Мото

Главная  /  Мото  /  SkiDooKing. Как обучают езде на снегоходах в горах

SkiDooKing.
Как обучают езде на снегоходах в горах

Мы побывали в первой российской школе горного «снегоходчества» SkiDooKing. Трехдневный курс обучения в Хибинах оставил сильнейшие впечатления и полностью перевернул наши представления о том, как можно кататься на снегоходе в горах

«Еще не время паниковать!» — так медведь-летчик Балу из старого мультсериала старался успокоить своих пассажиров перед очередным отчаянным маневром. «А вот теперь — самое время!» — думала я, в очередной раз засаживая «горник» Ski-Doo Summit на крутом склоне в Хибинах, где я обучалась в первой российской школе горного «снегоходчества» SkiDooKing.

Из Москвы горы не очень видны, поэтому и горных снегоходов в поле зрения не много. А вот на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке и в других горных регионах России «горники» встречаются все чаще. И это несмотря на то, что такие снегоходы — это топовые модели, оборудованные самыми последними технологическими решениями и с соответствующим ценником.

Горная школа SkiDooKing. Фото: ROSAN

Конечно, при необходимости наши горные спасатели и на «Буранах» склоны «расписывают», но ведь и консервы топором открывают, если другого инструмента под рукой нет. Если же хочется кататься в горах в удовольствие, то надо делать это на специально обученной технике.

Однако если не хотите, чтобы сотни тысяч потраченных на горный снегоход и экипировку денег пропали впустую, не принеся никакой радости, придется раскошелиться еще и на обучение. Ибо просто сесть на горный снегоход, даже имея хоть десяток лет опыта на равнине, и поехать в кайф не получится. Горы и «горники» — это совершенно другая история. Хорошая новость: теперь пройти курс молодого горного снегоходчика можно за вполне вменяемые деньги и в пределах России — компания ROSAN в этом году организовала первую в России школу горного катания на снегоходах, которая функционирует в феврале-апреле в Хибинах, разные периоды, начиная с февраля, в Хибинах, и на Камчатке (в планах еще Приисковый).

Горная школа SkiDooKing. Фото: ROSAN

Мне повезло попасть в одну из групп в первый сезон работы школы в Хибинах. Это было незабываемо и полностью перевернуло мои представления о том, как можно кататься на снегоходе в горах.

Трехдневный курс обучения включает знакомство с основными приемами управления снегоходом в горах: как ездить по пухлому снегу, как по жесткому, по глубокому, по склону вверх-вниз и поперек (траверсом), развороты на склоне, методы выкапывания техники с наименьшей потерей сил — физическая подготовка, тем не менее, требуется серьезная: пока обойдешь снегоход вокруг по глубокому снегу даже на высоте 200–300 м над уровнем моря, хочется самому закопаться рядом с ним. А откапываться на первых порах приходится регулярно.

Дергаешь чеку, и из лавинного рюкзака надувается подушка, увеличивающая объем вашего тела, позволяя «всплыть» из-под снега ближе к поверхности. Фото: ROSAN

Помимо собственно езды организаторы уделяют повышенное внимание безопасности: даже в таких, казалось бы, несерьезных горах, как Хибины, люди гибнут, поэтому пренебрегать противолавинным снаряжением (надувающийся рюкзак, лопата, щуп, датчик) совершенно не стоит. Когда человека накрывает лавиной, счет его жизни идет буквально на минуты. И все зависит от слаженности действий его товарищей, оставшихся на поверхности: отрабатывать сборку щупов, переключение датчиков и навыки копания нужно не менее тщательно, чем учиться управлять горным снегоходом. Это особенно четко понимаешь после того как на «спасение» условного пострадавшего у нашей группы ушло около часа: пока выключили мобильники, чтоб не фонили, пока извлекли из-под экипа и переключили датчики в режим поиска, пока нашли источник сигнала, собрали щупы… Закопанный рюкзак успел умереть несколько раз. На базу я возвращалась с гнетущим чувством беспомощности: без опытных товарищей, оборудования и профессионального проводника в горы я бы идти не советовала.

Персональный датчик всегда должен быть включен, чтобы товарищи в случае чего могли найти вас под снегом. Фото: ROSAN

Но безопасность во многом зависит и от умения управлять снегоходом. Он вас спасет, унесет от лавины, не даст застрять в горах, но он же может и погубить, если вы с ним не справитесь. А как показала школа SkiDooKing, приручить «горник» не так-то просто, несмотря на то, что Ski-Doo Summit, на которых проходит обучение, создан именно для катания в горах: он легкий (относительно, конечно), мощный, короткое сиденье не мешает перепрыгивать с одной стороны на другую, лыжи помогают всплывать из глубокого снега, а гусеница с гибким краем — легче валиться на бок, чтобы ехать на одной лыже, траверсом — поперек склона.

Датчики зафиксировали местоположение закопанного под снегом, щупами уточняется область копания. Фото: ROSAN

Очевидно, что за три дня невозможно научиться круто кататься даже на велосипеде, не то что на снегоходе по горам. Но, в зависимости от изначальной подготовки и физической формы, можно хотя бы понять принципы управления и начать потихоньку навязывать «горнику» и горам свою волю либо уже перестать закапываться и тратить силы и поехать, наслаждаясь процессом, покорением, свободой, когда ни гора, ни овраг, ни деревья не помеха движению вперед и вверх!

В любом случае залог успеха — тренировки, тренировки и тренировки. Главное, что после школы SkiDooKing не придется тратить время на постижение азов по наитию и на усвоение неправильных навыков, но, уяснив принципы правильного горного катания, останется только совершенствовать искусство управления «горником» в свое удовольствие.

Датчики зафиксировали местоположение закопанного под снегом, щупами уточняется область копания. Фото: ROSAN

Фото: ROSAN

Фото: ROSAN

И с инструкторами случаются казусы: ветка дерева нажала на кнопку выключения двигателя — и опа! Фото: ROSAN

Фото: ROSAN

Инструкторы по много раз терпеливо объясняют и показывают, как и что делать со снегоходом. Фото: ROSAN