Top.Mail.Ru
Картинг. Терра инкогнита

Картинг. Терра инкогнита

24.06.2001
Спросите любого поклонника «Формулы 1» — с чего начинали звезды культового вида автоспорта? Разумеется, с картинга. Казалось бы, развивай эту «кузницу кадров» и получай российских шумахеров. Однако не все так просто

Станислав Шустицкий

Спросите любого поклонника «Формулы 1» — с чего начинали звезды культового вида автоспорта? Разумеется, с картинга. Казалось бы, развивай эту «кузницу кадров» и получай российских шумахеров. Однако не все так просто...

Картинг. Терра инкогнита

NGKартинг

© Фото: 5 колесо

Для многих представление о картинге ограничивается его «прокатным» вариантом в картинг-центрах или воспоминанием из детства о чихающих и глохнущих на старте неказистых автомобильчиках. Картинг развивался у нас в стороне от других видов автоспорта, и о его былой популярности как-то быстро забыли. Вместе с тем перемены на этой «неизвестной земле» произошли разительные.

В доперестроечные годы ленинградский «Патриот» выпускал более пяти тысяч картов в год, и комитеты ДОСААФ едва успевали распределять машинки по станциям юных техников и Домам пионеров. При этом создавалась своеобразная пирамида, вершиной которой была сборная СССР.

В постсоветских условиях хозяйствования массовый картинг был обречен. Тот же «Патриот», получавший ранее госдотации, не мог работать в режиме самоокупаемости: крупных закупок картов явно не предвиделось. Вынужденно освободившуюся нишу заполняла импортная, более дорогая техника.

Но если с юниорскими и взрослыми классами ситуация была более или менее понятной, то с «подготовишками» возникли серьезные проблемы.

Инициатором создания новых для России классов «Мини» и «Ракет» стал президент петербургского клуба «Нева-Ринг» Александр Кузьмин. Был приобретен десяток двигателей Raket 85, проведены первые соревнования и... в тот же день «умер» существовавший ранее класс «Пионер», а вскоре подобная участь постигла класс «Кадет», оснащенный 100-кубовыми моторами, производимыми кооперативом «Вираж».

В то же время идея Кузьмина обретала реальность. Со шведской фирмой Radne Motor AB был заключен контракт на поставку двигателей. Что касается шасси, то здесь предлагались разные варианты, и это позволило на первых порах снизить стоимость картов «Ракет».

Тем не менее стройной системы не получается — отсутствует звено между национальными классами («Мини» и «Ракет») и международными («Интерконтиненталь-А-Юниор» и «Интерконтиненталь А»). Однако есть интересное предложение: создать класс «Интерконтиненталь С». Здесь предполагается использовать импортные моторы с водяным охлаждением, но не золотниковые, а клапанные, подготовленные по более жестким техническим требованиям.

Что же касается поддержки отечественного производителя, то пока прорывов в этом нет. Все попытки «вытащить» национальный класс «Союзный» моторами MMB3 белорусского производства положительных результатов не дают. Надежды на подготовку по-настоящему современного двигателя не оправдались.

Картинг. Терра инкогнита

Чемпионат NGK по картингу

© Фото: NGK Spark Plug Europe

Вернемся к «недостающему звену». Техзадание по машине нового класса весьма лаконично: надежный, мощный, недорогой карт с оперативным снабжением запчастями. «Мы рассматриваем три варианта, —говорит Александр Кузьмин. — Первый — мотор тайваньского производителя, уже выпускавшего комплектующие для двигателей картов. Второй — австрийский Rotex. Третий — итальянский Vortex».

Теперь об эмоциональной стороне вопроса. Как любой вид автоспорта, картинг — прежде всего шоу. Скорости современных микроавтомобилей международных классов перевалили за 200 км/ч, вовсю работает аэродинамика, да и обгоны «слипстримом» уже не редкость. Требования безопасности здесь не менее жесткие, чем в «больших гонках». Борьба на этапах российского первенства настолько зрелищна, что ей может позавидовать чемпионат кольцевой.

Итак, качественный скачок российского картинга налицо, а вот его количественный рост во многом зависит от внимания государства. Пока первичные средства для воспитания юных картингистов черпаются в основном из семейных бюджетов. Дальше все зависит от успехов молодого пилота. В востребованности талантов сомневаться не приходится: уже появляются «синтетические» команды типа московской «Юниор Старт». В ее составе курянин Григорий Комаров, петербуржцы Элеонора Дмитриева и Виктор Дамуть, Геннадий Забаров из Клина. Цель у команды самая высокая: победа в чемпионате и первенстве России.

Примером иного подхода может служить команда «Нева-Ринг» (Санкт-Петербург). Здесь внедрена клубная система, предусматривающая три уровня: школа картинга, после которой желающие могут продолжить занятия спортивным картингом, и команда мастеров. Кстати, сохранить выращенных спортсменов в стенах клуба не так просто — самые талантливые наверняка будут получать выгодные предложения от более состоятельных в финансовом плане команд. Что уже и происходит.

Вообще, приходится мириться с тем, что картинг, как и любой вид автоспорта, весьма дорог. Сколько стоит стать гонщиком? За примером вновь обратимся к команде «Нева-Ринг».

Восемь занятий в стенах клуба обходятся родителям будущего чемпиона в 1200 рублей. Дорого? Но в команде, кроме занятий непосредственно на трассе, проводится серьезная теоретическая подготовка: изучаются устройство автомобиля, правила соревнований, техника и тактика езды. Президент клуба считает: чтобы сесть за руль спортивного карта, нужны 2-3 месяца занятий.

Дальше необходимо приобрести собственную технику. Начнем с классов «Мини» и «Ракет». «Бэушные» шасси и двигатель могут стоить от 500 до 1000 долларов. Еще 1000 «зеленых» должен составить бюджет на сезон, включающий 8-10 гонок. Новый карт национального класса обойдется примерно в $2600.

Если же говорить о картах международных классов, то здесь прежде всего необходимо определить цели и задачи, так как разница в расходах порой весьма ощутима. Шасси карта «Формула С» стоит $2-2,5 тыс., двигатель — $3,5-4 тыс. Комплект шин — около $200. При этом на тренировку и гонку необходимы три комплекта «сухой» и комплект «мокрой» резины. «Гоночный» бензин стоит от $1,5; масло — около $25 за литр. Все это — не считая оплаты техничек, расходов на переезды, ремкомплекты и т.п.

Тем не менее картинг в России будет развиваться. Только через него в кольцевые гонки приходят подготовленные пилоты. За примерами далеко ходить не надо: Александр Кузьмин-младший, Дмитрий Щеглов, Алексей Павловский, Михаил Ухов — список можно продолжить. В нынешнем сезоне в сильнейшей кольцевой команде «МТС Рейсинг» к Михаилу Ухову присоединится семикратный чемпион России по картингу Григорий Комаров.

Кстати, наши картингисты не потерялись и на международной арене: 14-летний Михаил Алешин в престижных соревнованиях Winter Cup и Margutti Trophy, проходивших в Италии, занял соответственно 15-е и 10-е места. В кольцевом сезоне текущего года предполагается выступление Михаила за рулем автомобиля класса «Формула 1600».

Картинг, безусловно, достоин внимания болельщиков, спонсоров и журналистов. И надеюсь, в ближайшее время он перестанет быть «терра инкогнита».

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное