Обзоры
Главная  /  Обзоры  /  УАЗ 300: упущенная выгода

УАЗ 300:
упущенная выгода

С чем, в первую очередь, ассоциируется аббревиатура УАЗ? Конечно, с простыми и надежными внедорожниками. Еще со знаменитыми вездеходными микроавтобусами – «буханками». Ну и, в конечном счете, на ум приходит легкий грузовик. Между тем, история УАЗа начиналась с машины именно данного типа. С УАЗ 300

Точнее, первой, в 1942-ом, в Ульяновске была освоена военная модификация знаменитой «трехтонки» - ЗиС 5. Под конец войны был создан неуклюжий четырехтонный УльЗиС 253, характеристики которого оставляли желать лучшего. Впоследствии, на этом проекте был «поставлен крест». А ульяновцев, руководство страны озадачило созданием легкого грузовика, грузоподъемностью под тонну.

Машин данной весовой категории на тот момент, в стране советов не существовало как класса. Ведь исторически сложилось, что промышленность была «заточена» под выпуск грузовиков, способных перевозить от полутора тонн и выше. Транспортировка незначительных грузов осуществлялась с помощью 415-х пикапов на базе знаменитой «Эмки», грузоподъемностью 500 килограммов, которые выпускались конце сороковых начале пятидесятых на ГАЗе. Посредине было пусто и УАЗу было предложено заполнить нишу. Как всегда, машину нужно было сделать «вчера». Поэтому, для ускорения процесса создания УАЗа 300, было решено позаимствовать компоновочные решения и узлы от автомобилей других марок, «уверенно» стоящих на конвейере.

Двигатель было решено использовать от «Победы», четырехцилиндровый, 50-сильный. За основу тормозной системы УАЗа 300 были взяты «легковые» барабанные тормоза. Конструкцию рессорной подвески скопировали с аналогичного узла тяжеловоза ЯАЗ 200, минимизировав ее, с учетом компактности разрабатываемого автомобиля.

А вот коробку передач пришлось выдумывать и делать заново. Причем, из-за отсутствия в Ульяновске подходящего оборудования,  изготовление коробки было поручено ГАЗу. Массу сил конструкторы потратили на создание сбалансированной пропорциональной внешности грузовичка. Прототип «трехсотого уазика» действительно вышел на славу.

 Его даже предпочли варианту, предложенному «газовским» скульптором, откомандированным в помощь Ульяновским проектировщикам. Правда, как это часто случалось в отечественной автопромышленности, не обошлось без заимствований.  Стиль УАЗа 300 удивительным образом перекликался с дизайном американских малотонажников, тех и предшествующих лет. В частности, с обликом пикапов марки Studebaker.

 Выпуск первого ходового образца УАЗа 300 приурочили к очередному празднованию Октябрьской революции в 1949-ом  году. Сдача второго экземпляра состоялась накануне первомайской демонстрации 1950-го года. Далее автомобиль проходил всесторонние испытания. Причем, наряду с «трехсотым», грузоподъемность которого составляла 1000кг, в испытаниях участвовал полуторатонный автомобиль УАЗ 302. Характерным отличием этой машины от более «легковесного» собрата, было использование двускатных задних колес.

В качестве ориентира, компанию УАЗам составил проверенный временем ГАЗ ММ. Если не считать, что загруженному под завязку 302-му порой не хватало мощности «победовского» движка, новички с честью выдержали сопоставление с  «благонадежным ветераном». Но, несмотря на хорошие результаты испытаний и, связанные с этим перспективные планы ульяновцев по окончательной доводке машины и ее постановке на конвейер, легкому ульяновскому грузовику не суждено было стать серийным автомобилем. Гром грянул летом 51-го, в виде постановления Совета министров СССР о перепрофилировании завода на выпуск радиолокационных станций для неотложных нужд армии.

А это современный приемник «трехсотого»: