Обзоры
Главная  /  Обзоры  /  Имена в автопроме: как Август Хорьх основал две автокомпании и потерял их

Имена в автопроме:
как Август Хорьх основал две автокомпании и потерял их

Сегодня мы помним Августа Хорьха, как одного из пионеров немецкой автомобильной промышленности, гениального конструктора, инженера-изобретателя, основавшего две автомобильные компании, одна из который процветает по сей день - это Audi. Но в свое время Хорьх славился и другим - своим сложным характером неуживчивого. человека. Инженер возносился до высот и дважды с них падал.

Детство Августа Хорьха не было легким. Он родился в 1868 году в семье простого кузнеца и уже в 13 был вынужден бросить школу ради работы. Он помогал отцу, запресовывал ударами кувалды стальные бандажи на колеса на вагоностроительном заводе и какой только еще черновой работой не занимался. Лишь в 20 лет Хорьх смог вернуться к учебе, поступив осенью 1888 года в Саксонское инженерное училище в Миттвайде.

Август Хорьх (1868–1951)

Свой долгий и тернистый путь в автомобильной промышленности Август Хорьх начал, устроившись на работу руководителем производства к Карлу Бенцу. Но всего через три года Хорьх решает, что получил достаточно опыта и может открыть свое дело. Заручившись финансовой поддержкой он открывает компанию A. Horch & Со со штатом из 11 сотрудников и уже в 1900 году выпускает свой первый автомобиль. Дела идут в гору, штат сотрудников растет и всего через два года стены предприятия покидает второй автомобиль с двухцилиндровым 10-сильным мотором.

Horch 18-20 hp

Всего через пару лет капитал акционерного общества A. Horch & Со вырос до 525 тыс. рейхсмарок. Модель за моделью выходили с конвейера предприятия, которое обосновалось в городе в Цвиккау. Рабочим на заводе Хорьха приходилось не сладко. Август ввел жесткую систему штрафов за опоздания и нарушения, а рабочая смена длилась 10,5 часов.

Август Хорьх в автомобиле Horch, 1908 г.

Со временем росли не только продажи автомобилей Horch, но и разногласия Августа Хорьха с акционерами. Они не одобряли его методы управления и порой слишком инновационные идеи. Например, изобретатель уже в те годы настаивал на создании автомобиля с несущим кузовом. В итоге, 19 июня 1909 года Хорьха не только сместили с поста президента, но и попросили покинуть компанию. В качестве компенсации основателю выплатили 25 000 рейхсмарок. Для сравнения, автомобиль Horch-ZD с четырехцилиндровым 5,8-литровым 40-сильным двигателем стоил 15 000 рейхсмарок.

Audi Type A, 1910 г.

Хорьх не сдался и всего через четыре недели открыл новую автомобильную компанию, которую нарек August Horch Automobilwerke GmbH. Но, так как в названии вновь фигурировала его фамилия, судебный иск от A. Horch & Со не заставил себя долго ждать. В результате судебных разбирательств Август потерял возможность использовать свою фамилию в названиях любых своих начинаниях. Так появилось имя Audi, что на латыни означало “слушать”, и компания Audi Automobilwerke GmbH.

Производство автомобилей Audi

Первый автомобиль его новой компании сошел с конвейера в 1910 году. Это была модель Audi-AU/22 с четырехцилиндровым мотором объемом 2612 см3 мощностью 22 силы. Дела вновь пошли в гору. Хорьх модернизировал старые и конструировал новые модели. Его автомобили участвовали в гонках, причем, весьма удачно. Но, как и в прошлой компании, взаимоотношения с акционерами у изобретателя не складывались и после 1916 года Хорьха отстранили от управления Audi, оставив его членом наблюдательного совета.

Логотип концерна Auto-Union.

В дальнейшем Август Хорьх не возвращался к конструированию автомобилей. Он занимал административные посты в государственных и окологосударственных структурах, получил в 1922 году звание почётного доктора инженерных наук, даже стал в 1933 году директором завода компании Horch, которая, как и Audi, вошла в состав концерна Auto-Union. В 1942 году Хорьха избрали вице-президентом наблюдательного совета концерна. После Второй Мировой войны Хорьх ушел в отставку, а 3 февраля 1951 года, на 82-м году Август Хорьх ушел из жизни.