автодрома Сепанг Льюис Хэмилтон!

А если серьезно, то утром того дня, когда на автодроме Сепанг проходила квалификация, я даже не спросил Райера, увижу ли  сегодня «королевские гонки», — день предполагал экскурсию по Куала-Лумпур. И если следовать тезису «интересная страна», то достопримечательности столицы оставлять без внимания никак нельзя. Башни-близнецы Petronas, площадь Независимости с развевающимся на 100-метровом флагштоке флагом Малайзии, соседствующая с построенным в 1897 году зданием имени султана Абдула Самаида… Все это смешано в крепчайшем коктейле, составленном из времен и культур. Разумеется, не без влияния культур колониальных (британской и португальской). Понятно, что все достопримечательности столицы могут померкнуть перед длительным и недешевым перелетом из Европы, но в качестве джокера у организаторов отдыха в Малайзии есть еще и острова, например Лангкави с прекрасным гостиничным сервисом при умеренных ценах.

Неслучайно этот остров имеет статус географического парка мирового значения, присвоенного ему ЮНЕСКО. И еще пара фраз о кухне. Почему так мало? А потому что традиционной малазийской кухни… просто нет. Индия, Тайвань, Филиппины, Китай… Все это, причем в весьма неплохом исполнении, гурманы найдут в Малайзии. Я не гурман, а посему в плане кулинарии мне здесь было весьма комфортно. Так что и с тезисом «вкусная еда» я тоже согласен. Как, впрочем, и с тем, что местное население чрезвычайно радушно.

Место паломничества последователей индуизма — пещеры Бату

Утром моего предпоследнего дня пребывания в Малайзии Райер сообщает: «Едем на трассу Сепанг». Правда, коллеги, уже втянувшиеся в малазийские прелести жизни, ропщут — мол, до гонки еще пять часов, что делать на палимом солнцем автодроме? Но я-то для этого сюда и летел! Причины? Могу назвать с десяток причин, которые заставили бы меня посетить в этом сезоне этапы «Формулы-1». Во-первых, новые технические требования, ориентированные на 1,6-литровые турбомоторы, и, соответственно, новый дизайн гоночных болидов, а также новые системы рекуперации энергии. Во-вторых, любопытный кадровый состав: возвращение в «королевские гонки» Кими Райкконена, появление в составе команды Red Bull молодого Даниэля Риккардо, а в McLaren — Кевина Магнуссена. Да и другие перестановки в составах команд не менее интересны. И, разумеется, вхождение в гонки «Больших призов» нашего Даниила Квята. В-третьих, новые трассы, среди которых и австрийская Red Bull Ring, и наша в Сочи. Да и сам формат соревнований, предусматривающий начисление двойных очков в заключительной гонке сезона, позволяет надеяться на сохранение интриги до самого финиша чемпионата-2014. И список тех самых причин можно продолжать.

А этот храм едва втиснулся в плотную застройку старой части Куала-Лумпур

Sepang F1 International Circuit, спроектированный Германом Тильке, принял свой первый Гран-при в 1999 году. Тогда победителем стал Эдди Ирвайн, выступавший за Ferrari. С тех пилоты Scuderia Ferrari одержали наибольшее число побед на этом автодроме — шесть, причем трижды здесь побеждал Михаэль Шумахер. Так же по три победы на свой счет записали Фернандо Алонсо и Себастьян Феттель.

До старта 16-го Гран-при Малайзии еще три часа, но на Сепанге уже кипит жизнь. Сразу после входа на автодром сидящая прямо на асфальте цепочка людей. Забастовка? Нет, это занимают очередь желающие получить автограф своего кумира — автограф-сессия скоротечна, и позаботиться об этом нужно заранее. А вот и русская речь: супружеская пара из Москвы, совершающая тур по Малайзии и Сингапуру никак не могла пропустить Гран-при Малайзии. В руках российский триколор, значит болеют за Даню Квята? Глава семейства после небольшой заминки говорит: «Это, конечно, очень хорошо, что в пелетоне есть и наш пилот. Но мы болеем за Кими Райкконена. В одном из интервью Кими сказал, что первым его автомобилем была Lada… Я тоже начинал с этой машины». Кстати, на Сепанге Кими дважды побеждал. А вот и еще наши, из Хабаровска. В руках транспарант каких-то железных дорог… Нет, не фанаты гонок «Формулы-1», но иногда смотрят их по телевизору. Отдыхая в Малайзии, не могли не использовать шанс увидеть все это «вживую». А вот персонаж, о пристрастиях которого спрашивать нет смысла: в руках финский флаг, на футболке изображение Кими Райкконена. Похоже, что опорожнил уже не одну бутылочку пива. Интересуется, откуда я и нравится ли мне Кими. Узнав, что я из России и к Райкконену отношусь позитивно, тут же оживляется и предлагает: «Купи у меня за 20 долларов футболку и тоже будешь членом клуба Кими Райкконена». Вежливо отклоняю предложение — не «клубный» я человек.

Прелюдия к Гран-при, проходящая под палящим солнцем, да еще и при высокой влажности, кажется достаточно утомительной. Но вот автомобили расставлены на стартовой решетке, гаснут красные огни светофоров, и 16-й Гран-при Малайзии начинается. А спустя полтора часа Льюис Хэмилтон поднимает над головой кубок. Тот самый, что я держал в руках двумя днями ранее на оловянном заводе. Каждый раз после окончания гонок у меня возникает ощущение некой пустоты. Может быть, оттого что ожидание той самой гонки было довольно долгим. Но из состояния душевного дискомфорта выводит голос Райера: «Завтра утром не опаздывай — мы едем в Малакку (или, как говорят местные жители, «в Млакку»). Это самый древний из наших городов, появившийся еще в 15 веке». Познание Малайзии продолжается…

Мечеть Путра в «Городе будущего» Путраджайя. Этот административный центр построен в... 1995 году

И старинная крепость в городе Малакка, чья история началась еще в XV веке