Интервью
Главная  /  Интервью  /  Владимир Чайковский, BMW Motorrad Россия: «Если бы не квоты, мы продали бы в 2-3 раза больше мотоциклов!»
[

Интервью с руководителем BMW Mоtorrad Россия Владимиром Чайковским

]
Владимир Чайковский, BMW Motorrad Россия:«Если бы не квоты, мы продали бы в 2-3 раза больше мотоциклов!»
Согласно данным «Автостата», рынок новых мотоциклов в России показывает впечатляющую стабильность: уже третий год подряд падает на 30 с лишним процентов — с 30 тыс. проданных единиц в 2014-м до 7 тыс. в 2017-м. При этом новых мотоциклов BMW с каждым годом продается все больше. Кому, почему и как жить дальше, мы спросили у руководителя «BMW Mоtorrad Россия» Владимира Чайковского.

— Если говорить о ситуации на рынке новых мотоциклов в целом, то я выделяю три сегмента техники, которые нужно рассматривать отдельно.

Первый — малокубатурные простенькие дешевые китайские и индийские мотоциклы и скутеры с объемом двигателя до 125 «кубов» и стоимостью 30–80 тысяч рублей. Они хорошо продавались раньше, но введение категории «М» сильно ударило по продажам этой техники, особенно в деревнях, где она являлась практически альтернативой велосипеду. Если до введения «прав» на «полтинники» их покупали порядка 100 тысяч человек в год, то теперь — 10–15 тысяч. И если раньше кто-то из этих 100 тысяч мог стать настоящим мотоциклистом и купить более солидную технику, то теперь нет.

Второй «разряд» — 125–500-кубовые мотоциклы разных европейских, японских, китайских, индийских и российских (сборочных) производителей с ценой от 80 до 500 тысяч рублей. Основное падение продаж за последние три года случилось именно в этом сегменте, особенно в его дешевой части — до 200 тысяч за единицу. И дело тут даже не столько в экономическом кризисе, политической ситуации или происках врагов, сколько в упаднических, а иногда и просто панических настроениях владельцев компаний-продавцов этой техники: низкая маржа, высокий процент по кредитам, сильная конкуренция, невозможность полностью просчитать риски и совладать с ними — в итоге множество магазинов просто закрылись, «задушив» друг друга сниженными до минимума ценами.

Интересно, что более дорогие мотоциклы из этого разряда (японских и европейских брендов) продолжают продаваться почти как продавались.

И третья категория — большие европейские, японские и американские мотоциклетные бренды, чья техника стоит от 300 тысяч рублей за самые малокубатурные «входные» модели. В этом сегменте, по моему мнению, дно уже было достигнуто и началось «всплытие»: уже в 2017-м наметился рост порядка 3–10%, в зависимости от компании и ее активности. Например, мотоциклов BMW купили на 300 штук больше, чем в прошлом году (1800 против 1500 соответственно). Некоторые другие бренды тоже показали рост, например KTM, Ducati и Kawasaki. Остальные «японцы» ведут какую-то странную, понятную, видимо, только им внутри себя, игру: на мой взгляд, они могли бы продавать значительно больше мотоциклов, чем сейчас, если бы сбалансировали модельный ряд, представленный в России, или просто занялись бы двухколесной техникой серьезно.

— Что касается модельного ряда: уже несколько лет подряд первое место по продажам среди мотоциклов BMW занимает R 1200 GS — «большой гусь» и его модификации. Почему? Не в Монголию же все на нем едут!

— Конечно, нет. Для бездорожья существует более приспособленная техника. А BMW R 1200 GS — это универсальный и оптимальный по сочетанию цены, имиджа и характеристик мотоцикл. Он большой, быстрый, удобный и дорогой. Он как BMW X5: да, есть автомобили быстрее, но на них даже в пробке стоять некомфортно; есть надежнее, но с харизмой что-то не то; есть дороже, но жалко из гаража выезжать… А на «гуся» сел и поехал, что по городу, что в путешествие. Конечно, его покупают те, кто хоть иногда, но все же путешествует на мотоцикле, преимущественно по твердому покрытию. А уж какое оно — ровный европейский серпантин или трасса под Вологдой, которую, кажется, совсем недавно бомбили, — уже не имеет значения.

— Вторым по популярности (около 240 проданных штук) ожидаемо стал мотоцикл начального уровня BMW G 310 R: желающих за 325 тысяч рублей купить целый BMW оказалось больше положенной России квоты. В следующем году, надеемся, квоту увеличат?

— Да, если бы не ограниченное количество, то 310-х продалось бы раза в 2–3 больше. Квота на этот год больше, но все равно не покроет спрос. А еще у нас будет версия GS!

Но знаете, что стало самым неожиданным в прошлом году? Продажа 20 электроскутеров BMW C Evolution! (Это всего в 2 раза меньше, чем в 2016-м продалось новых KTM Adventure, или столько же, сколько всего новых мотоциклов купили в 2017-м году в Курганской области — прим. ред.) При запасе хода 60–140 км, в зависимости от условий, и стоимости порядка 1 млн рублей.

— На этом фоне как вы оцениваете перспективы электромотоциклов в мире и в России?

— Мое мнение таково, что электромотоциклы станут популярны, когда удовольствие от езды на них сравнится с удовольствием от езды на бензиновом мотоцикле. Все же мотоциклы и автомобили в этом плане сильно отличаются. Пока же у электромотоциклов недостаточно либо мощности, либо запаса хода.

BMW, конечно же, плотно работает над электротехникой, как и все ведущие мировые производители. Вскоре будут представлены некоторые результаты этой работы в автомобильной сфере. Мотоподразделение тоже не остается в стороне, но пока ничего конкретно сказать не могу.

— А каковы перспективы технологий связи между разными мотоциклами на дороге и других новых систем безопасности? Планируете ли их внедрение в ближайшее время?

— Связь между транспортными средствами вещь хорошая. Но полезна она только в двух случаях: либо для автономных ТС, либо для водителя-человека —при гарантированной работе на 100%. Пока же эти системы не всегда так работают. Взять хотя бы адаптивный круиз-контроль в автомобилях: на чистом шоссе с хорошей разметкой и в ясную погоду работает идеально. Но руль отпускать запрещено. Водитель как-бы полурасслаблен, полунапряжен.

Для мотоциклиста такое состояние недопустимо! Поэтому на серийные мотоциклы мы пока не планируем ничего подобного внедрять. Только системы оповещения о приближающемся в попутном направлении транспортном средстве и системы помощи при экстренном торможении (аналог автомобильной, когда торможение происходит резче, но сохраняется функция АБС плюс включается «аварийка») — эти опции появятся на мототехнике BMW в обозримом будущем.

BMW R 1200 GS.

BMW Удивление 2017 года — продажа 20 электроскутеров BMW C Evolution. При запасе хода около 100 км и стоимости 1 млн рублей.