Обзоры
Главная  /  Обзоры  /  Сделано в СССР: уникальный микрогрузовик за 2000 рублей
[

Сделано в СССР: уникальный микрогрузовик за 2000 рублей

]
Сделано в СССР:уникальный микрогрузовик за 2000 рублей
Несмотря на гигантоманию, характерную для грузового автопрома СССР, в огромной стране порой предпринимались попытки создания микрогрузовиков. Эстонский ЭТ-600 – одна из подобных разработок.

Идея создания микрогрузовика не родилась в министерских кулуарах, а пришла из реальной жизни. В середине 1960-х руководитель производственно-технического отдела автобазы Эстонского республиканского сельского союза потребительских обществ Р. Вертелов и начальник металлоцеха этого же предприятия Д. Суйгусаар вознамерились создать компактный грузовичок, простой и надежный, грузоподъемностью около полутонны. Руководствовались доморощенные конструкторы банальной прагматикой, связанной с нуждами базы. А именно, с необходимостью доставки мелких партий грузов со складов потребсоюза в магазины, ежегодно достигающей почти полутора миллионов тонн. Имеющиеся в наличии фургоны на базе ГАЗов и ЗИЛов зачастую возили по полмашины воздуха. А более компактный УАЗ-452 был в дефиците.

ЭТ-600

Сверхлегкий ЭТ-600 представлял собой симбиоз грузового шасси с силовым агрегатом легковушки малого класса. Легкая сварная рама была выполнена из труб прямоугольного сечения. А мотор — 4-цилиндровый двигатель Мелитопольского моторного завода мощностью 30 «лошадей» взяли от «Запорожца-966А». Что любопытно и нехарактерно для советского автомобилестроения того времени, тяга от двигателя передавалась на поворотные передние колеса. Привод передних колес в новой машине осуществлялся качающимися полуосями и синхронными карданными шарнирами. Рулевой механизм, тормозная система и колеса были позаимствованы у «Москвича-408». Независимая пружинная подвеска передних колес оригинальной конструкции опиралась не на нижний рычаг, как это было традиционно, а на верхний, т. к. иному расположению препятствовали полуоси. Задний мост грузовичка был неразрезным и подвешивался на полуэллиптических рессорах. ЭТ-600 представлял интерес и с точки зрения расположения двигателя под кабиной.

Сама кабина тоже была из мира «белых ворон» — пластиковая. Металлическая, само собой, обошлась бы дешевле, но пластмассовая была легче и долговечнее. Создатели грузовичка старались максимально снизить вес машины, поэтому по возможности не использовали металл. Для ревизии мотора было необходимо отвернуть пару болтов и откинуть кабину вперед, как у современных фур. Причем, открутив еще два болта, можно было снять кабину полностью. Для контроля уровня масла и его долива со стороны кузова был предусмотрен люк капотного типа. На задней стенке кабины был сделан воздухоподводящий короб, заборник которого был выведен на крышу. Кабину, вес которой составлял всего 40 кг, при изготовлении трое рабочих формовали за 3–4 часа. Для проверки «профпригодности» кабинного стеклопластика из него была сделана небольшая лодка, на которой во время рыбалок без последствий было пройдено множество мелководных речушек с каменистым дном. Эластичность композита не раз сослужила впоследствии добрую службу. Камни из-под колес прочих участников движения отскакивали от кабины, как от мячика, и все обходилось небольшим повреждением краски.

Под стать экстерьеру, внутри кабина отличалась аскетизмом. На примитивной передней панели находились только спидометр, указатели топлива, температуры двигателя и давления масла плюс поворотники, амперметр, манометр и контрольные лампы дальнего света. Для зимних условий в кабине был предусмотрен стандартный запорожский отопитель.

Кузов ЭТ-600 размерами 2340х1370 мм представлял собой сварную конструкцию с невысокими металлическими штампованными бортами. Основание изготавливалось из тонкой листовой стали, прикрепленной непосредственно к раме, на нем располагался деревянный настил. Вместо кузова мог быть установлен фургон объемом 2,9 кубометра как с одной, так и с тремя дверями для погрузки-разгрузки. Был разработан даже изотермический фургон.

Микрогрузовик не предназначался для перевозок тяжелых грузов. Его грузоподъемность — 600 кг — зашифрована в индексе названия (к слову, до ЭТ-600 в качестве «пробного шара» был выпущен и успешно проработал около года в таллинском коопторге «полутонник» ЭТ-500). Вес самого грузовичка составлял порядка 750 кг, большая часть массы была сконцентрирована в передней части. А при загрузке суммарный вес распределялся равномерно на обе оси.

фото ЭТ 600

Грузовичок подвергся всесторонним испытаниям, в ходе которых было пройдено более 20 тысяч км. Выводы, сделанные по результатам испытаний, сводились к следующему. ЭТ-600 компактен, маневрен, легко управляется. Радиус поворота определялся величиной около 5 метров. Благодаря расположению кабины непосредственно над двигателем водителю было легко контролировать дорожную обстановку. Посадка водителя удобна. Тормозной путь машины, ее способность разгоняться, преодолевать подъем и прочие характеристики — в пределах соответствующих автомобильных ГОСТов. Максимальная скорость была заявлена на уровне 84 км/ч. Расход бензина в среднем составляет 6 литров на 100 км, в городе — порядка 9,5 л. Небольшой «аппетит» выгодно отличал ЭТ-600 от конкурента в лице УАЗа (впрочем, небольшой расход в то время не был решающим преимуществом). Из-за особенностей конструкции, в частности, из-за маломощного мотора ЭТ-600 было рекомендовано использовать на дорогах с твердым покрытием.

После испытаний комиссия технической экспертизы автомобильной секции научно-технического общества автомобильного транспорта и городского хозяйства Эстонской ССР рекомендовала изготовить опытную партию микрогрузовиков. Что и было реализовано. Общее число микрогрузовиков, выпущенных с 1967 по 1970 год, исчислялось четырьмя десятками экземпляров. Цена машины составляла приблизительно 2000 рублей. При этом малолитражный «Москвич» в то время стоил порядка 5000 р. ЭТ-600 предполагался для обслуживания магазинов, кафе, почтовых отделений, перевозок мелких партий груза. Он отменно подходил для городских условий эксплуатации, был способен проникать в узкие проезды, внутренние дворы…

Достоинства ЭТ-600 существенно превышали его недостатки. Ныне этот «лилипут» наверняка был бы востребован. Но он появился не в свое время. И был обречен.

P.S. Добить проект помог микрогрузовичок Multicar из братской ГДР, заполонивший в 1970-е годы улицы крупных советских городов.