Обзоры
Главная  /  Обзоры  /  Электронное ОСАГО: попытка — пытка
[

Про оформление электронного ОСАГО

]
Электронное ОСАГО:попытка — пытка
Страховщики рапортуют об успешном переходе на электронное ОСАГО. Мы попытались купить полис «автогражданки» через интернет в 10 ведущих страховых компаниях, но сделать это оказалось не просто

Срок окончания полиса ОСАГО на мой автомобиль подкрался незаметно, а я как раз собиралась на дачу к друзьям и никак не успевала съездить в офис страховой компании. Решила оформить электронный полис через сайт страховой компании — такая возможность есть у россиян с прошлого года. Взяла Топ-10 российских страховщиков по версии сайта inguru.ru и пошла по порядку. Однако в процессе выяснилось, что все весьма запутанно. Например, если вы живете в Москве, как я, или в Санкт-Петербурге и видите на сайте страховой компании раздел «оформить ОСАГО онлайн», это в большинстве случаев не новый электронный полис — еОСАГО, а просто возможность купить обычный полис через сайт с последующей доставкой курьером бумажного бланка. Тоже вариант! Посмотрим, как обстоят дела у Топ-10 страховщиков хотя бы с этой функцией.

«Росгосстрах»

В разделе ОСАГО на сайте висит новость: «Будущее наступило! С 1 октября 2015 г. вы можете продлить ОСАГО на нашем сайте, даже если вы — клиент другой страховой компании. Выполните расчет на сайте, оплатите банковской картой через защищенное соединение и получите полис на ваш email. Легко! При этом никаких офисов, очередей или страховых агентов».

Ввожу все данные, появляется расчет стоимости и показатель КБМ (коэффициент бонус-малус). Все похоже на правду (свой КБМ можно проверить самостоятельно на сайте РСА), но купить полис не удается. Сначала система выдала ошибку «Проверка диагностической карты невозможна из-за отсутствия связи с РСА», а потом «Не найдена действующая диагностическая карта на машину». При этом нигде в анкете не было пункта, куда этот номер можно было бы ввести вручную (в отличие от пары других компаний, о которых ниже).

Поэтому мне не удалось добраться до пункта, где можно было бы выбрать обычное ОСАГО или электронное, хотя «Росгосстрах» была одной из первых компаний, которая летом прошлого года, после вступления в силу закона о еОСАГО, предложила клиентам эту услугу. Тогда, в первые дни и недели, происходило множество технических сбоев, отказов от базы РСА и т.д. Прошло полгода, но проблемы устранены не все.

«Согаз»

Увы – мимо. Компания не предоставляет услугу по оформлению полисов ОСАГО онлайн.

«Ингосстрах»

Из всего Топ-10 лишь в этой компании можно через сайт оформить полис ОСАГО не только на легковой автомобиль, но и на мотоцикл, грузовик и другую технику.

Одна проблема — анкета не работает в браузере Chrome на ноутбуке Mac: не комильфо для такой крупной организации, как «Ингосстрах»!

Тем не менее, сменив браузер, мне удалось успешно оформить полис по цене 11 415 р. (70–100 л. с., неограниченное количество водителей, регион Москва, класс страхователя — 9). Система, как и в «Росгосстрахе», сначала не обнаружила данных диагностической карты на мой автомобиль, но, в отличие от «Росгосстраха», позволила ввести их вручную и завершить процесс. Но для чистоты эксперимента я решила сразу полис не покупать, а проверить остальные компании из Топ-10.

«Ресо-Гарантия»

Эксперимент затянулся — сайт этой страховой не мог соединиться с базой РСА для проверки данных в течение двух дней… Потом я бросила его обновлять, заполнять заново, ждать.

«Альфа Страхование»

Данные по автомобилю и водителю система проверила быстро и рассчитала стоимость полиса ОСАГО в размере 9 513 р. — это мне нравится! Но оформление застопорилось на тех же пресловутых данных диагностической карты, только на этот раз система требовала номер талона техосмотра! А после введения диагностических карт талоны выдают только по желанию автомобилиста. У меня такого желания не было, поэтому в наличии только номер ДК, а его ввести некуда.

ВСК

Такая же история, как с «Ресо»: сайт не мог соединиться с базой РСА для проверки данных в течение двух дней. Ну и не надо!

«ВТБ Страхование»

Красиво оформленная, удобная анкета, но — что ж ты будешь делать! — опять проблемы с проверкой данных по базе РСА! То не может соединиться, то опять не находит номер ДК и не предлагает его ввести вручную… До свидания!

«Согласие»

Купить онлайн полис ОСАГО нельзя, только каско. При этом понять это сразу по сайту невозможно, так что я потратила время на заполнение анкеты (VIN автомобиля, данные владельца и ПТС уже выучила наизусть!) и потом на тщетные попытки разобраться, почему нет кнопочки «Продолжить». Пришлось звонить в офис.

«Альянс» (бывшая «Росно»)

Эта компания вообще не оформляет полисы ОСАГО.

«Ренессанс Страхование»

Ура! Наконец, пройдя Топ-10 до конца, я успешно оформила полис ОСАГО за правильную цену – 9 513 р.! Правда, не электронный, а обычный, но с доставкой (эта услуга есть и у «Ингосстраха», и у некоторых других), потому что к этому моменту мой приятель, не так давно работавший в страховой компании, отговорил меня оформлять электронный полис, мотивируя это тем, что сотрудники ГИБДД пока весьма настороженно относятся к таким полисам…

Хотя по прошлогоднему закону электронный или распечатанный полис ОСАГО равносилен оригиналу и принимается всеми учреждениями Российской Федерации, до января этого года у ГИБДД не было доступа к базе данных полисов ОСАГО, соответственно, проверить подлинность полиса сотрудник дорожной полиции не мог! И автовладелец мог попасть в неприятную ситуацию, хотя множественных сообщений о выписанных штрафах по электронным полисам к страховым не поступало.

Я связалась с отделом пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и выяснила, что с 1 января 2016 года ГИБДД получила-таки доступ к базе, по которой можно проверить полис ОСАГО. Теперь сотрудник, остановивший вас на дороге, может по рации связаться со стационарным постом и попросить коллег «пробить» вашу ОСАГО. Интересно, все ли сотрудники ГИБДД в «полях» находятся в радиусе действия рации от стационарного поста... Кроме того, как это, к сожалению, нередко случается, из ПДД забыли убрать пункт о том, что водитель механического транспортного средства обязан:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки: водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории; регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа – и на прицеп (кроме прицепов к мопедам); в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов – документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов; страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

Таким образом, распечатка еОСАГО может «прокатить», а может и нет, так как не является оригиналом.

Интересно было узнать и мнение страховых компаний о сложившейся ситуации. Виталий Княгиничев, директор дирекции розничного бизнеса СПАО «Ингосстрах», рассказал следующее:

«Как анонсировал на днях Российский союз автостраховщиков (РСА), в январе текущего года число продаваемых Е-полисов ОСАГО превысило 1000 штук в сутки. В Москве за весь период предоставления сервиса продано около 2000 полисов, лидером по продажам, по данным Союза, является Краснодарский край — более 7400 полисов, реализованных онлайн. Эксперты объясняют растущую популярность услуги в регионах удобством — за счет существенной экономии времени на дорогу до районных и областных центров. Тем не менее, пока наш прогноз остается прежним: мы не ожидаем, что в ближайшие пять лет доля электронных договоров ОСАГО будет превышать 10% от общего объема обязательной «автогражданки».

Вместе с тем «Ингосстрах» пока не запускал продажи Е-полисов ОСАГО — мы, как и ряд других страховщиков, продолжаем занимать выжидательную позицию. Компания, несмотря на полную техническую готовность к реализации сервиса, не планирует запуск продаж, пока не будут налажены механизмы информационного взаимодействия между IT-системами ГИБДД, РСА и страховщиков. Также стоит отметить, что по-прежнему наблюдается ряд проблем с технической стабильностью сервиса, возникают операционные неполадки. Запуск «Ингосстрахом» системы онлайн-продаж Е-полисов будет напрямую зависеть от сроков решения указанных проблем».

По словам сотрудника «Ренессанс Страхования», примерно в 80% случаев от РСА приходит отказ в оформлении еОСАГО. По каким причинам система не дает оформить электронный полис, неизвестно. Возможно, это связано, как у меня, с тем, что она не может найти данные диагностической карты или с какими-то другими причинами.

А 22 января от РСА пришло информационное письмо:

«Российский союз автостраховщиков информирует о временных перебоях в работе ряда сервисов. В настоящее время ограничена возможность приобретения полиса ОСАГО в электронном виде. Проблема возникла в результате наведения порядка в данных, содержащихся в АИС РСА, требуемых для корректного расчета проверки коэффициента «бонус-малус». Загрузка большого массива исправленных исторических данных привела к образованию очереди на обработку. РСА принимает необходимые меры для ускорения этого процесса, работа ведется в круглосуточном режиме и в ближайшее время будет завершена».

В общем, мой приятель был прав: оформление еОСАГО пока несет водителям только дополнительные сложности. И жителям Москвы и Санкт-Петербурга я, пожалуй, рекомендую воспользоваться возможностью оформить полис онлайн с доставкой бумажного варианта. Правда, как вы читали выше, онлайн-покупка доступна далеко не везде.

Что касается регионов, для жителей которых еОСАГО — серьезное подспорье, надеюсь, что все технические проблемы и юридические коллизии скоро будут исправлены.