Обзоры
Главная  /  Обзоры  /  «Нева» — уникальная самоделка для бездорожья
[

«Нева» — уникальная самоделка для бездорожья

]
«Нева» —уникальная самоделка для бездорожья
Созданный в 1980-е годы, этот внедорожник вызывал у окружающих неподдельный интерес. И немудрено: автомобиль производил вполне «заводское» впечатление. Называлась самодельная конструкция «Нева».

Точнее, автомобилей было два, поскольку «Нева» была построена ленинградскими энтузиастами Н. Яковлевым и В. Капусто в двух экземплярах. Как говорится, «каждому брату по серьге». На постройку машин ушло шесть лет. При регистрации автомобилей в ГАИ никаких трудностей не возникло, потому что все использованные материалы предусмотрительно подтверждались магазинными чеками.

Самоделка «Нева» представляла собой рамный полноприводной внедорожник с тентованным кузовом типа пикап. Снаряженная масса автомобиля составляла 1400 кг. Рама была выполнена из двух продольных лонжеронов и трех поперечных балок. Лонжероны обладали своеобразным сечением, которое определялось сварной конструкцией из двух водопроводных труб и г-образного стального профиля. Поперечины квадратного сечения были сварены из стального листа 2 мм. Что любопытно, передняя балка, имеющая сливное и заливное отверстия с заглушками, помимо силовой составляющей играла роль резервной емкости для масла. А между задними поперечинами был внедрен стальной 80-литровый топливный бак. Дополнительную жесткость раме придавали два стальных усилителя.

Силовым агрегатом «Невы» служил двигатель от вазовской «копейки». От нее же использована коробка передач. Воздушный и масляный фильтры были несколько переделаны под конкретную конструкцию машины. Трансмиссия и ходовая часть заимствовалась у ГАЗ-69, правда, с использованием некоторых узлов от УАЗ-469. Карданный вал между коробкой передач и раздаточной коробкой был самодельной конструкции. Мосты подвешивались на «волговских» (ГАЗ-24) рессорах с удлиненными на 2 см серьгами. Такое элементарное решение позволило ощутимо повысить плавность хода. Амортизаторы, как и тормозная система, были тоже взяты от ГАЗ-24.

Грузоподъемность машины составляла 800 кг. Кузов внедорожника, состоящий из относительно небольших по размеру сегментов, был сварен из миллиметрового стального листа при помощи точечной сварки. Причем изначально кузов был замыслен стеклопластиковым. Но технология выклейки стеклоткани по матрице оказалась для создателей машины слишком сложной. Существенный момент: кузов «Невы» создатели машины начинали делать с дверей, потому как это один из самых существенных и сложных этапов постройки самодельного кузова. Неудивительно, что в большинстве самоделок использовались двери от конвейерных автомобилей.

При гибке кузовных панелей применили электромагнитную панель, что существенно повысило качество изделий и производительность. Ручная выколотка была задействована для сложных элементов, таких как рамка лобового стекла. С обратной стороны к ней была приварена водопроводная труба, одновременно, вместе со стойкой каркаса тента, играющая роль силовой структуры, страхующей людей при опрокидывании. Кстати, сам каркас тента тоже был сварен из водопроводных труб. В качестве окошек здесь использовалось оргстекло. Заготовки из него вставлялись в оконные карманы брезентового тента и по краям пропитывались дихлорэтаном для лучшей фиксации и герметичности. В творческом порыве друзья своими руками изготовили петли и замки дверей, хотя проще было использовать заводские. А вот подъемный механизм стекол и ручки позаимствовали у «сорокового» «Москвича».

Задние фонари на «Неве» тоже от «2140», только поставлены вертикально, в отличие от оригинальных подфарников и указателей поворота. Стекла на «Неву» перекочевали с «Нивы». Для изготовления бамперов из стального листа толщиной 1,6 мм авторам внедорожника пришлось изготовить прокатный станок с парой фасонных роликов. Капот, откидывающийся вперед на подковообразных петлях, был выполнен из стальных элементов и усилен по периметру тонкостенной трубой. Необычным элементом являлась пенопластовая накладка за которую прятались дворники.

Рулевое управление, в котором из-за специфики конструкции был уменьшен угол наклона колонки, применили от ГАЗ-69. Фары «Неве» достались от чешского мотоцикла «Чезет». Причем первоначальное расположение четырех кругляков головной оптики в одну линию показалось авторам машины не совсем эстетичным. Внутреннюю пару они приподняли относительно внешней на сантиметр.

Щиток приборов, дополненный верхней панелью собственного производства из пенопласта, оклеенного тканью, взят от «24-й» «Волги». Передние сиденья – от нее же. А задние — самодельные. Что характерно, задние сиденья по театральному располагались значительно выше передних. Аккумулятор находился в емком багажнике. Там же имелись два отделения для инструментов.

Выглядела «Нева» неплохо, хотя внешность автомобиля перекликалась с эстетикой румынского «проходимца» АРО 240. А главное, качество изготовления создавало впечатление заводского автомобиля. Повадки почти полуторатонной «Невы» на асфальтовых дорогах не вызывали восхищения, но оказались вполне приемлемыми. При спокойной езде расход бензина составлял примерно 10 литров на 100 км. Но по-настоящему автомобиль с 21-сантиметровым клиренсом под картером мостов раскрывался на бездорожье. Ему были нипочем ни распутица, ни зимние заносы, ни косогоры… В импровизированных сравнительных испытаниях «Нива» существенно уступала «Неве» в проходимости. Да и вообще, «Нева» оказалась весьма «живучей» и долго служила своим создателям верой и правдой.