Обзоры
Главная  /  Обзоры  /  КАвЗ-3275: дорого не значит хорошо
[

КАвЗ-3275: дорого не значит хорошо

]
КАвЗ-3275:дорого не значит хорошо
Носатые автобусы КАвЗ, созданные на основе «газовских» грузовиков и во множестве бороздившие провинциальные проселки, стали ярким атрибутом 1970–1980-х. Но ближе к 1990-м из-за структурной «турбулентности» экономики спрос на среднеразмерные пассажирские автобусы стал падать. «Подогреть» его Курганский автобусный завод попытался с помощью новинки — КАвЗ-3275.

Своим появлением перспективный КАвЗ-3275 обязан братской Белоруссии. Ведь именно белорусский филиал ВНИИТЭ стал победителем специализированного конкурса по проектированию нового среднегабаритного автобуса. Последующий выпуск был намечен в Кургане, в качестве замены морально устаревшей серийной модели 3270.

Инженеры из Минска предложили модульную конструкцию вагонной компоновки, допускающую создание всевозможных модификаций для перевозки не только пассажиров, но и различных грузов. КАвЗ-3275 создавался как семейство унифицированных автобусов. Он отличался своеобразной внешностью, во многом идущей вразрез с представлениями о том, каким должен быть «автобус для колхозников» того времени. Именно поэтому у перспективной модели было немало критиков, считающих оптимальной капотную компоновку. А потому стиль новинки, по их мнению, был слишком примитивным.

Основу конструкции составляло типовое шасси, на котором зиждилась оригинальная кузовная надстройка. Кузов и основание соединялись друг с другом болтами. Боковые части кузова формировались из унифицированных штампованных деталей, количество которых зависело от специализации автомобиля и, соответственно, от размеров его кузовной поверхности. Под обшивкой находился пространственный каркас, сваренный на специальных стапелях из труб прямоугольного сечения.

В конструкции КАвЗ-3275 использовались не только решения, но и агрегатные узлы от серийных моделей Павловского автобусного завода. В частности, применялись «пазовские» 8-цилиндровый 120-сильный карбюраторный двигатель ЗМЗ объемом 4,25 литра и механическая 4-ступенчатая коробка передач. Двигатель автобуса устанавливался на подрамнике, через который его вес распределялся на переднюю подвеску. Наряду с автобусами, оснащенными бензиновыми моторами, были предусмотрены модели с японским дизельным рядным 4-цилиндровым дизелем Hino мощностью 138 л. с. Дизельная модификации имела улучшенные динамические показатели и лучшую топливную экономичность, но она значительно превосходила бензиновый аналог в цене.

Передний и задний мосты, тормозная система с пневмогидравлическим приводом и элементы электрооборудования были аналогами используемых на ПАЗ-3205. Конструкция подвески подразумевала стабилизаторы поперечной устойчивости. Рулевое управление было позаимствовано у ПАЗ-672М. Кузов КАвЗ-3275 отличался комфортабельностью и хорошей обзорностью. Отопление салона осуществлялось от четырех радиаторов. А принудительная вентиляция — через воздухозаборники в крыше, благодаря чему отпала нужда в сдвижных оконных форточках. Базовая модификация нового автобуса была рассчитана на перевозку 32 человек, включая 24 места для сидения. Снаряженная масса автобуса КАвЗ-3275 составляла 5700 кг при длине 6870 мм, ширине 2490 мм и высоте 3115 мм. Колесная база новинки равнялась 3545 мм. Скорость достигала 90 км/ч, средний расход топлива — 22,1 л на 100 км пути. Проектный ресурс автобуса определялся величиной 450 тыс. км.

Первые образцы автобусов семейства КАвЗ-3275 были построены в 1989 году. Изначально планировалась сборка порядка 150–200 экземпляров в год, а затем постепенный прирост выпуска. Мелкосерийность производства существенно отразилась на цене нового автобуса, которая примерно в 2,5 раза превышала стоимость массового КАвЗ-3976. С учетом высокой стоимости новой модели КАвЗ-3275 начали выпускать на специально организованном для этого производстве мелких серий (ПМС).

«Палитра» КАвЗ-3275 включала в себя множество модификаций. Таких, например, как газовая версия КАвЗ-32751. Или северный вариант КАвЗ-327501, оснащенный утепленным салоном, двойным остеклением и автономным обогревателем. Имелись в большой семье и полноприводные версии, такие как КАвЗ-32752 или КАвЗ-327521, в которых использовались унифицированные с ПАЗ-3201 раздаточная коробка и передний ведущий мост от ГАЗ-66. Были и прочие версии, «заточенные» под специфику определенного географического региона. А еще выпускались версии для ремонтных вахтовых бригад. Такие грузопассажирские автобусы были оборудованы комфортабельной кабиной на 8 человек (КАвЗ-3278) или удлиненной 12-местной кабиной (КАвЗ-32784) с компактной грузовой платформой в задней части машины. При необходимости между пассажирским салоном и грузовой платформой мог быть установлен гидравлический кран-манипулятор.

Надежный, неприхотливый КАвЗ-3275, способный выполнять свои функции в самых неблагоприятных условиях, заработал хорошую репутацию у водителей. Но из-за высокой цены массовое производство модели так и не началось. КАвЗ-3275 выпускался мелкими сериями с 1991 по 1998 год.