Как ни относись к технике Stels, все же она остается, пожалуй, самой массовой в России, ибо по соотношению цена-качество-простота обслуживания ей вряд ли найдется конкурент. Да и качество улучшается с каждым годом, в том числе благодаря модернизации и локализации производства
Наталья Умнова
Один из заводов «Веломоторс», выкупленный компанией в 2008 году, находится в городе Жуковка Брянской области. Раньше он выпускал велосипеды «Десна», а теперь — велики, квадроциклы и снегоходы Stels.
Фото: «Веломоторс»
Завод построили практически заново: один полуразвалившийся старый корпус специально оставили «на память», другие либо снесли, либо, сохранив каркас, достраивают современными стенами и перекрытиями. Внутри цехов — удивительно чисто, строго и спокойно: рабочие не суетятся, почти не разговаривают, не бродят бесцельно. Перекуры и обед — строго по расписанию. Завод — практически единственное достойное место работы в городе, и большинство жителей так или иначе связаны с ним. Конкурс на рабочие места большой, так что халтурить не получится.
Велорамы очищают дробеметом, красят порошковым методом в два слоя и покрывают лаком. Фото: «Веломоторс»
На заводе запущен полный цикл производства велосипедных рам (от заготовки до финишной покраски), конвейер по сборке велосипедов, модернизирован сварочный цех по изготовлению рам для мотовездеходов. В новом цехе работают два сборочных конвейера: один для мотоциклов и скутеров, второй для квадроциклов.
Ротоформовочная и термопластиковая установки делают пластиковые детали. Фото: «Веломоторс»
Однако завод энергично отходит от простой сборки и стягивает производство комплектующих под свою крышу. Уже сейчас рамы великов и квадриков (а скоро и снегоходов) полностью делаются на заводе: с Новолипецкого металлургического комбината поступают стальные листы, которые режутся на полосы разной ширины, сгибаются и свариваются в трубы нужного диаметра, из которых потом сварят рамы, вилки, рулевые стойки и другие части велосипедов, снегокатов, мотовездеходов и снегоходов.
На трубопрокатном стане листы стали сгибаются, свариваются в трубы и режутся. Выход — до 90 м трубы в мин. Фото: «Веломоторс»
Весь пластик для квадриков серии Hunter и снегоходов Stels тоже делается на заводе методом литья, ротоформовки или выдува из гранулированных полимеров. Уже проходит финальные испытания станок для изготовления литых алюминиевых деталей, например, опор двигателя для снегохода, который запустят в серию уже весной 2013 года. А через год-полтора планируется начать строительство цеха гальванизации — будут хромировать велорули и другие детали.
Фото: «Веломоторс»
Мало того, уже строится отдельный цех для литья алюминиевых деталей нового двигателя для квадроциклов и снегоходов, который будут производить по чертежам, технологиям и под строгим контролем одной немецкой фирмы, название которой пока, правда, не разглашается. Так что в обозримом будущем тайваньско-китайские друзья Stels будут огорчены известием о прекращении сотрудничества с ними в деле сборки квадроциклов — компания хочет значительно поднять качество своей продукции, переведя ее на новый, более надежный и технологичный силовой агрегат. А когда «Веломоторс» достроит и запустит собственный конструкторско-дизайнерский цех, может быть, эргономику и дизайн техники также удастся поднять на новый уровень.
Прямо с конвейера готовые квадрики попадают на диагностический стенд. Фото: «Веломоторс»
Прямо с конвейера готовые квадрики попадают на диагностический стенд. Фото: «Веломоторс»
Фото: «Веломоторс»
Ротоформовочная и термопластиковая установки делают пластиковые детали.
Фото: «Веломоторс»
Через 2–3 года завод планирует выпускать до 1 млн великов в год. Фото: «Веломоторс»