Обзоры
Главная  /  Обзоры  /  Опытная «Нива» по прозвищу «Крокодил»
[

Нива Крокодил Э2121 - самая лучшая машина для бездорожья?

]
Опытная «Нива»по прозвищу «Крокодил»
Сейчас в это трудно поверить, но до боли родная каждому русскому человеку «Нива» могла бы стать совсем другим автомобилем. Причем со звучным прозвищем «Крокодил».

Разработка перспективного компактного внедорожника нового поколения с индексом «2121» началась на ВАЗе в начале 1970-х в связи с назревшей необходимостью выпуска современной легковушки для сельского населения, которое тогда составляло 44 % жителей СССР, а также для расширения производства до миллиона машин в год (в совокупности с другими моделями), на котором настаивало советское руководство.

Автомобиль с годовым выпуском 200–250 тыс. штук должен был базироваться на узлах и агрегатах первого и третьего вазовских семейств. Несмотря на то, что в результате осмысления «революционной» концепции сделали ставку на постоянный полный привод и на несущий кузов универсального типа, было принято коллегиальное решение первые образцы «2121» сделать с упрощенным кузовом со съемным мягким верхом. Это уменьшало сроки изготовления опытного образца. И, как выяснилось впоследствии, стало красноречивой демонстрацией несостоятельности «кабриолетного» варианта.

Официальное проектирование будущей «Нивы» началось летом 1971 г. Причем сроки на конструкторскую проработку проекта были отведены мизерные – всего три месяца. Дизайнерским изыскам поэтому был уделен минимум внимания. Неудивительно, что первый «живой» образец машины, увидевший свет на рубеже 1972 года, отличался примитивным стилем и спартанским комфортом.

Несмотря на использование мягкого тканевого верха, у первенца отсутствовала даже дуга безопасности. Ее изготовили и водрузили на ходовой прототип непосредственно перед испытаниями, которые начались весной. Любопытно, что с целью засекретить перспективную разработку до поры до времени штатный конструктор-кузовщик Л. Мурашов (который, кстати, и придумал незамысловатую внешность экспериментальной «Нивы-Э2121») нарисовал для нее эмблему вымышленного бренда Formika (муравей в переводе с латинского). Во время испытаний особо въедливым индивидуумам на вопрос «Что это за чудо?» отвечали: «Фиат» румынского производства.

Было сделано всего два экспериментальных образца «Э2121» – белый и зеленый. Второй, на волне популярности в то время мультфильма о Чебурашке и крокодиле Гене, острословы наградили прозвищем «Крокодил».

Роль силового агрегата для «пресмыкающегося» играл опытный 1,6-литровый карбюраторный двигатель мощностью 60 л. с., позднее примененный на седане ВАЗ-2106. К серийной 4-ступенчатой коробке передач была пристыкована раздаточная коробка. Валы обеих коробок соединялись между собой с помощью упругой резиновой муфты. Оригинальный редуктор переднего моста жестко крепился к двигателю, поэтому раздатка и редуктор переднего моста соединялись жестким валом. Кардан за ненадобностью отсутствовал. А вот с задним мостом раздаточная коробка соединялась карданным валом.

Раздаточная коробка имела целых пять режимов: включен передний мост; включен задний мост; включены оба моста жестко; включены оба моста жестко на понижающей передаче и нейтральное положение. Эта схема применялась на начальном этапе разработки для изучения разных вариантов. А вот в серийное производство она не пошла. Впоследствии была применена схема с постоянным полным приводом и симметричным межосевым дифференциалом, делящим момент пополам для большей надежности «легковых» мостов.

Рычаги передней независимой подвески и задний мост на листовых рессорах были позаимствованы у универсала ВАЗ-2102. А у «первой» модели взяли барабанные тормоза, поставив их «по кругу».

Экспериментальный внедорожник был обут в шины М-51 размерности 6,70–15, созданные для внедорожного «Москвича-410». В дальнейшем для «Нивы» на Волжском шинном заводе были созданы оригинальные шины.

По результатам испытаний «Э2121» показали хорошие ездовые результаты с «креном» в сторону внедорожности. Было принято решение продолжать эксперименты с автомобилем для села. Далее к работе в качестве дизайнера был привлечен В. Семушкин, первоначальной задачей которого должна была стать разработка джипа открытого типа. Он и создал позже знаменитую «Ниву».