Новости компаний

Главная  /  Новости компаний  /  Топливо: рост цен приостановлен, но проблемы никуда не делись

Топливо:
рост цен приостановлен, но проблемы никуда не делись

Вторая половина прошлого года была отмечена быстрым ростом цен на топливо. Развитие событий шло по уже привычному сценарию «управления экономикой вручную, по прецеденту»

Рост цены, а кое-где и дефицит топлива вызвали общественный резонанс, нервозность вокруг этого вопроса накалялась, в какой-то момент проснулось и начало действовать правительство.

Это немудрено. Всякому известно о мультиплицирующем действии стоимости топлива на цены. А скачок инфляции едва ли сейчас полезен нашей экономике. Так что были приняты меры: от кнута - простого выкручивания рук производителям (в этом качестве маячили серьезные ограничения продажи нефтепродуктов за рубеж), до пряника – компенсации компаниям разницы между экспортными и базовой внутренней ценами.  Также обещан обратный акциз на нефть, поступающую на НПЗ.

Рост цен на заправочных станциях, и правда, почти остановился. Все уже хорошо? Увы, пока так сказать нельзя и риск роста цен (или дефицита) сохраняется. Каковы же факторы напряженности? Краткий ответ – не произошло  кардинальных изменений в рыночной ситуации. Рынок остался непрозрачен, до 80% сделок на нем ведутся по серым схемам компаниями-перекупщиками (прямо говоря – спекулянтами), а не производителями и дистрибьюторами. Это снижает эффект госрегулирования – все так же, по классической формуле, спекулятивный капитал менее управляем и лоялен, чем производственный.

Конечно, и производители тоже - коммерческие компании, а не благотворители. И торопятся получить прибыль от экспорта, потому что правительственные компенсации еще когда будут, их эффект на рынке станет заметен только через месяца три, а то и полгода. Это не домыслы - так считает, в частности,  глава департамента таможенной и налоговой политики Минфина РФ Алексей Сазанов.

А раз приоритет не национальным интересам, а прибыли, то целый ряд НПЗ продолжает наращивать экспорт нефтепродуктов, игнорируя потребности внутреннего рынка. Цифры достаточно красноречивы: к концу прошлого года рост экспорта высоко - и низкооктанового бензина по сравнению с ноябрем зафиксирован у компаний: "ЛУКОЙЛ"  - в 22,5 раза, "ТАИФ" - в 3,5 раза, "Газпром нефть"  - в 1,8 раза, "Сургутнефтегаз"  - на 35,8%.

В то же время усилился ряд факторов, вызывающих рост цен на АЗС:

  • Ставка налога на добавленную стоимость (НДС), который присутствует в каждом чеке и ложится бременем на покупателя, возросла до 20% с 18%.
  • Ставки акциза на дизельное топливо и бензин пятого класса в России с 1 января 2019 года увеличились в 1,5 раза. (Налоговый кодекс предусматривает рост ставок акцизов на бензин на 4,1 тысячи рублей до 12,314 тысячи рублей на тонну, на дизтопливо - на 2,876 тысячи рублей до 8,541 тысячи рублей на тонну.)
  • Налог на добычу нефти (НДПИ) вырос в связи с увеличением стоимости мировой цены на нефть, а так же в связи с принятым решением правительства о поэтапном повышении в рамках налогового маневра. Средняя ставка НДПИ на нефть за 12 месяцев 2018 года выросла на 53,3% по сравнению с 2017 годом.
  • Нефтеперерабатывающие заводы испытывают дополнительное давление из-за чрезмерного налогового обременения. По подсчетам отраслевых экспертов, потери превышают 3 тысячи рублей на тонну дизельного топлива и 7 тысяч рублей на тонну бензина Аи-92.
  • Рост транспортных тарифов естественных монополий повышает операционные затраты НПЗ. В 2019 году будут проиндексированы тарифы на прокачку у "Транснефти" на 3,87%, а тарифы РЖД на грузовые перевозки и пользование инфраструктурой на 3,5%.
  • Ситуация усугубится за счет сезонных факторов: роста потребления топлива в связи с началом активных сельхозработ и традиционным периодом ремонтов на НПЗ. Оба фактора каждый год вызывают повышение цен на топливо.
  • Учитывая, что для заводов уже сейчас производство бензина не приносит прибыли, нарастить производство топлива и удовлетворить растущий спрос на бензин в России будет проблематично, возникнет дефицит и как следствие – интенсивный рост цен.

Во всей полноте картина кажется мрачноватой. Да, хорошего мало, но возможности государственного регулирования по стабилизации ситуации еще далеко не исчерпаны. Однако разрабатывают их почему-то не госчиновники, а некоторые ответственные участники рынка.

«Роснефть» совместно с биржей СПбМТСБ предложили ограничить возможность проведения спекулятивных операций в ходе биржевых торгов, а также обратилась к Центральному Банку РФ с просьбой усилить надзор в этой сфере.

«Роснефть» и СПбМТСБ также считают необходимым участие в биржевых торгах всех производителей нефтепродуктов пропорционально их доле в общем объеме добычи. Но власти пока никак не отреагировали на эти предложения.