Исследование «Автостат»: какой автомобиль меньше теряет в цене
22.02.2018Агентство «Автосатат» объявило итоги масштабного исследования падения остаточной стоимости автомобилей в России. Результаты исследования оказались очень любопытными, но доверять им не стоит – и мы расскажем почему
Максим Федоров
Начнём с итогов. В «Автостате» разбили весь российский авторынок на две категории: «Стандарт» и «Премиум», в каждой из которых определили победителей по маркам и моделям, выяснив, сколько процентов первоначальной стоимости сохранит трехлетний автомобиль.
Так в масс-маркете в целом меньше всего теряют в цене автомобили марок Mazda, Toyota и Subaru. По моделям расклад такой: в B-сегменте лидирует Hyundai Solaris, в C – Mazda3, в D – Mazda 6. Среди пикапов медленнее всего дешевеет Toyota Hilux, а среди минивэнов – Lada Largus (сюда универсал попал из-за 7-местной компоновки). Сегмент кроссоверов оказался самым многочисленным: в нем лучшими по остаточной стоимости оказались Renault Duster, Mazda CX-5, Toyota Highlander и VW Touareg.
В «премиальном» сегменте задают тон марки Volvo, Lexus и Porsche, но по моделям безоговорочное лидерство у Mercedes-Benz. Так в С-сегменте на первом месте Mercedes-Benz A-Class, в D – Mercedes-Benz C-Class, в E – Volvo S80, в F – Mercedes-Benz S-Class. Среди кроссоверов на первых местах Mercedes-Benz GLA, Lexus NX и BMW X5.
А теперь о главном – методике вычислений, в которой «Автостат» допустил серьёзный просчёт. В качестве источника информации в агентстве использовали данные автодилеров, занимающихся Trade-in, и сайта «Авито» (эта площадка является партнёром исследования). Среди объявлений о продаже отсеивались не релевантные, где были битые или подозрительно дешёвые машины, чья цена оказывалась на 50% и более ниже средней по рынку. Дополнительно учитывалась возможность уменьшения цены при торге.
В общем, на первый взгляд, было сделано все, чтобы получить максимально достоверные данные. Но один важный момент в «Автостате» почему-то не учли: в качестве точки отсчёта ими бралась рублевая цена нового автомобиля в 2014 году, которая сравнивалась с ценой его перепродажи в 2017-м. А ведь в самом конце 2014 года произошла девальвация рубля, после чего цены на автомобили стремительно пошли вверх. Причём многие дилеры начали повышать их лишь в 2015-м. И те, кто купил новую машину в 2014 году, ещё по «старому» прайсу, в 2017 году мог продать её даже с небольшой прибылью, поскольку цены с тех пор выросли в полтора-два раза!
Так что, данные этих рейтингов можно использовать лишь как информацию к размышлению, но не более того.