Обзоры
Главная  /  Обзоры  /  Выходим из штопора: что делать, если машину «закрутило»

Выходим из штопора:
что делать, если машину «закрутило»

Общий принцип вывода из штопора самолета – остановить вращение и увеличить скорость. Общий принцип вывода из «штопора» автомобиля – не препятствовать его вращению, а порой и провоцировать его. Разбираемся в тонкостях вывода автомобиля из уже начавшегося процесса вращения.

О том, как не попасть в ситуацию, когда автомобиль на скользкой дороге выходит из-под контроля, и о том, как взять контроль над этим процессом в свои руки, написано немало статей. Так или иначе, все они описывают одни и те же постулаты, лишь с разной степенью детализации. Кто-то ограничивается короткими и емкими рекомендациями, а кто-то расписывает чуть ли не хронометраж действий с сотыми долями секунды и градусами поворота рулевого колеса. И то и другое чтение, несомненно, полезно и значительно расширяет знания как начинающих, так и уже довольно опытных водителей. Попробуем обогатить ваши знания и мы, однако расскажем сегодня не о том, как не попасть и как купировать развивающийся занос, а о том, что делать, если вальс уже начался.

Да, вращение вокруг оси многих водителей приводит в ступор. В «лучшем случае» все, что водители могут этому противопоставить, – рефлекторно нажать до упора на педаль тормоза и ждать удара. И хорошо если этот удар придется о мягкий снежный бруствер или о придорожные кусты. Увы, но в большинстве своем такой вальс заканчивается столкновением со встречным автомобилем. Так как же себя вести, если автомобиль уже закрутило, и все принятые до этого известные вам меры борьбы с заносом не сработали?

В первую очередь, не давите на педаль тормоза, потому как автомобиль с заблокированными колесами легко уходит в боковое скольжение, и контролировать его становится практически невозможно.

Даже если вы вдруг откажетесь от стабилизации автомобиля, то из-за особенностей конструкции передней подвески при отпущенной педали тормоза и не вывернутых управляемых колесах автомобиль сам попытается выровнять свое положение, но при этом точно спрогнозировать, продолжит он свое движение далее как обычно или задом наперед, невозможно.

Если автомобиль стабилизируется в правильном направлении, вам останется лишь вытянуть его двигателем и легкой корректировкой направления движения.

Если же автомобиль стабилизируется, двигаясь задом наперед, то можно попытаться довернуть его на 180° градусов, выполнив так называемый «полицейский разворот». Выключите сцепление (на машине с АКП переведите селектор управления коробкой в положение "N") и предельно проверните рулевое колесо навстречу вращению. Включите сцепление (на машине с АКП переведите селектор в положение "D")  и выровняйте колеса до полного разворота на 180°. А дальше действуйте, как в предыдущем пункте.

Если скорость была велика, то автомобиль может выполнить несколько вращений на 360°. Методика выхода из этой ситуации, конечно же, есть, но, поверьте, пресечь эти вращения после первого оборота могут единицы, и то лишь после долгих и упорных тренировок. В связи с этим, дабы не усугубить ситуацию, просто дождитесь, когда автомобиль стабилизируется сам.

Естественно, все описанные способы лучше отработать на закрытой площадке, где вы сможете довести свои действия до автоматизма. Если же у вас такой возможности нет, то помните: если вы не знаете, что делать во время вращения, то не делайте ничего, и самое главное – не тормозите! Автомобиль сам стабилизируется и в большинстве случаев останется на своей полосе. Ведь само вращение не столь опасно, как вытекающее из него неуправляемое скольжение. А опрокидывания не стоит бояться даже на автомобилях с высоким центром тяжести, будь то кроссовер или внедорожник. Ведь если нет бокового "упора" в виде ямы или бордюра, то положить на бок на скользком покрытии тяжело даже бетономешалку.