Обзоры
Главная  /  Обзоры  /  Контраварийное вождение. “Зима близко…”

Контраварийное вождение.
“Зима близко…”

“...а ночь темна и полна ужасов”, – не раз говорится в одном знаменитом сериале. Впрочем, во многих регионах России зима давно уже взяла вверх, а потеря управления над автомобилем и вправду может сулить ужасы. Поэтому никогда не будет лишним взять пару-тройку уроков контраварийного вождения. За этим мы и отправились в автомобильно-мотоциклетный клуб ФСО России.

В этот раз конец октября в Московском регионе выдался не таким холодным, как в прошлом году. Снегу и минусовой температуре погода предпочла дождь и 10 градусов тепла. Скверный выбор. Мы только прибыли на автодром ФСО, а пока дошли от парковки до учебного центра, уже промокли насквозь. Инструкторы, напротив, улыбаются: для отработки необходимых навыков в отсутствие настоящего льда погода самая что ни на есть приближенная к реальности. 

В свободное время от обучения сотрудников федеральных органов государственной охраны инструкторы автодрома делятся своими навыками с гражданскими лицами. Стандартный курс вождения длится 4 дня. Каждое занятие начинается с инструктажа в аудитории и продолжается на автодроме, где учеников ожидают автомобили Mercedes-Benz S500L W220 исключительно с задним приводом, седаны Ford Focus второго поколения и даже ГАЗ-3102 «Волга». 

Все автомобили в прошлом “боевые”. Например, доставшаяся мне “эска” была демобилизована на автодром в 2012 году, и сегодня ее пробег постепенно приближается к 300 000 км. О прошлом машины напоминают отверстия под флагштоки в передних крыльях, рация и “крякалка”. Как минимум ее использовали в качестве автомобиля сопровождения, а что кроется за “как максимум”, скрыто завесой государственной тайны. Ах, да! Конечно, все вспомогательные системы, от ABS до ESP, были отключены.

На первый взгляд, в змейке, что с широким, что с линейным расположением конусов, нет ничего сложного. Во время пробного заезда выполняешь упражнение на комфортной для тебя скорости и финишируешь с гордо поднятой головой. “Неплохо, пятый номер! – говорит инструктор. – А теперь то же самое, но на 10 километров быстрее”. И вот тогда ты начинаешь сыпать ошибками, как какой-то новичок на экзамене в ГИБДД, а твоя самооценка быстро пробивает дно и закрепляется на уровне, названном в честь того, что не тонет. 

По-хорошему, только лишь змейку надо отрабатывать несколько дней, чтобы такие основные навыки, как построение траектории, работа рулем, педалями газа и тормоза, предотвращение избыточной и недостаточной поворачиваемости, не только сформировались, но и прожгли навечно кору головного мозга. Как у водителей ФСО.

С повышением скорости все приходится делать быстрее. И, пожалуй, самое сложное – это нащупать тонкую грань между быстрым поворотом руля и резким, когда передние колеса срываются – и привет, недостаточная поворачиваемость. Но это не все. Нюансов целое множество: быстро и плавно работать педалью тормоза, не доворачивать в повороте и никогда не задерживать руль в одном положении во время виража.

Основная часть упражнений так или иначе посвящена уходу от столкновения и возврату в свою полосу. Имитации самые разные: объезд препятствия, внезапная потеря сцепления колес с дорогой, уход от встречного автомобиля и другие. Объединяет их одно – тренировка проходит на площадке с коэффициентом сцепления, близким ко льду. Кроме того, площадка оборудована специальными фонтанами, имитирующими препятствия, внезапно возникающие перед автомобилем. Задача водителя объехать преграду и вернуться в свою полосу. 

Подобных упражнений несколько. В каких-то разрешено объезжать препятствия с любой стороны, в каких-то строго с определенной, в каких-то скорость 60 км/ч, в каких-то 80 км/ч, в каких-то автомобиль всеми четырьмя колесами находится в зоне имитации льда, а в каких-то заезжает в нее во время имитации ухода от столкновения со встречным автомобилем. 

Одно из самых сложных и непредсказуемых упражнений задействует специальную плиту динамического заноса, которой оснащен автодром. Она размещена аккурат перед въездом в зону скользкого покрытия. Когда автомобиль наезжает на плиту задними колесами, она хаотичным образом сдвигается, провоцируя занос. Водитель должен мгновенно предотвратить занос, вернув контроль над автомобилем, либо, как задача минимум, удержать вращающийся юлой автомобиль в своей полосе. Думаете, просто? Попробуйте! Но потом напишите, на каком уровне оказалась ваша самооценка спустя 20 минут от начала занятий. 

Об автодроме

Автодром ФСО России был открыт 4 октября 2008 года в Московской области вблизи города Старая Купавна. Проект автодрома был разработан компанией немецкого архитектора Германа Тильке – Tilke GmbH, у которой на сегодняшний день за плечами такие трассы, как «Сочи Автодром» (Россия), «Трасса Америк» (США), Международный автодром Кореи (Южная Корея) и многие другие.