Обзоры
Главная  /  Обзоры  /  Пирогами, и блинами, и сушеными грибами: как потушить пожар в автомобиле
[

Как потушить пожар в автомобиле

]
Пирогами, и блинами, и сушеными грибами:как потушить пожар в автомобиле
В огне горит, как известно, все. Горят леса, горят дома, горят автомобили. Причем последние, по статистике, стали гореть все чаще и чаще. Что может являться причиной пожара на колесах, чем с огнем бороться, какой огнетушитель выбрать? Об этом и поговорим

ПОЧЕМУ ГОРЯТ АВТОМОБИЛИ

как потушить пожар в автомобиле

На самом деле основных причин, по которым может загореться автомобиль, всего две – техническая неисправность и вина водителя. К технической неисправности, в первую очередь, можно отнести утечку ГСМ. Даже нескольких граммов топлива или масла, вырвавшегося из магистрали или узла на раскаленный выпускной коллектор, достаточно, чтобы загорелось подкапотное пространство, а далее огонь перекинулся на салон и… И всего 20 минут нужно, чтобы автомобиль выгорел до остова. В связи с этим вот что хочется посоветовать. Не ленитесь, открывайте капот хотя бы раз в месяц для осмотра подкапотного пространства. Легкий запах топлива, «запотевание» топливных или масляных магистралей в местах сочленений – все это признак того, что под капотом что-то не так, и требуется срочное выявление и устранение неисправности.

почему горят автомобили

Причиной возгорания автомобиля может стать и неисправная электропроводка. Времена, когда в блок предохранителей вместо рекомендуемой по силе тока вставки умниками внедрялась пятирублевая монета, конечно, уже прошли, однако неисправная электропроводка все так же вполне способна превратить ваш даже очень роскошный автомобиль в кучу покоробленного огнем железа. От того, что где-то какой-то провод перетерся, а потом коротнул на корпус, не застрахованы владельцы как обветшалой «классики», так и самых дорогих автомобилей. Порой такие мины замедленного действия и вовсе заложены конструктивно. Свидетельство тому – масса отзывных кампаний по устранению неисправностей подобного рода как нашими, так и зарубежными производителями. Так что если вы вдруг почувствуете в салоне или под капотом запах «горящей» проводки, немедленно остановите машину, обесточьте ее, сняв минусовую, а лучше обе клеммы с аккумулятора, и по возможности сами или при помощи специалиста выявите причину появления этого запаха. Неисправная электропроводка также может давать о себе знать неадекватной работой электрооборудования. Вместо «стопов», например, могут загораться поворотники, а на щитке приборов привычно невидимые пиктограммы могут вдруг вспыхнуть и начать моргать в такт музыке из динамиков. Это все тоже признаки того, что вам необходимо выявить причину, причем немедленно! Поверьте, «Посмотрю, когда приеду» может прозвучать за минуту до «Черт, что это горит?».

причины возгорания в автомобиле

И второй причиной возгорания автомобиля, как уже говорилось, может стать «прокладка», находящаяся между рулем и сиденьем. Зачастую водители сами делают все, чтобы их транспортное средство как можно скорее загорелось. Это и оставленная после ремонта под капотом ветошь, и бутылки с маслами и горючими жидкостями или аэрозолями, и, конечно, разного рода несертифицированные шумоизоляционные и теплоизолирующие материалы. Сожженных машин по вине загоревшихся одеял и ватных матрасов под капотом по всей стране уйма. Не меньше колесной техники горит по причине применения открытого огня для обогрева двигателя. Это одна из основных причин, по которым автомобили полыхают зимой. Поставленная под масляный картер двигателя паяльная лампа вполне способна превратить в факел даже карьерный самосвал. Так что, прежде чем разводить огонь в неположенном месте, несколько раз подумайте, стоит ли игра таких свеч, или же каким-то другим, более цивилизованным образом следовало подготовить свой автомобиль к зиме, к примеру, установив сертифицированную систему автономного подогрева или же попросту используя рекомендуемое для низких температур масло.

Немало сгорело автомобилей и от банального окурка. Выброшенный на ходу в открытое окно, он незаметно для водителя забрасывается обратно в салон набегающим встречным потоком (особенно часто это происходит, когда в салоне открыты все окна), а далее спокойненько себе ждет на заднем сиденье, когда все тот же набегающий встречный поток раздует его искры в пламя.

как предотвратить пожар в автомобиле

Есть и еще одна причина, по которой горят автомобили, это поджог. Но это событие уже из разряда человеческих взаимоотношений, посему рассматривать, кто и почему решил спалить ваш автомобиль, не будем. А если это вдруг произошло, то вспомните, не отдавили ли вы кому-то ноги на пешеходном переходе или не провели ли вечер в объятиях чужой супруги…

ЧЕМ ТУШИТЬ?

Как быть, если все же загорелось? «Конечно же, тушить огнетушителем», – скажете вы, тем более что его наличие в автомобиле прописано в ПДД. Да, на нашу беду, а точнее говоря, чтобы с ней справиться, в каждом автомобиле должен быть огнетушитель. Кстати, первое упоминание об огнетушителе датируется XVIII веком. Тогда он представлял собой бочку, наполненную водой и порохом. Бочку закатывали в охваченное огнем помещение и ждали пока порох, под воздействием температуры взорвется, и вода будет разбрызгана по всей площади возгорания. Огнетушитель же в том форм-факторе, к которому мы привыкли, появился лишь столетие спустя. В 1816 году английский изобретатель Джордж Мэнби предложил в наполненный водой металлический сосуд нагнетать под давлением воздух, который после нажатие на спусковой крючок и выдавливал из него воду упругой струей. Объем огнетушителя составлял 24 литра.

Сегодня ПДД требуют, чтобы в автомобиле находился огнетушитель объемом не меньше 2 литров. По мнению специалистов, этого должно хватить для тушения зарождающегося пожара, что подтверждено множеством испытаний как в лабораторных, так и в полевых условиях.

Однако вам наверняка не раз доводилось видеть возле остова сгоревшего автомобиля множество использованных огнетушителей, но при этом машину удалось затушить лишь прибывшим пожарным. Все дело в том, что некоторые из огнетушителей неспособны потушить то, что горит в автомобиле. А что же, собственно говоря, в автомобиле горит? В первую очередь это ГСМ, то есть топливо, масло, гидравлические жидкости, во вторую очередь пластик и его производные. Учитывая эти факторы, нужно понимать, что тушить автомобиль нужно теми огнетушителями, которые рассчитаны на борьбу с огнем, распространяющимся по материалам, из которых автомобиль собран, то есть заливать его просто водой, конечно, можно, но ее нужно довольно много. Позволить же себе иметь под рукой вместо огнетушителя пожарную машину, а вместо аптечки скорую помощь могут лишь олигархи.

ВИДЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ОГНЕТУШИТЕЛЕЙ 

Оговоримся сразу, как таковых автомобильных огнетушителей не бывает. Есть допуски, по которым те или иные огнетушители разрешается использовать в качестве автомобильных, и к ним относятся всего два типа – порошковые и хладоновые. Впрочем, если внимательно почитать наставление по пожарной безопасности, то станет ясно, что, в принципе, отнести к автомобильным огнетушителям можно еще и углекислотный, при условии, что его огнетушащая способность будет не ниже, чем у тех огнетушителей, что упомянуты выше. В итоге сегодня при получении диагностической карты наличие такого огнетушителя в салоне автомобиля является одним из пунктов, разрешающих дальнейшую эксплуатацию транспортного средства.

виды автомобильных огнетушителей

Что же представляют собой эти огнетушители, и где их лучше покупать? Скажем сразу, покупать огнетушитель лучше всего не на рынке или в автомагазине, а в специализированных центрах, торгующих таким оборудованием. Нарваться там на подделку или просроченный, читай не действующий огнетушитель, практически невозможно. Конечно, для этого придется найти такой магазин, доехать до него, что куда хлопотнее, чем прикупить средство пожаротушения в отделе автоаксессуаров гипермаркета при очередном походе за продуктами. Но если, не дай бог, возгорание все же произойдет, то лучше быть уверенным, что вы используете для его тушения именно огнетушитель, и вам не придется уподобляться крокодилу из стишка Чуковского, который тушил море «пирогами, и блинами, и сушеными грибами».

ПОРОШКОВЫЙ ОГНЕТУШИТЕЛЬ (ОП)

порошвковый огнетушитель для автомобиля

Оптимальный вариант для автомобиля – это порошковый огнетушитель, потому как он считается разрешенным и универсальным. Он тушит все, начиная от топлива и заканчивая тлеющим сиденьем. Борется он с огнем специальным мелкодисперсионным порошком (отсюда и название), который находится в баллоне под высоким давлением. Давление это может быть задано как изначально, так и путем активации химической реакции непосредственно перед применением. В этом случае после того как вы активируете огнетушитель и сможете его применить, пройдет секунд пять, необходимых для наполнения баллона вытесняющим газом. При активации огнетушителя порошок из него ложится на горящие элементы и, спекаясь, прекращает доступ кислорода к огню, тем самым гася его. Правда, есть у такого огнетушителя и один минус. После того как огонь будет потушен, на очистку узлов и агрегатов от «румяной корочки» уйдет немало времени. Да и не запекшийся порошок, то есть тот, который не контактировал с огнем, убрать непросто. А уж в том, что он заполонит все вокруг в радиусе нескольких метров, будьте уверены. Кстати, часто бывает, что просроченные порошковые огнетушители, в первую очередь это касается тех, что активируются химическим путем, не срабатывают, и их откидывают в сторону. А между тем, открутив верхнюю крышку, порошок, которым он наполнен, можно просто высыпать на огонь, тем самым фактически применив по назначению. Такие огнетушители тоже раньше продавались.

ХЛАДОНОВЫЙ ОГНЕТУШИТЕЛЬ (ОХ)

Как видно из названия, в таком огнетушителе в качестве средства борьбы с огнем используется газообразная углеводородная смесь, хладон. Она аналогична той, что применяется в холодильных установках в качестве теплоносителя. Огнетушитель представляет собой герметичный баллон, в котором в сжатом виде находится огнегасящая составляющая. При активации огнетушителя сжиженный газ на выходе из баллона переходит в твердое состояние и уже в виде плотного снежного покрова накрывает горящий предмет, тем самым лишая огонь его питания, то есть кислорода. К плюсам такого огнетушителя стоит отнести то, что после того как огонь будет потушен, а снег растает, никаких дополнительных действий по очистке салона или подкапотного пространства производить не нужно. Именно поэтому такие огнетушители рекомендуют для тушения высокотехнологичного оборудования, чтобы после пожара не требовалось менять все оборудование, а лишь ту часть, которая действительно была поражена огнем. Как и порошковый, такой огнетушитель после применения нужно перезарядить, потому как использовать хладон нужно за одно нажатие, то есть полностью. К более серьезным минусам можно отнести то, что хладон довольно токсичен, в связи с чем работать с таким огнетушителем нужно крайне осторожно и в хорошо проветриваемом помещении. Если тушить им автомобиль на улице еще допустимо, то в гараже или на крытой парковке делать это нужно уже в средствах индивидуальной защиты. Да и цена хладонового огнетушителя ввиду дороговизны активного вещества в разы больше порошкового.

УГЛЕКИСЛОТНЫЙ ОГНЕТУШИТЕЛЬ (ОУ)

Увы, хоть этот огнетушитель и рекомендовано применять для тушения пожара в автомобиле, по большому счету он не тушит огонь, а лишь сбивает пламя. В баллон под высоким давлением закачана углекислота. Под высоким давлением она вырывается из раструба после активации и накрывает огонь снегом, но эффективность такого огнетушителя в два раза ниже хладонового, в связи с чем пламя может вновь разгореться, и дотушивать его придется уже порошковым огнетушителем или подручными средствами. Следует знать и то, что при отрицательных температурах у углекислотного огнетушителя существенно снижается эффективность. А еще у объекта тушения могут появиться значительные тепловые напряжения ввиду воздействия на него отрицательными температурами. Проще говоря, блок двигателя или радиатор могут попросту лопнуть, как лопается от перепада температур стакан с горячим чаем если его поставить в сугроб. К тому же во время тушения пожара углекислотным огнетушителем вас может ударить током ввиду накопившегося статического напряжения, появляющегося при выходе углекислоты из раструба. За раструб же лучше и вовсе держаться в варежках, в противном случае можно получить сильное обморожение: температура углекислоты на выходе из баллона –70 Со.

ВОЗДУШНО-ЭМУЛЬСИОННЫЙ ОГНЕТУШИТЕЛЬ (ОВЭ)

Этот тип огнетушителей относительно новый, в связи с чем его нет в списке тех, что рекомендованы для тушения пожара на автотранспорте, и, как следствие, ГТО с ним зачастую пройти не удается. Однако в качестве действительно эффективного средства по борьбе с пожаром иметь его в салоне автомобиля рекомендуем. В заряд такого огнетушителя входит большое количество поверхностно-активных веществ, антифриз, органические и неорганические добавки нового поколения. Тушение огня таким огнетушителем происходит посредством подачи к очагу возгорания специальной эмульсии на основе воды. Состав абсолютно безвреден для человека и окружающей среды, к тому же после высыхания эмульсия практически не оставляет следов. Несмотря на то, что в состав смеси входит вода, тушить таким огнетушителем можно даже электрооборудование, находящееся под напряжением. Не стоит бояться и того, что такой огнетушитель может замерзнуть. До –40 Со он вполне работоспособен. Из недостатков можно отметить лишь довольно высокую стоимость этого огнетушителя. Впрочем, если учесть, что срок его жизни порядка 10 лет, получается, что, купив однажды, далее его можно перекладывать из автомобиля в автомобиль, а не покупать каждый раз новый при смене машины.