Интервью
Главная  /  Интервью  /  Альфонсо Альбайса: «Мои проекты всегда были достаточно дерзкими»

Альфонсо Альбайса:
«Мои проекты всегда были достаточно дерзкими»

Шеф-дизайнер марки Infiniti рассказал нам, как утер нос коллегам из «Мерседеса», чем рискует дизайнер, когда ошибается, и почему дешевый автомобиль сложно сделать красивым

По дизайну Infiniti Q30 получился круче соплатформенного Mercedes-Benz A-class. Как вам это удалось?

В рамках совместной работы с Mercedes-Benz нам было дано больше свободы, чем создателям A-class. Не вмешиваясь в силовую структуру исходного кузова, мы могли комбинировать разные варианты его составляющих, играть с объемом, в итоге добились желаемой стремительности силуэта. Так, за счет выдвинутой вперед и более выпуклой решетки радиатора мы визуально удлинили линию капота, кроме того, увеличили наклон ветрового стекла и сделали крышу Q30 гораздо длиннее, чем у A-class. Поясная линия также удлинила силуэт и позволила добавить объема, создав иллюзию того, что машина больше, чем на самом деле.

И каково мнение ваших коллег из Mercedes-Benz о дизайне Q30?

Несмотря на разницу в подходах между нашими марками, шеф-дизайнер Mercedes-Benz положительно оценил нашу работу. Возможно, в какой-то момент он даже подумал про себя: «Вау!» Ведь несмотря на то, что у Q30 и A-class платформа одна, нам нужно было создать свой автомобиль, и мы с этой задачей успешно справились.

Линейка A-class также включает в себя седан и универсал. Есть ли подобные проекты в вашем порфтолио?

Нет, маленьких седанов и универсалов Infiniti пока не будет.

Какая модель Infiniti нравится вам больше всего?

Мой любимый Infiniti — кроссовер QX70, в особенности первого поколения, тогда еще называвшийся FX. Этот автомобиль не только обладает очень пропорциональным и запоминающимся силуэтом — он задал тренд. Для своего времени это была икона стиля, родоначальник класса спортивных кроссоверов, в который многие наши конкуренты пришли только сейчас. Если же говорить о тех моделях, над которыми работал лично я, то здесь в фаворитах Q80. Да, пока это лишь концепт, источник вдохновения, но он проектировался не просто как шоу-кар, а как реальный автомобиль.

Так что мне бы хотелось увидеть Infiniti Q80 не только на выставочном подиуме, но и на обычных дорогах.

Как развитие технологий влияет на дизайн?

Мной разработано несколько прототипов моделей, в основу которых изначально закладывалась возможность беспилотного управления. Они создавались с учетом всех особенностей автономного вождения, включая расположение всевозможных датчиков и т. д. Все происходящее в автоиндустрии говорит о том, что будущее уже близко, и автомобили в нем будут значительно отличаться от того, что мы видим сейчас.

Какими талантами нужно обладать, чтобы стать шеф-дизайнером Infiniti?

Сложно сказать. Это вопрос из разряда, что появилось раньше — курица или яйцо. Меня нанял на работу шеф-дизайнер Nissan Широ Накамура, и я признателен ему за то, что он разглядел мой творческий потенциал. Я был молод, полон амбиций, вдохновения и горел желанием работать сутки напролет, вылепливая модели из глины и пластилина. Вероятно, мне помогло и то, что мои проекты всегда были достаточно дерзкими.

Если автомобиль «проваливается» на рынке по причине того, что он не понравился покупателям, какую ответственность несет дизайнер?

Внешность автомобиля здесь играет не главную роль. Намного опаснее для компании, если автомобиль «провалится» по причине инженерного просчета. В этом случае достанется всем — и конструкторам, допустившим просчет, и дизайнерам, которые могли знать о проблеме, но вовремя не среагировать. Словом, технические ошибки гораздо страшнее ошибок дизайнерских.

Но ведь есть масса примеров машин, которые нельзя назвать удачными в плане дизайна, да и спрос на них невелик...

Я скажу обратное. Автомобиль может быть вполне успешным на рынке, хотя какие-то элементы дизайна получились у него, скажем так, не слишком удачно. В мире полно машин, которые не нравятся мне как дизайнеру, но это не мешает производителям продавать их в огромных количествах. Есть вещи, которые для потребителя гораздо важнее, чем дизайн: стоимость автомобиля, его практичность, экономичность или престиж.

Можно привести массу примеров красивых и дорогих машин, а красивых и дешевых автомобилей, напротив, очень мало. Это такой заговор автокомпаний, чтобы покупатель платил больше? Хочешь красивую машину — доплачивай за дизайн?

(Смеется.) Нет, дело не в том, что дизайнеры не могут или не хотят сделать красивый бюджетный автомобиль. Обратите внимание на колеса — у многих недорогих машин они имеют очень маленький диаметр. Казалось бы, поставь диски на пару размеров больше, и автомобиль приобретет совсем другой вид. Но тогда вырастет и цена, а в данном сегменте этот параметр играет важнейшую роль. Посмотрите на Infiniti Q60 — на нем стоят стандартные 20-дюймовые диски, поскольку данный размер для этой модели является оптимальным.

Какой ваш личный автомобиль, и почему вы выбрали именно его?

Кроссовер QX70. Я уже говорил, что обожаю эту модель: всего я сменил семь таких автомобилей — от FX до нынешнего QX70. Сейчас это наша общая машина с дочерью. Правда, пользуюсь своей машиной крайне редко, поскольку в основном езжу на автомобилях из корпоративного парка. При этом не перестаю мечтать об американских седанах и купе 1960-х годов — у них фантастические формы. В те годы у дизайнеров было гораздо больше свободы для самовыражения, чем сейчас.

И тогда не было таких строгих норм безопасности. Насколько эти нормы затрудняют жизнь дизайнеру, ограничивают полет фантазии?

Да, стандарты безопасности требуют от нас следовать определенным правилам. Например, контакт пешехода с капотом должен происходить под определенным углом, что обусловливает некие творческие рамки. Это может быть проблемой первые два-три дня работы над новым проектом, но не более того. Уже на четвертый день эти рамки не только не мешают, но и помогают выбрать правильное направление.

Дизайнер должен подстраиваться под вкусы покупателя, или его задача диктовать свое видение стиля?

Мы не делаем автомобиль ради автомобиля. Получив техзадание, нужно в первую очередь определиться с профилем будущего покупателя, понять, какие линии могут ему понравиться, и уже затем воплотить свои идеи, используя узнаваемый стиль марки. Получается некое совместное творчество: мы создаем то, что должно понравиться клиенту, а клиент уже делает окончательный выбор.

Как вы относитесь к «моде» делать одинаковые машины разных размеров? Так сейчас поступают многие автопроизводители, в том числе и ваши прямые конкуренты.

Мы не стараемся идти по тому же пути, которым идут наши конкуренты, хотя и придерживаемся общего стиля внутри марки. Модельный ряд Infiniti — это семья, а в семье дети обычно похожи на своих родителей. Если же мы будем делать одну модель в таком дизайне, а другую в ином, покупателю будет сложно сориентироваться. Он будет задаваться вопросом, что это за автомобиль — Infiniti или нет? А нам бы этого не хотелось.