Интервью
Главная  /  Интервью  /  Владимир Познер:«Водительское удостоверение получал в Америке»

Владимир Познер:
«Водительское удостоверение получал в Америке»

Известный телеведущий рассказывает, почему он не любит внедорожники, что ценит в автомобилях в первую очередь, и на каких машинах ездит в России и за границей

Вы автомобилист с очень большим стажем. Чем для вас является автомобиль? Средством передвижения, позволяющим быстро и с комфортом добраться от одного пункта до другого? Или чем-то большим?

Я действительно вожу автомобиль с 16 лет — свое первое водительское удостоверение получал еще в Америке. Что же касается отношения к автомобилю, то это уж точно не определение из романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Для меня автомобиль находится в той же категории, что и часы или перьевые авторучки. Это те предметы, которые имеют сугубо практическое значение, но вместе с тем вид которых для меня чрезвычайно важен. И меня огорчает, что в большей своей части современные автомобили похожи друг на друга. Любая удачная модель, появившаяся на рынке, в той или иной степени становится предметом копирования. Я же прекрасно помню, как в детстве издалека безошибочно определял марку машин — все они были абсолютно разными. Сегодня я езжу на Jaguar: его дизайн самобытен, его сразу можно узнать даже в плотном городском потоке. И не просто отличить от других, а оценить его эстетические особенности. Красота машины для меня очень важна.

А важно ли вам при этом мнение окружающих? Их оценка того, на какой машине ездит Владимир Познер?

Мне вообще неважно мнение окружающих. Если это не люди, которых я близко знаю и чей ум и вкус ценю. Меня не волнуют и тенденции моды. Поэтому мне безразлично, как оценят автомобиль, на котором я приехал, но иногда подобное внимание может меня раздражать.

Тем не менее вам приходится ездить на разных автомобилях. И какие чувства вызывает у вас автомобиль, который с точки зрения эстетики вам не нравится? Ощущаете ли вы при этом дискомфорт?

К счастью, подобное случается нечасто. Но, к примеру, если я еду на отдых и там беру автомобиль напрокат, то не выбираю машины престижных марок. Во-первых, это неоправданно дорого, а во-вторых, просто глупо: этот автомобиль в моем распоряжении лишь на короткий срок. Беру самые обычные автомобили, отдавая предпочтение гибридным моделям. Да, в основном эти машины не блещут красотой и не всегда удобны в плане езды, но иногда попадаются весьма забавные автомобили. Например, Mini Cooper. И сам автомобиль неординарный, и дизайнерские решения салона оригинальны. И я предпочту взять его, нежели более комфортабельный автомобиль с мощным двигателем. А если машина невыразительная по всем статьям, то я просто отношу ее к тем самым «средствам передвижения». Опять же этот автомобиль не мой, и я просто абстрагируюсь от эстетической оценки такого «экипажа».

Понятно, что для вас Jaguar является полной противоположностью тем самым «экипажам»…

Безусловно. А связано это еще и с детскими воспоминаниями. Когда я рос в Америке, то часто играл в такую игру: по дороге в школу устраивал «соревнование» между марками машин, подсчитывая, сколько Buick, Chevrolet, Ford и других автомобилей попадется по пути. И мне всегда хотелось, чтобы в этом рейтинге победил Buick. Но однажды я впервые увидел Jaguar и просто застыл, пораженный красотой этого автомобиля. Подумал тогда, что когда-нибудь у меня тоже будет такой автомобиль. А ведь до этого момента моим кумиром был Lincoln Continental. Причем непременно кабриолет темно-зеленого цвета с салоном красной кожи… Но Jaguar с его неповторимым изяществом победил «американца» по всем статьям. И мне нравится, что и сегодня этот автомобиль сохранил свой особый облик. Не говоря уж о том, что Jaguar очень удобен в эксплуатации, легок в управлении и радует массой интересных технических решений. Но, думаю, детская мечта сыграла не последнюю роль в моем выборе.

Я согласен, что детская мечта могла заронить некую искру. Но уже осмысленную любовь к марке Jaguar вы не связываете ли с культурой производителя? Английский консерватизм, английская литература и театр, чай в пять часов…

Скорее всего, я связывал это с тем, что Англия в течение длительного времени была законодательницей моды в плане технических инноваций. И это ярче всего выражалось в автомобилях. Rolls-Royce, Aston Martin, Jaguar… Америка? Кроме Cadillac, ничего и не отмечу, но он и рядом не стоял с этими машинами. Немцы с Mercedes, BMW и даже с довоенным Horch? Но и они не настолько хороши. Пожалуй, только итальянские дизайнеры могли поспорить с англичанами — посмотрите на Maserati. Но для меня Jaguar всегда являлся символом английского превосходства в том, что касается уровня мастерства. И я не сказал бы, что для меня консерватизм играет какую-то роль. Хотя должен отметить, что английская традиционность мне импонирует. Я вполне разделяю высказывание Уинстона Черчилля, говорившего, что если вы не были либералом в молодости, значит, у вас нет сердца, а если вы не стали консерватором, будучи взрослым, значит, у вас нет мозгов.

Вы взрослели, но любовь к Jaguar у вас не менялась. В то же время Jaguar менялся…

Да, но он все равно оставался Jaguar. До модели XJ у меня был Jaguar X-Type, та модель, на которой и теперь любит прокатиться королева Елизавета II. Автомобиль потрясающе красивый. Если угодно, это символ английского классицизма и приверженности традициям. Нынешний Jaguar не столь консервативен, но я надеюсь, что в погоне за тем, чтобы казаться современным, он и в будущем не утратит классические «ягуаровские» черты. Кстати, единственный автомобиль, который я могу сравнить с Jaguar в плане узнаваемости и верности традициям, — это Porsche. Дизайнеры этих автомобилей не пытаются уйти от некой основы.

К сожалению, существуют еще и требования рынка, которые вынуждены учитывать производители автомобилей. Разве могли мы еще не так давно подумать, что в линейке Porsche или Bentley появятся внедорожники. Сегодня и в линейке Jaguar есть внедорожная модель F-Pace. Как вы относитесь к такому положению вещей?

Вы правы, говоря о том, что это требования рынка, бизнес. И с этим приходится считаться. Но лично я смотрю на это без особого восторга.

И на Jaguar F-Pace вы не пересядете?

Нет. Я просто не люблю внедорожники. Я всегда говорю, что если мне предлагается нечто танкообразное, то пусть лучше будет настоящий танк. И чтобы стрелял.

А что, помимо дизайна, вы цените в автомобиле?

Еще две вещи — динамику и комфорт. Что касается первого, то я очень люблю скорость, и потому, помимо быстрого старта, машина должна отменно держать дорогу. Что касается комфорта, то он должен быть во всем, включая эргономику. Без компромиссов. И, конечно же, я должен ощущать уверенность в надежности машины.

Системы стабилизации, контроля тяги и им подобные… Водители старой формации подчас относятся к ним негативно, говоря, что электроника излишне активно вмешивается в процесс управления автомобилем. Как вы, с высоты вашего опыта, к этому относитесь?

В Jaguar все электронные системы помощи водителю действуют очень тактично, ненавязчиво. В противном случае меня бы это раздражало. Говорят, скоро появятся автомобили без водителя. Зачем? Тогда проще всем пересесть на общественный транспорт. Лично для меня вождение автомобиля — это удовольствие. Я помню, как много лет назад делал фильм о Германии, и в моем распоряжении был Opel 1936 года. Знаете, какими были первые ощущения за рулем этого автомобиля? Я управляю машиной! И мне нравилось чувство контроля над ней. В современных автомобилях электроника берет на себя все больше функций управления. Не уверен, что сегодня все водители, особенно те, кто ездит на машинах с АКП, знают, что такое, к примеру, торможение двигателем. А ведь это очень эффективный прием, особенно на скользких покрытиях. И мне не нравится, что технический прогресс приводит к тому, что мы теряем свое умение, становимся неким придатком к продуктам того самого прогресса.

Автомобиль стал массовым явлением, навыки у водителей разные, и подобные системы необходимы хотя бы из соображений безопасности…

Но мы теряем саму возможность приобретать полезные навыки. Автомобили сами паркуются! Я, будучи совсем молодым, сдавал в Америке экзамен на получение водительских прав. И одним из испытаний была парковка задом в ограниченном пространстве. Сделать это нужно было за один прием, одним маневром. И мне всегда было приятно овладевать водительским мастерством.

А вы ко всему относитесь столь же обстоятельно, как к приобретению навыков вождения?

Да. Но относиться к этому нужно разумно. Я не отвергаю компьютер — эта штука очень удобная, но с большим удовольствием пишу и от руки. Причем перьевыми ручками — именно они позволяют сформировать и сохранить почерк. А почерк — это отражение характера. Кстати, это важно и для развития мозга. Когда ты пишешь от руки, то выводишь каждую букву, а не просто тычешь пальцем в клавиатуру. И этим я не хочу жертвовать. Или фотоаппараты, которые снимают в автоматическом режиме и исключают всякое желание к экспериментам. Я люблю фотографировать, и один из моих любимых фотоаппаратов — старая надежная Leica. Это «честная» камера, без автофокуса. И когда я беру ее в руки, у меня возникает приятное ощущение, что мы вместе делаем одно важное дело.

Заметно ли на московских улицах, переполненных автомобилями разных марок, уважение к Jaguar?

Машина, безусловно, привлекает внимание. Кроме того, я человек публичный, меня узнают. Нередко показывают большой палец, мол, отличный выбор автомобиля. Но иногда ловлю и злобные взгляды. Люди разные, и место зависти есть в любом обществе.

Вы могли бы представить, как будет выглядеть следующая модель Jaguar?

Нет! К сожалению, я не умею рисовать. Совсем не умею. А в дизайне значение имеет каждая линия. При этом я не идеализирую создателей любимого мной автомобиля — в любом процессе могут быть и неудачи. Но пока этот процесс идет очень хорошо.