Обзоры
Главная  /  Обзоры  /  Шоферский инструмент: штатные наборы в СССР и сейчас

Шоферский инструмент:
штатные наборы в СССР и сейчас

В интернете сегодня много статей на тему «Было и стало». Давайте и мы поностальгируем по ушедшим временам, а предметом нашего обращения к прошлому станет шоферский инструмент. Точнее говоря, штатный шоферский инструмент, то есть тот, которым автомобили комплектовались с завода.

Да, когда-то, прежде чем расписаться в акте приема-передачи автомобиля в автомагазине, водителю приходилось не только всецело осматривать автомобиль на предмет разного рода дефектов и комплектности элементов декора, но и тщательным образом сверять с описью содержимое сумки с шоферским инструментом. Ведь «тогда» раздобыть качественные ключи было непросто, а в комплекте с машиной всегда шел хоть и неказистый на вид, но довольно хорошего качества инструмент. Что же входило в комплект, позволяющий водителю, разбирающемуся в устройстве автомобиля, при необходимости не только произвести какие-никакие настройки, но и осуществить ремонт? Рассмотрим это на примере инструментальной сумки автомобиля ВАЗ времен СССР, а потом заглянем в багажник современной Lada.

Итак, что же было в инструментальной сумке? 

МАНОМЕТР

Аккуратно упакованный в пластиковый или дерматиновый чехол, он позволял контролировать давление в шинах и при необходимости это давление стравливать приливом на конце носика, если вдруг водитель переусердствовал в работе с насосом.

НАСОС РУЧНОЙ

Также атрибут шоферского инструмента. Это сегодня многие им пренебрегают, потому как подкачать колесо можно на любой автозаправочной станции, да и в случае прокола бескамерка позволяет доехать до шиномонтажа даже на подспущенном колесе. «Тогда» колеса были с камерами и в случае прокола спускали практически мгновенно. Чем в случае отсутствия насоса накачать перебортированное колесо? И сильно нервничали водители, если не находили в инструментальной сумке насоса.

ДОМКРАТ

Куда же без него! Лежал он, правда, не в сумке, но был обязателен. Справедливости ради заметим, что и сегодня он лежит в органайзере большинства автомобилей, и игнорируют его наличие в наборе штатных инструментов только те производители, у которых автомобили оборудованы с завода шинами Run-Flat. Запаски нет, ехать до места ремонта можно и на спущенном колесе, так зачем он тогда нужен…

ЛОПАТКА ДЛЯ МОНТАЖА ШИН

Она тоже считалась атрибутом шоферского инструмента и была призвана в первую очередь обеспечить демонтаж/монтаж покрышки на диск в полевых условиях. Вот только почему она была в единственном экземпляре, непонятно, потому как для работы с колесом требовалось как минимум две лопатки. Понимая это, водители всеми правдами и неправдами обзаводились второй монтажной лопаткой, таким образом доукомплектовывая шоферский инструмент.

ПЕРЕНОСКА-СВЕТИЛЬНИК

Аккуратненькая, в виде груши с крючком вместо хвостика, с наворачивающейся на плафон защищающей 21‑ваттную лампу крышкой и длинным проводом, она также была в наборе штатного инструмента и при необходимости включалась в специальную розетку под панелью приборов в районе педального узла. Скольким водителям она помогла справиться с поломками в кромешной мгле, и не сосчитать.

РЕЗИНОВЫЙ ШЛАНГ

В комплекте был и резиновый шланг длиной около полуметра. Предназначался он для прокачки тормозов. Да, тогда водители умели и это, потому как в автошколах, помимо ПДД, хорошо преподавали и матчасть.

КЛЮЧИ РОЖКОВЫЕ

В комплекте обязательно шли два рожковых ключа, 11х13 и 19х22. Их вполне хватало, чтобы отвернуть большинство гаек и болтов в автомобиле. Хромом они не блистали, как нынешние, но сталь была хорошая, а посему служили верой и правдой очень долго.

КЛЮЧИ НАКИДНЫЕ

Их тоже было два — 12х13 и 17х19. Предназначались они для работы с болтами и гайками, имеющими довольно сильный момент затяжки. Отвернуть шаровую опору, сорвать гайку на рулевой тяге — все это можно было сделать при помощи довольно мощных, с хорошей длиной рычага, а главное, полностью обхватывающих шлицы гайки или болта, ключей.

КЛЮЧ 12 ДЛЯ ПРОБОК

Этот шестигранный г-образный ключ предназначался для откручивания сливной пробки поддона картера. Сегодня водители для смены масла обращаются в специализированные сервисы. Раньше же масло меняли либо на эстакаде, либо на яме, либо и вовсе, поддомкратив автомобиль, лежа на земле. Ключик этот был на вес золота, потому как, если его по какой-то причине теряли, приобрести второй в магазине было довольно сложно.

ПЛОСКОГУБЦЫ

Ну, куда же без них. Обжать, придержать, гвоздь из покрышки выдернуть, а то и вовсе что-то открутить — все это делалось именно плоскогубцами. Штатные, кстати, имели еще и изменяемую ширину зева, что позволяло порой схватиться за нечто большее чем это могли сделать обычные плоскогубцы. Неудобные были только ручки — уж больно короткие, и потому, чтобы что-то удержать, приходилось сильно напрягать кисть.

РУКОЯТКА ПУСКОВАЯ

О существовании таковой молодое поколение знает лишь по фильму «Кавказская пленница». Именно с ее помощью Эдик пытается завести автомобиль, проклиная «день, когда сел за баранку этого пылесоса». А между тем рукоятка пусковая, или в народе «кривой стартер», долгое время входила в комплект шоферского инструмента чуть ли не всех автомобилей. С ее помощью при севшем аккумуляторе можно было попытаться завести автомобиль, вручную проворачивая коленчатый вал. Нужно сказать, удавалось это не многим. Зато при регулировке клапанов «кривой стартер» был просто незаменим.

КОРОБКА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ

Помимо сумки, в комплекте к автомобилям ВАЗ шла еще и инструментальная коробка. Она была укомплектована «инструментом первой помощи» и, поскольку имела небольшие размеры, располагаться могла в салоне, например, под пассажирским сиденьем.

В ней находились:

КЛЮЧ 19 КОМБИНИРОВАННЫЙ

Этот ключ с одной стороны имел головку «на 19», а с другой — лопатку и предназначался, в первую очередь, для отворачивания колесных гаек. Теоретически лопатка на другом конце ключа предназначалась для совместной работы с лопаткой из инструментальной сумки при демонтаже покрышки с колесного диска, но работать «ключом комбинированным» в таком формате было неудобно, поэтому основное его предназначение было именно отворачивание колесных гаек. В народе его название закрепилось как баллонник.

ОТВЕРТКА КОМБИНИРОВАННАЯ

Без отвертки в машине, естественно, никуда. А чтобы не плодить их количество, то есть «под шлиц» одну, «под крест» другую, отвертку сделали комбинированной. Жало у этой отвертки с одной стороны было плоским, с другой стороны крестом. Чтобы сменить рабочую сторону, требовалось лишь выдернуть жало из ручки и вставить обратно другим концом. Все просто и гениально.

КЛЮЧ ДЛЯ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ

Название ключа говорит само за себя, с его помощью выворачивались свечи из головки блока как для замены, так и для чистки или регулировки. Нужно сказать, что «тогда» эту процедуру проходилось проделывать часто, и свечной ключ был особо дорог любому автолюбителю.

ПРОШИВКА 8х150 

За замысловатым названием на самом деле прячется обычный бородок, он же вороток. При необходимости посредством его и молотка можно было, например, «раскачать» прихваченный ржавчиной направляющий палец тормозных колодок в суппорте. Однако основным предназначением этого стержня было выполнять функцию воротка свечного ключа. Он вставлялся в соответствующее отверстие на ключе и позволял приложить усилие, чтобы вывернуть или завернуть свечи. Так же прошивка использовалась и на трубчатом ключе 8х10.

КЛЮЧ ТРУБЧАТЫЙ 8х10

Предназначался он для отворачивания гаек клапанной крышки либо других крепежных элементов с соответствующими размерами. Особенно был незаменим в тех местах, где требовалось отвернуть гайку, куда обычные рожковые или накидные ключи было не просунуть. Например, отвернуть крепление задних фонарей у автомобиля ВАЗ-2104.

КЛЮЧИ РОЖКОВЫЕ 8х10 И 13х17

Ключи с наиболее ходовыми размерами тоже были в инструментальной коробке первой помощи и позволяли что-то быстро подкрутить или демонтировать, не доставая основную инструментальную сумку. Ключом «на 13», например, часто пользовались, когда нужно было сделать чуть позже зажигание в случае заправки некачественным топливом и тем самым избавить двигатель от детонации. Для этого всего-то требовалось ослабить гайку крепления трамблера к блоку и провернуть его на пару градусов по часовой стрелке.

ЩУПЫ ДЛЯ ПРИБОРОВ ЗАЖИГАНИЯ

С виду неказистый рожковый ключик с приклепанной проволочкой с одной стороны и плоским щупом с другой служил для обслуживания свечей зажигания и распределителя зажигания. С помощью проволочки проверялось расстояние между боковым и центральным электродами на свече, а с помощью щупа выставлялся угол замкнутого состояния контактов прерывателя. Непосредственно зевом ключа водители раздвигали чрезмерно сведенные контакты на свечах.

Как видите, раньше автолюбитель, разбирающийся в материальной части автомобиля, при наличии такого набора инструментов был, что называется, во всеоружии. Удивительно только, что в инструментальной сумке не было штатного молотка, но видимо тогда технологи посчитали, что для ремонта отечественной техники, вопреки расхожему мнению, он не нужен.

ЧТО КЛАДУТ В БАГАЖНИК СОВРЕМЕННЫХ LADA?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, достаточно приподнять крышку, закрывающую нишу запасного колеса в багажнике. К примеру, в пенопластовом органайзере, который лежит в углублении запасного колеса Lada Vesta, есть только вкручиваемый буксировочный рым, баллонный ключ и пластиковый винтовой домкрат. Все. 

Как видите, список небольшой. Хорошо это или плохо? Конечно, какой-никакой инструментик все же иметь хотелось бы, но видимо теперь на ВАЗе считают, что их техника стала настолько технологичной и надежной, что нужды в инструменте нет, а все необходимые работы можно и должно проводить только на специализированном сервисе. Возможно, это и так, только не все разделяют это мнение и поэтому инструмент после покупки нового автомобиля большинство докупают уже сами.