Обзоры
Главная  /  Обзоры  /  Автопром СССР. Проект РАФ-982, или как из «Волги» минивэн делали
[

РАФ-982. Третий — лучший

]
Автопром СССР.Проект РАФ-982, или как из «Волги» минивэн делали
Более полувека назад в поисках новых перспективных конструкций в Латвии на базе «Волги» было создано семейство микроавтобусов с индексом «982».

В начале шестидесятых химическая промышленность Советского Союза переживала бурный рост, благодаря чему в руках производственников появились материалы на полимерной основе. Именно это обстоятельство стало стимулом для создания первой перспективной модели микроавтобуса РАФ-982-0 с нетрадиционным кузовом, выполненным из пластика. Для большей прочности он был армирован стекловолокном. Перспективы, которые сулило использование нового материала, были довольно радужными. Это и снижение веса, и коррозионная стойкость. А для дизайнеров – относительная вольность при создании облика будущей машины. Несмотря на это, группа привлеченных со стороны художников под руководством И. Акиса не стала мудрствовать и предложила утилитарно-коробчатый кузов. Впрочем, на тот момент «кубизм» был нетипичным явлением, а потому воспринимался революционным стилем. К тому же угловатый экстерьер микроавтобуса сулил повышенную практичность.

Впрочем, судьба РАФ-982-0 была решена непредвиденными обстоятельствами. Смещение Н. Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС и со всех занимаемых им постов, произошедшее в октябре 1964 года, существенным образом негативно сказалось на работах по изучению новых неметаллических материалов. И косвенно – на проект «982-0». А когда с ходовым образцом пластмассового РАФа во время испытательного пробега случилось серьезное дорожно-транспортное происшествие, в котором сильно пострадали пассажиры, на проекте вообще был поставлен крест. Новое руководство РАФа полностью свернуло проектирование стекловолоконного кузова, переключившись на создание традиционных металлических машин.

Две группы инженеров, сформированные для решения задачи в 1965-м, занялись проектированием микроавтобуса на принципах конкурентной борьбы. Спустя два года была реализована разработка первой группы. Причем ее детище, РАФ-982-1, даже получило собственное имя «Циклон». Стилистику автомобиля придумали силами заводских специалистов. Из-за капотной компоновки, примененной для «Циклона», фронтальные сиденья были расположены перед передней осью, что позволило значительно ее разгрузить. Помимо улучшенной развесовки, возросла безопасность впереди сидящих. И в качестве бонуса облегчился доступ к мотору при обслуживании. Кстати, сам двигатель был использован от 24-й «Волги», а не от 21-й как предполагалось ранее. А все потому, что он был легче и в какой-то степени мог нивелировать избыточный вес перетяжеленного «Циклона». В разработке салона принимали участие столичные проектировщики из НАМИ.

Вторая группа работала медленнее. Ее замыслы были материализованы лишь в 1968 г. А в 1969-м РАФ-982-2 был готов к испытаниям. В отличие от своего несуразного конкурента, «№2» щеголял изысканным современным дизайном, созданным членом Союза художников СССР Артуром Эйсертом.

Салоны обоих «братьев», и РАФ-982-1, и РАФ-982-2, по простору несущественно отличались в большую сторону от «жилой зоны» стоящего в тот момент на конвейере РАФ-977 при аналогичной с ним пассажировместимости — 11 человек, но были существенно комфортнее. Несмотря на то, что РАФ-982-2 базировался на «волговских» агрегатах, на него изначально установили новый 75сильный силовой агрегат от «Москвича412», не уступавший в мощности двигателю ЗМЗ21.

Обе разработки латышей были представлены на суд межведомственной комиссии в Москве, в которую входили представители разных профессий. Приоритетным правом голоса обладали врачи, ведь «рафики» традиционно составляли костяк скорой помощи в СССР. Как ни странно, победил консерватизм. Но сами заводчане были не за «Циклон», а за вторую машину. И в конечном счете им удалось отстоять свой выбор. После «министерского дефиле» в 1971 г. было принято решение строить под этот автомобиль новый современный завод в г. Елгава. Спустя четыре года на конвейер нового предприятия встал переосмысленный и приземленный преемник РАФ-982-2 — легендарный РАФ2203.