Гараж
Главная  /  Гараж  /  Завод Petronas в Турине. Наука быть лидером
[

Завод Petronas в Турине. Наука быть лидером

]
Завод Petronas в Турине.Наука быть лидером
Пожилой таксист, который вез меня из аэропорта Милана в Турин, оказался весьма словоохотливым. На смеси английского и итальянского он рассказывал о достопримечательностях Турина, своей семье, итальянской кухне и проблемах с эмигрантами… И о том, что его любимый автомобиль — Ferrari. При этом стрелка спидометра его Mercedes редко опускалась ниже 180 км/ч. Узнав, что целью моего приезда в Италию является завод PETRONAS, он прищелкнул языком: «Это большое, современное и важное для Турина предприятие. А еще PETRONAS является спонсором команды ‘‘Формулы-1”, я фанат этих гонок. А в России смотрят ‘‘Формулу-1”?» Смотрят, уверил я его. Да и PETRONAS у нас во многом знают благодаря этим гонкам.

PLI И ЕГО ЕВРОПЕЙСКИЙ ФОРПОСТ

Малазийская нефтегазовая компания PETRONAS была образована в 1974 году, и сегодня это крупнейшая международная структура с полным циклом: от добычи нефти до выпуска и реализации конечных продуктов. Но планы по интеграции в мировой бизнес должны были совместить, казалось бы, несовместимое — привести к консенсусу азиатский и европейский менталитеты. Тем не менее в PETRONAS подобный альянс считают очень удачным: работа двух разных компаний в одном направлении позволяет аккумулировать знания, что неизбежно сказывается на качестве выпускаемых продуктов. Главной европейской площадкой PETRONAS является компания PETRONAS Lubricants International, образованная в 2008 году. Но создание PLI происходило не с нуля: в 2008 г. PETRONAS приобрела FL Selenia Lubricants, компанию с более чем столетним опытом, принадлежавшую Fiat и занимавшуюся разработкой и производством смазочных материалов. Причем продукция FL Selenia Lubricants не только обеспечивала нужды концерна, но и была широко представлена на рынках смазочных материалов Европы и Латинской Америки.

Завод Petronas в Турине

Так совсем скоро будет выглядеть отдел моторных испытаний.

Штаб-квартира PETRONAS Lubricants International находится в в Турине, но офисы подразделения расположены на всех континентах, что сегодня делает компанию по-настоящему трансконтинентальной. Что касается реализации, то смазочные материалы PLI представлены в 84 странах мира, и это дает возможность максимально удовлетворить потребности клиентов независимо от их географического положения. Момент достаточно важный, так как продукты PETRONAS Lubricants International используются для первичной заливки на конвейерах крупнейших автопроизводителей, среди которых, к примеру, компания Mercedes, клиент весьма требовательный как к качеству продукции, так и к регулярности поставок. Всего же в мире у PLI более полусотни ключевых клиентов, для которых компания разрабатывает и производит моторные и трансмиссионные масла, жидкости для систем охлаждения и гидравлические жидкости. В мировой структуре PLI одиннадцать собственных производственных площадок, но есть и немало стратегических партнеров, производящих продукты по оригинальной рецептуре компании. Важно и то, что компания PETRONAS производит собственное базовое масло, причем на заводе в малазийской Малакке производится зарегистрированная товарная марка ETRO — масло группы III и III+, «база», отлично подходящая для производства полусинтетических и синтетических моторных масел. В Европе годовой объем производства PETRONAS Lubricants International составляет 200 000 тонн смазочных материалов, которые производятся на четырех заводах компании, но 50% всей продукции выпускается здесь, в Турине. Процесс смешивания ингредиентов для получения конечного продукта стандартен, но производство в Турине отличается как обилием наименований (более 120), так и разнообразием упаковок. Но, пожалуй, главный и самый интересный объект на туринской площадке PLI — это глобальный центр исследований и технологий, который сегодня переживает свое второе рождение.

PETRONAS и «Формула-1» имеют прочные ассоциации. Ранее компания работала с командами Sauber и Williams, сегодня — с чемпионской Mercedes AMG PETRONAS Motorsport.

НИЧТО НЕ ТОЧНО БЕЗ ОПЫТА

Это высказывание Леонарда да Винчи висит над входом в туринский центр исследований и технологий PETRONAS Lubricants International. Таких глобальных центров R&D в структуре PLI два — второй находится в Банги, в Малайзии. Кроме того, в Северной Америке, Бразилии, Китае и Южной Африке есть вспомогательные центры исследований и технологий, специализирующиеся в большей степени на индустриальных маслах и маслах для сельскохозяйственной техники. Все центры используют общую информационную базу, но доминантой в научно-исследовательской структуре PLI является центр исследований и разработок, расположенный в Турине. Лаборатории и испытательные стенды центра позволяют проводить абсолютно весь спектр работ: от контроля качества выпускаемой заводом продукции до перспективных разработок, в том числе по запросам автопроизводителей. Например, четыре года назад специалисты центра получили заказ от компании Iveco на создание маловязкого моторного масла, и в результате был разработан и произведен уникальный для грузовой техники продукт — масло PETRONAS Urania Next 0W-20, не только превосходно выполняющее свои основные функции, но и позволяющее существенно экономить топливо. Посещение центров, подобных тому, которым располагает PETRONAS Lubricants International, впечатляет, но, как правило, все они располагают одинаковым, хоть и самым современным, оборудованием и работают по стандартным циклам. Но сотрудники туринской площадки PLI сумели меня удивить. Все, о чем я говорил выше, касается старого центра исследований и разработок, в котором сейчас завершается процесс… нет, не реструктуризации или обновления — уже совсем скоро весь персонал центра (а это около 100 сотрудников) приступит к работе в новом, недавно построенном здании. И вот такого размаха, такого внимания к новым разработкам я не видел нигде! И не случайно глава подразделения моторных масел и спортивных программ и технологий PETRONAS Lubricants Italy S.p.A. Андреа Долфи говорил именно об этом, отвечая на вопрос о конкурентном преимуществе PETRONAS: «Самое важное состоит в том, что мы вкладываем средства в весь спектр научных и производственный программ. То есть смотрим в будущее на 360°. Не буду говорить от имени всех подразделений компании, но с точки зрения технологий мы не уступаем никому в мире. Здесь мы точно первые». И как символ торжества технологий PETRONAS в просторном холле нового центра красуется копия болида Mercedes AMG «Формулы-1» — малазийская компания не только титульный спонсор команды, которая четыре года подряд завоевывает чемпионский титул в «королевских» гонках, но и как технический партнер является полноценным соавтором тех самых побед. Но это лишь «парадный фасад» нового центра исследований и разработок. Помимо многопрофильных химических, аналитических и трибологических лабораторий, здесь огромные территории отведены для стендовых испытаний, в том числе с использованием технологий компании AVL. Только для испытаний двигателей, от мотоциклетных до больших дизельных, предусмотрено шесть залов, есть динамометрические стенды для измерения токсичности выхлопа, стенды, на которых можно испытывать двигатели вместе с трансмиссиями… Важно и то, что новый центр позволяет вывести на новый уровень одну из важных особенностей отдела R&D PETRONAS, а именно прямое сотрудничество с заказчиками, которые предоставляют свои двигатели для разработок оригинальных смазочных материалов.

В Турине расположен самый крупный из европейских заводов PLI.

НА ВЕРШИНЕ

Вершиной айсберга любого производства является конечный продукт, и PETRONAS Lubricants International есть чем гордится — бренд давно снискал популярность в большинстве стран. Россия, к сожалению, в этот список пока не входит, но маркетологи PETRONAS уверены, что это временное явление. Как и у многих ведущих компаний, производящих весь комплекс смазочных материалов, «кассу» здесь делают масла для сельскохозяйственной техники и индустриальные масла. Но и в других сегментах есть очень интересные продукты. Например, линейка моторных масел Syntium для легковых автомобилей, ставшая результатом разработок масла, предназначенного для двигателя Mercedes «Формулы-1». Отличительной чертой этого продукта является технология CoolTech, способствующая отводу тепла от внутренних деталей двигателя. В ходе испытаний масла PETRONAS Syntium с технологией CoolTech были подтверждены повышенная износостойкость кулачкового механизма, увеличенная на 60% стойкость к окислению и улучшенная на 30% защита от образования нагара на поршнях. Еще один интересный продукт PLI — моторное масло для коммерческого транспорта PETRONAS Urania с технологией ViscGuard, главной особенностью которого стала эффективная защита двигателя от отложений, проблемы, которая может существенно повлиять на срок службы двигателя. А для автопарков работоспособность подвижного состава крайне важна.

Исследования пока проходят в старом комплексе, а в новом завершается монтаж оборудования.

В цехе смешивания работают 12 блендеров.

Цех разлива продукции.

Склад вмещает около 15 млн литров продукции.

Это лишь два продукта из портфолио компании. И если, как было сказано выше, конечный продукт — это то, что оказывается видимой частью пирамиды, в основании которой научно-технический сектор и производство, то вершиной работы компании являются те инновации, которые она выводит на рынок. Джузеппе Д’Аригго, управляющий директор и CEO PLI, говорит об этом так: «Технологичность — вот что отличает бренд PETRONAS. Мы уделяем особое внимание совершенствованию собственных разработок. Наш богатейший опыт производства смазочных материалов позволяет создавать по-настоящему инновационные продукты и решения, отвечающие требованиям производителей техники и конечных потребителей».

Новый лабораторный комплекс — новые возможности для центра исследований и технологий PLI.

МЫ ГОТОВЫ К ЛЮБЫМ ВЫЗОВАМ

Интервью с главой подразделения моторных масел и спортивных программ и технологий PETRONAS Lubricants Italy S.p.A. Андреа Долфи.

— Часто говорят, что автоспорт — это лаборатория, которая в будущем позволит развивать и «гражданские» проекты. Можно ли об этом говорить применительно к смазывающим материалам?

— Это и так, и не так. Например, требования FIA к топливу, применяемому в «Фор­муле-1», очень строгие, а вот с химическими соединениями моторных масел и других технологических жидкостей мы вольны экспериментировать. И с «Формулой-1» мы сотрудничаем в том числе и потому, что работа над улучшением продукта, используемого в гонках, помогает нам в разработках продуктов для массового потребления. Кроме того, двигатели для «Формулы-1» — это вершина технологий, как в моторостроении, так и в металлургии и других смежных областях. А это значит, что, сотрудничая с «Формулой-1», мы всегда можем отслеживать новые тенденции. Например, мотористы в «Формуле-1» могут себе позволить использовать перспективные, но очень дорогие покрытия на поверхностях деталей двигателя, такие, которые в широкомасштабном производстве появятся еще нескоро. Но мы уже сейчас должны разработать для таких двигателей соответствующее масло. И когда подобная технология из «Формулы-1» перейдет на конвейер, мы уже будем готовы обеспечить производство своим продуктом.

— Насколько сложно вам реагировать на изменения технических требований в «Формуле-1»?

— Это, безусловно, является серьезным вызовом. Судите сами, на смену большим атмосферным моторам в «Формулу-1» пришли 1,6‑литровые турбированные двигатели, имеющие соизмеримую мощность, но работающие в более жестком тепловом режиме. И нам нужно было создать такой продукт, который не только должным образом защищает механизм, но и способствует улучшению характеристик двигателя.

— Не с этим ли связаны работы, в результате которых появилась технология CoolTech?

— Абсолютно верно, эта технология стала результатом наших разработок для «Формулы-1». И возможность улучшить теплоотдачу двигателя положительно влияет на увеличение скорости автомобиля. Если нам удается наилучшим образом отводить тепло, то можно уменьшить размер радиаторов системы охлаждения. А значит, сама машина будет более компактной, что даст дополнительные возможности специалистам по аэродинамике. Но я хотел бы дополнить ответ на предыдущий вопрос. По новым техническим требованиям команды «Формулы-1» могут в течение сезона использовать всего три двигателя, лимит, за превышение которого налагаются штрафные санкции. Поэтому надежность моторов приобрела особое значение. И мы в наших разработках должны это учитывать.

— В каких еще дисциплинах автоспорта используются специальные продукты PETRONAS?

— Если ключевым словом является «специальные», то это только «Формула-1» для которой мы разрабатываем моторные и трансмиссионные масла, гидравлические жидкости, жидкости для охлаждения двигателя и гибридной составляющей. Наша работа в «Формуле-1» является прекрасной демонстрацией наших возможностей в области новых технологий. Но мы, к примеру, давно сотрудничаем с командой Iveco, выступающей в ралли-рейдах. В грузовиках команды применяются исключительно продукты PETRONAS — от моторных и трансмиссионных масел до жидкостей в бочках омывателей стекла, и все это самые обычные коммерческие продукты. Если в первом случае мы демонстрируем наш научный потенциал, то во втором показываем, что наша «гражданская» продукция способна выдержать экстремальные условия марафонов «Дакар». Резюмируя, скажу так: «Формула-1» для нас является лабораторией, в результате работ в которой мы получаем продукты для последующего использования на рынке. И эти же продукты мы затем с успехом можем использовать и на трассах гонок.

— Мировой тренд ближайшего будущего — электромобили. Компания PETRONAS наверняка активно работает в этом направлении. В связи с этим нет ли планов участия компании в Formula E?

— Здесь мой ответ будет достаточно пространным. Начну с электромобилей, для которых самой важной характеристикой является автономный пробег. Его величина во многом зависит от температуры батареи. Мы сейчас активно занимаемся подбором химических соединений, способных эффективно охлаждать и батарею, и инвертор. Сегодня активно развиваются и гибриды, и в этом направлении мы тоже активно работаем. Охлаждение батареи здесь не имеет такого большого значения, как в электромобиле, но проблем от этого не меньше. Представьте себе, что вы обладаете достаточно совершенным гибридным автомобилем с запасом хода на электродвигателе в пределах 100 км. Вы ездите по городу на электротяге, а затем выезжаете на автомагистраль и разгоняетесь до скорости в 100 км/ч. В этот момент запас электричества в батарее кончается и включается бензиновый двигатель. Холодный двигатель, который должен потреблять больше топлива, чтобы как можно быстрее прогреться. И вот здесь наше масло должно эффективно работать для защиты двигателя. Теперь о Formula E, и это очень хороший вопрос. В «Формуле-1» мы занимаемся вопросами и охлаждения самой батареи, и всей электрической составляющей гибридной системы, включая систему рекуперации энергии. Так что мы уже обладаем достаточными знаниями в области охлаждения электрических систем и технически полностью готовы участвовать в Formula E. Дело только за специалистами по маркетингу и руководством компании.