Обзоры
Главная  /  Обзоры  /  Апал-2154 «Сталкер»: реальный миф
[

Апал 2154 Сталкер 4х4

]
Апал-2154 «Сталкер»:реальный миф
Этот компактный внедорожник с пластиковым кузовом мог бы «взорвать» рынок в своем сегменте. Более того, он был на шаг от серийного производства. Однако не сложилось, и тольяттинский Апал-2154 «Сталкер» из сверхперспективной разработки превратился в химеру.

Апал-2154салон Апал 2154

Идейным вдохновителем проекта Апал-2154 «Сталкер», стартовавшего в первой половине 1990-х, был директор одного из оборонных предприятий страны Павел Попов. Изначально, с учетом интереса к проекту со стороны Минобороны, автомобиль с каркасно-панельным кузовом был замыслен как армейский транспортер переднего края. Но в рамках конверсии планировалось наладить производство внедорожника для гражданских лиц. Крен в сторону «мирной» версии стал однозначен после закрытия военного завода, когда оставшегося не у дел Попова пригласили в научно-производственную фирму «Лада-Тул» для «шлифовки» модификации внедорожника под широкие массы. Работа над машиной забурлила с новой силой. «Лада-Тул» инвестировала в проект немалые средства, создав опытный участок, пригласив квалифицированный персонал и закупив производственное оборудование. Ключевым являлся вакуумно-формовочный комплекс из Германии. Эфемерный до сих пор «Сталкер» оказался близок к реальному воплощению. Но «Лада-Тул» переоценила свои возможности и из-за финансовых проблем была вынуждена закрыться. Все наработки по внедорожнику достались другой фирме из Тольятти – «Апал», которая на тот момент была одним из основных производителей пластиковых деталей для автомобильной промышленности. Это обстоятельство не только подчеркнуло символизм «конструкторского-производственного» тандема, но и существенно облегчило работу над машиной. К тому же коллектив профессиональных конструкторов тоже был перебазирован в «Апал». Неудивительно, что ходовой образец был достроен в кратчайшие сроки, и в 2003 году Апал-2154 «Сталкер» представили общественности на тольяттинской автовыставке.

«Сталкер» представлял собой компактный внедорожник с трехдверным кузовом (с тканевым верхом), выполненным из композитных материалов, который базировался на каркасе из стальных труб прямоугольного сечения. Такая конструкция отличалась относительно небольшим весом и неприхотливостью эксплуатации. В частности, кузовные панели не были подвержены коррозии, не боялись царапин и не были склонны к обледенению в холодное время года. Кстати, панели были выполнены не из привычного стеклопластика, а из нового композита, именуемого термопластом. Этот материал, созданный непосредственно в Тольятти, отличался повышенной прочностью и стойкостью к низким температурам. К тому же он окрашивался в процессе формования в массе. Донором для «Сталкера» стал ВАЗ-2105. В качестве силового агрегата использовался полуторалитровый барнаульский дизель мощностью 50 л. с., которым мелкосерийно оснащалась вазовская продукция. Машина имела привод лишь на одну, заднюю ось.

Довольно качественно выполненный и вполне симпатичный «Сталкер» вызвал у народа неподдельный интерес. Первоначально «Сталкеру» отводилась роль модели, популяризирующей преимущества термопласта. Но интерес публики непосредственно к транспортному средству рос от выставки к выставке в геометрической прогрессии, и руководство «Апала» отважилось на попытку создания производства. Начались поиски партнера, который должен был заняться «железом»: изготовлением каркасов и сборкой. Им стала приближенная к АвтоВАЗу фирма «Супер-Авто», специализирующаяся на изготовлении малосерийных растянутых «десяток» — ВАЗ-21108 «Премьер». «Апалу» отводилась роль разработчика и поставщика пластиковых компонентов. На мощностях «Супер-Авто» были сделаны только два «Сталкера». Вновь созданный союз разрушился из-за денежных разногласий.

Бедолага внедорожник между тем потихоньку совершенствовался. Причем с перспективой выхода в серию. Так, второй ходовой образец «Сталкера» (а всего, забегая вперед, было выпущено десять экземпляров) для повышения практичности оснастили жесткой крышей. Третью и последующие модификации «Сталкера» переосмыслили гораздо более основательно. Донором узлов и агрегатов теперь стала «Нива». Соответственно, до 83 л. с. увеличилась мощность двигателя, а главное, появился полный привод. С ним внедорожник лишился «паркетной» ущербности, особенно с учетом 200-миллиметрового дорожного просвета. Габариты машины определялись длиной 3375 мм, шириной 1546 мм и высотой 1761 мм. Колесная база составляла 2200 мм, а снаряженная масса – всего 1170 кг. В зимний период пришлось решать вопрос совместимости каркаса с наружными панелями. Дело в том, что металл сжимался от холода меньше, чем термопласт. Панели в результате подвергались избыточной нагрузке и трескались. Проблему удалось «закрыть» с помощью овальных отверстий (вместо круглых), благодаря которым у обшивки появился свободный ход. Очередным «сюрпризом» для создателей машины мог стать крэш-тест, необходимый для получения сертификата транспортного средства. Кто знал, как поведет себя пластик при лобовом ударе на скорости 50 км/ч. Но все прошло успешно: термопласт разрушился без образования опасных осколков.

В 2006 году «Сталкер» обзавелся лицензией на малые серии. Примерно в то же время необычным внедорожником заинтересовалось руководство Чечни. Интерес был настолько силен, что после рассмотрения бизнес-плана, по которому планировалось ежегодно выпускать порядка 4000 автомобилей, под проект были зарезервированы цеховые площади (10 тыс. кв. м) и закуплено первоклассное производственное оборудование. При таких масштабах стоимость машины должна была составлять примерно 200 тыс. рублей. Для сравнения, базовая «Нива» тогда стоила 250 тыс. «Сталкер» был в одном шаге от серийного производства. Но по причинам, скрытым завесой секретности, проект застопорился в финальной фазе.

Очередной шанс у внедорожника появился в 2009-м, когда некий бизнесмен из Германии вышел на руководство «Апала» с целью создания совместного предприятия. В соответствии с радужными планами объем выпуска должен был составить около 17 тыс. экземпляров в год. Причем большая часть «тиража» планировалась для потребителя из Европы. Тольяттинцы клюнули на заманчивое предложение и даже спроектировали оригинальную, перекроенную по размерам, «евроверсию» с использованием узлов и агрегатов дизельного «Дастера». Автомобиль планировалось собирать в Германии из российских машинокомплектов и продавать по 15 тыс. евро.

В 2011 году европейский «Сталкер» был представлен на Франкфуртском автошоу как Travec Tecdrah, после чего должно было начаться производство. Но и в этот раз не срослось. Как ни странно, из-за немцев.

Еще один призрачный шанс появился у «Сталкера» в 2016-м, когда выпуском внедорожника должна была заняться «вазовская дочка» – «ВИС-Авто», производившая фургоны на основе тольяттинских легковушек. Но, словно по злому року, дело зачахло и здесь.