Top.Mail.Ru
Вехи истории Škoda

Вехи истории Škoda

22.03.2013
Фундамент всемирно известной фирмы Škoda был заложен в далеком 1895-м, когда жители чешского городка Млада Болеслав – Вацлав Лаурин и Вацлав Клемент создали компанию по производству велосипедов

Игорь Кузнецов

Фундамент всемирно известной фирмы Škoda был заложен в далеком 1895-м, когда жители чешского городка Млада Болеслав – Вацлав Лаурин и Вацлав Клемент создали компанию по производству велосипедов. Двухколесный транспорт под именем Slavia пришелся ко двору, что привело к увеличению выпуска продукции и росту амбиций предприимчивых компаньонов. Осознавая «радужные» перспективы моторных видов транспорта, они переключились на мотоциклетную тему. Первый образец – по сути велосипед с примитивным двигателем внутреннего сгорания – увидел свет в 1899-м. Новинка от Laurin&Klement, как к тому времени стала называться компания Slavia, тоже оказалась успешной и востребованной. А потому пригодной для освоения внешнего рынка. Уже через год во многих европейских государствах о продукции Laurin&Klement знали не понаслышке. За десять лет было выпущено свыше 4 тыс. мотоциклов. Прибыли Laurin&Klement росли как на дрожжах, что в конечном счете подтолкнуло компаньонов к покорению новых высот. А именно – к созданию автомобиля.

Вехи истории Škoda

2-х цилиндровый мотоцикл L&K

Первенец чешского автопрома – Voiturette A появился в 1905-м. Под капотом машины стоял мощный по тем временам 2-цилиндровый литровый 7-сильный мотор. Впоследствии различные модификации Voiturette оснащались куда более серьезными 4-цилиндровыми силовыми агрегатами. За три года было выпущено 250 экземпляров Voiturette, что красноречиво говорило о популярности модели. С каждым годом Laurin&Klement набирали все больший вес на европейской арене. Это было обусловлено непрерывным совершенствованием выпускаемой техники и внедрением в производство новых технологий.

Вехи истории Škoda

1905 L&K Voiturreta A

Успех первого автомобиля Laurin&Klement был закреплен новинкой с индексом S, дебют которой состоялся в 1911-м. Простая и надежная машина с передовой жидкостной системой охлаждения двигателя мощностью 14 л.с. быстро получила признание публики. Модель S выпускалась на протяжении 14 лет – до 1925 года. Следующим знаковым продуктом Laurin&Klement стала модель с индексом М. В отличие от предыдущих машин компании, которые были раcсчитаны на широкий круг покупателей, «эмка» классифицировалась как автомобиль премиум-класса. Она была оснащена 4-цилиндровым двигателем в 4713 куб. см мощностью 50 л.с. В числе инноваций значилась, например, такая «экзотика», как динамо-фары, электрический стартер и др. Во время Первой мировой войны этот автомобиль был переоборудован в машину большой грузоподъемности (до 3 тонн) с двигателем объемом около 6 литров. Автомобиль получил маркировку MS и оказал армии большую помощь во время войны. В производстве он оставался до 1920 года.

Вехи истории Škoda

1906 L&K FDL

Наряду с несколькими моделями легковых машин в то время понемногу стали выпускать небольшие грузовики и автобусы. Автомобили экспортировали в Германию, Великобританию, Россию, Новую Зеландию и Японию. После Первой мировой компания из Млада Болеслава, помимо автомобилей, выпускала и иные изделия, например сельскохозяйственную технику, в частности, моторные плуги Excelsior, разработанные совместно с Roudnice company. В послевоенные годы для выживания компании потребовалось объединение с сильным индустриальным партнером. Поэтому в 1925 году Laurin&Klement слилась с компанией Škoda из города Пльзень – машиностроительным концерном, основанным еще в 1869-м Эмилем Шкодой.

Вехи истории Škoda

1906 L&K type C

Именно с этого момента «заходит солнце» Laurin&Klement и начинается настоящая история марки Škoda. На этом этапе производились автомобили сотой серии. Построена «сотка» была на базе классического шасси, а под ее капотом скрывался 4-цилиндровый мотор объемом 1771 куб. см. Многочисленные модификации «сотки» смогли найти своих поклонников и принесли производителю существенную прибыль. После слияния компаний дела холдинга резко «пошли в гору». Одним из ярких плодов сотрудничества стала Škoda 860, появившаяся в 1929-м. Основные технические характеристики новинки были зашифрованы в ее индексе: цифра 8 указывала на количество цилиндров в моторе, а цифра 60 – на его мощность. Несмотря на совершенство конструкции Škoda 860, за четыре года удалось продать всего 49 экземпляров машины. Причина крылась в высокой цене, составлявшей 127 тысяч крон.

Вехи истории Škoda

1907 L&K type F

В 1930 году подразделение Škoda, занимавшееся производством легковых автомобилей, отделилось и стало самостоятельной компанией Škoda ASAP (Автомобильное индустриальное акционерное общество). Во второй половине 30-х годов увидела свет Škoda 420 Popular, модель, которая вскоре стала легендой. Это был компактный автомобиль весом всего 650 кг, развивавший скорость 80 км/ч при расходе 7,5 л на сотню. Причем продавался он по сенсационной цене – порядка 18 тысяч крон, в зависимости от модификации. После оккупации во время Второй мировой войны «легковая» Škoda перешла под начало немецкой промышленной группы Hermann-Goering-Werke и переключилась на выпуск военной продукции – внедорожных машин, гусеничных тягачей и т.д. Из наиболее востребованных гузовиков Škoda того времени стоит отметить модель 256 грузоподъемностью 2,5 тонны. Всего до 1943 года было произведено 2662 автомобиля.

Вехи истории Škoda

1911 L&K type S

По окончании войны компания была национализирована и, изменив название на Škoda AZNP (Национальное предприятие автозаводов), получила монополию на производство легковых автомобилей. Первой послевоенной новинкой стала двухдверная Škoda 1101/1102 Tudor, выпущенная на рынок в 1946 году. Чуть позже появилась и четырехдверная версия грузоподъемностью 300 кг. В 1952-м в производство был запущен четырехдверный седан Škoda 1200. Эта машина с округлым цельнометаллическим кузовом, оснащенная 1,2-литровым двигателем мощностью 36 л.с., символизировала новый виток развития компании Škoda. В пятидесятые годы довольно обширный мировой экспорт автомобилей Škoda сник. Их стали поставлять в основном в страны соцлагеря. Универсалы Škoda 1200, например, работали в СССР в качестве карет скорой помощи. Особым уважением советских водителей пользовались седельные тягачи и самосвалы Škoda. Впрочем, это аспекты совсем другой, «грузовой» истории фирмы Škoda.

Вехи истории Škoda

1911 L&K type Sc

В социалистической Чехословакии подход к модельному ряду поменялся в корне. Сняли с производства представительский «Superb». Родстеры на базе моделей 1101 и 1102 предназначались в основном для экспорта. Да и вообще, привилегия ездить персонально в те времена был доступна лишь партийным функционерам. Несмотря на экономические и политические трудности того периода, компания сохранила относительно высокие стандарты производства, иллюстрацией чего, к примеру, может служить модель Škoda 440, выпущенная в 1955-м и более известная как Škoda Spartak. Машина имела двигатель объемом почти 1,1 литра и мощностью 40 л.с. В 1959 году «перелицованные» легковушки были заявлены под новыми именами. Škoda 440 была переименована в Octavia, 445-я – в Octavia Super, а 450-я модель получила имя Felicia. Абсолютно новый автомобиль Škoda 1000 МВ был представлен общественности в 1964-м. 1000 MB имел 4-цилиндровый двигатель с жидким охлаждением объемом 988 куб. см и мощностью 45 л.с., расположенный в кормовой части кузова. Следующая новинка появилась в 1969-м. Новая Škoda 100/110, ставшая переосмысленным вариантом предшественницы, обзавелась свежими кузовом и интерьером, дисковыми тормозами передних колес, усовершенствованным мотором. Двухдверное спортивное купе Škoda 110 R с двигателем 1,1 л и 62 л.с., появившееся в 1970-м, стало ярким явлением, т.к. идеологически диссонировало с продукцией социалистического автопрома. Седан по имени Škoda 110 LS получил аналогичный двигатель. Купе также послужило основой для создания спортивных версий – Škoda 130 RS и Škoda 200 RS.

Вехи истории Škoda

1913 L&K type Se

Последующая модель Škoda 105/120, представленная в 1976 году, получила совершенно иной уровень модернизации – оигинальные кузов и интерьер. Две базовые модели Škoda 105 с 1-литровым двигателем и Škoda 120 с двигателем в 1,2 л производились во всевозможных версиях: от недорогой Škoda 105 S до престижной Škoda 120 GLS. Бесконечная модернизация семейства 105/120/130 закончилось выпуском последней 120-ки в 1990-м году. На смену ей несколько раньше пришла новая модель – Škoda Favorit, в создании которой принимал участие знаменитый итальянский дизайнер Нуччио Бертоне. Базовая версия Favorit была снабжена 4-цилиндровым двигателем объемом 1,3 л. На основе этой модели был разработан универсал, получивший название Škoda Forman.

Вехи истории Škoda

1914 Excelsior P5

В 1991-м в биографии Škoda произошло знаковое событие: чешская компания вошла в состав немецкого концерна Volkswagen. Первой моделью, выпущенной под патронажем могучего покровителя, сталa Škoda Felicia, представленная общественности в 1994-м. В 1996 году Škoda показала миру лифтбэк, названный в честь выпускавшейся несколько десятилетий назад модели Octavia. В 1998 году было начато производство этого автомобиля в кузове универсал. Очередное пополнение модельного ряда произошло в 1999-м, когда публике был представлен компакт Škoda Fabia. Как и Octavia, Škoda Fabia очень быстро стала популярной, существенно усилив лояльность потребителя к бренду Škoda.

Вехи истории Škoda

1922 L&K type 100

В 2001-м произошло возрождение легендарной Škoda Superb. Одноименый автомобиль выпускался чешской компанией с 1934 по 1949 год. Седан бизнес-класса был построен по мотивам Volkswagen Passat B5. В 2004 году увидело свет новое поколение Octavia. Помимо автомобиля, выпущенного в кузовах лифтбэк и универсал, в модельном ряду появилась модификация с полным приводом. В 2006-м был презентован многофункциональный Roomster, позиционирующийся производителем как автомобиль для активного отдыха. Компания Škoda также выпустила новые поколения моделей Fabia и Superb. При обновлении автомобилей были учтены и исправлены все недочеты их предшественников. Благодаря этому продажи обеих моделей после модернизации значительно выросли. Ярким событием 2009 года стало появление первого в истории фирмы кроссовера – Škoda Yeti. Помимо упомянутого, в производственной линейке фирмы сегодня числится популярный в Европе субкомпакт Škoda Citigo. На подходе обреченный на успех Škoda Rapid, новая Octavia, большой кроссовер… Страница за страницей компания Škoda продолжает писать свою историю.

Вехи истории Škoda

1925 Skoda 350

 

 

Вехи истории Škoda

1929 Skoda 860

 

 

Вехи истории Škoda

1931 Skoda 633 sedan

 

 

Вехи истории Škoda

1933 Skoda 420 Standard

 

 

Вехи истории Škoda

1934 Skoda 420 Rapid

 

 

Вехи истории Škoda

1934 Skoda 640 Superb

 

 

Вехи истории Škoda

1934 Skoda Popular 420

 

 

Вехи истории Škoda

Skoda 256

 

 

Вехи истории Škoda

1936 Skoda Favorit limousine type 904

 

 

Вехи истории Škoda

1946 Skoda 1101 Tudor

 

 

Вехи истории Škoda

1952 Skoda 1200

 

 

Вехи истории Škoda

1955 Skoda 1201 sedan

 

 

Вехи истории Škoda

1955 Skoda 440 Spartak

 

 

Вехи истории Škoda

1959 Skoda Octavia

 

 

Вехи истории Škoda

1961 Skoda Octavia Combi

 

 

Вехи истории Škoda

1964 Skoda 1000 MB

 

 

Вехи истории Škoda

1967 Skoda 1000 MBX

 

 

Вехи истории Škoda

1969 Skoda 100

 

 

Вехи истории Škoda

1970 Skoda 110R Coupe

 

 

Вехи истории Škoda

1975 Skoda 130RS

 

 

Вехи истории Škoda

1976 105L

 

 

Вехи истории Škoda

1977 120L

 

 

Вехи истории Škoda

1981 Skoda Garde

 

 

Вехи истории Škoda

1987 Skoda Favorit

 

 

Вехи истории Škoda

1990 Skoda Favorit Forman

 

 

Вехи истории Škoda

1994 Skoda Felicia

 

 

Вехи истории Škoda

1995 Skoda Felicia Combi

 

 

Вехи истории Škoda

1996 Skoda FeliciaFUN

 

 

Вехи истории Škoda

1996 Skoda Octavia

 

 

Вехи истории Škoda

1996 Skoda Superb 1

 

 

Вехи истории Škoda

1998 Skoda Felicia Skoda Felicia Combi facelift

 

 

Вехи истории Škoda

1999 Skoda Fabia

 

 

Вехи истории Škoda

2004 Skoda Octavia 2

 

 

Вехи истории Škoda

2006 Skoda Roomster

 

 

Вехи истории Škoda

2007 Skoda Fabia 2

 

 

Вехи истории Škoda

Skoda Fabia 2 facelift

 

 

Вехи истории Škoda

Skoda Octavia 2 facelift

 

 

Вехи истории Škoda

Skoda Superb 2

 

 

Вехи истории Škoda

Skoda Citigo

 

 

Вехи истории Škoda

Skoda Yeti

 

 

Вехи истории Škoda

Skoda Rapid

 

 

Вехи истории Škoda

Skoda Octavia 3

 

ФОТОГАЛЕРЕЯ "МУЗЕЙ SKODA"

ФОТО: АНДРЕЙ МАШНИН

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

 

Вехи истории Škoda

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное