Top.Mail.Ru
Защищай и властвуй: как работают системы активной безопасности

Защищай и властвуй: как работают системы активной безопасности

фото: Nissan / 11.09.2015
Фраза о том, что автомобиль является источником повышенной опасности, стала настолько банальной, что воспринимается весьма абстрактно. Во всяком случае, до самого момента аварии…

Станислав Шустицкий

НЕ ДОВОДЯ ДО ПРЕДЕЛА…

Когда речь заходит о безопасности автомобиля, мы в первую очередь интересуемся количеством звезд, которое он получил в «системе координат» Euro NCAP. А затем более пристальное внимание обращаем на безопасность пассивную, то есть на те моменты,  которые позволят сберечь жизнь в случае аварии. И это, в принципе, правильно. Если, к примеру, говорить об автомобилях Nissan, то своим успехом на рынке такие модели, как Qashqai и X-Trail, в немалой степени обязаны и тому факту, что в прошлогоднем рейтинге Euro NCAP они получили пять звезд из пяти возможных. Конструкция кузова с точки зрения деформации элементов, гасящих энергию удара, наличие подушек безопасности и другие атрибуты пассивной безопасности в семействе автомобилей Nissan присутствуют и со своими функциями хорошо справляются. В то же время любой настоящий инструктор школы контраварийной подготовки скажет, что цель занятий в подобных учебных заведениях — минимизировать вероятность самой аварии. Аналогичный подход исповедуют и разработчики автомобилей: первоочередной задачей должно стать безопасное управление. И вот лишь некоторые из систем безопасности Nissan, действия которых водители часто не замечают, в то время как эти системы делают поездку комфортной, а нередко и помогают избежать аварии. Причем о последнем водитель опять же не всегда догадывается.

Защищай и властвуй: как работают системы активной безопасности

Схема работы системы Active Trace Control

ПОД КОНТРОЛЕМ

Что касается инженерной части систем безопасности Nissan, то большинство применяемых здесь инноваций входили в соответствующий пакет разработок для моделей класса премиум — автомобилей Infiniti. Если же схематично представить работу тех самых систем, то ключевым словом здесь является «коммуникация», которая осуществляется через CAN-шину. Сигналы с датчиков, отслеживающих как положение самого автомобиля, так и действия водителя, направляются в соответствующие блоки управления, команды от которых передаются к исполнению в модуль контроля шасси. Так, к примеру, работает система помощи при прохождении поворотов (Active Trace Control). На входе в поворот датчики сигнализируют о скорости автомобиля, угле поворота рулевого колеса (оценка намерений водителя), угловых скоростях каждого из колес, ускорении вокруг вертикальной оси автомобиля… Блоки управления, включая и модуль управления полным приводом, выдают команды, обеспечивающие прохождение поворота по оптимальной, с точки зрения безопасности, траектории. Скорость на входе слишком высока, и автомобиль не вписывается в поворот? Система полного привода добавит момент на заднюю ось, а давление в тормозной системе, даже в случае недостаточного усилия на педали тормоза, обеспечит эффективное замедление (аналогичным образом эта система работает и при экстренном торможении). На дуге поворота продолжает развиваться недостаточная поворачиваемость? Система Active Trace Control, действуя через ABS, подтормозит внутренние по отношению к повороту колеса, «заправив» автомобиль в поворот. Такой же эффект вы получите и в случае энергичного разгона на апексе поворота, когда сила инерции пытается увести автомобиль наружу. На входе в поворот начал развиваться занос? Момент на задней оси будет снижен, а система ATC с учетом угла поворота рулевого колеса и угловых скоростей колес оптимально распределит тормозные усилия, что позволит избежать рысканья автомобиля.

Защищай и властвуй: как работают системы активной безопасности

Пример работы системы помощи при движении на повороте (состояние разгона на повороте). Когда автомобиль разгоняется на повороте, тормозные силы прилагаются только к колесам с внутренней стороны поворота для минимизации действий по управлению рулем

Защищай и властвуй: как работают системы активной безопасности

Пример управления системой помощи в стабилизации на повороте (состояние быстрого перестроения). При быстром перестроении автомобиля в другой ряд, тормозная сила прикладывается к колесам последовательно с правой или левой внутренней стороны поворота для стабилизации перемещения кузова

Наверняка некоторые из вас встречались с ситуацией, когда автомобиль начинает «разматывать» на скользкой дороге при ваших попытках воспрепятствовать заносу. Кстати, именно на скользком покрытии эффект работы Active Trace Control наиболее заметен и эффективен. Не менее успешно система Active Trace Control помогает и в случае маневрирования при быстром перестроении, моментально перебрасывая тормозные усилия на внутренние колеса, избегая все того же рысканья. В «ниссановской» системе Active Trace Control есть и еще одна очень полезная функция, помогающая водителю как при движении автомобиля по пересеченной местности, так и при резких перестроениях: контроль над вертикальным перемещением кузова (Body Motion Control). Система оценивает амплитуду вертикальных колебаний и, не допуская их пиковых величин, задействует систему ABS и регулирует тягу двигателя.

И УДОБНО, И ПОЛЕЗНО

И опять же повышает уровень безопасности. Это уже о программе Nissan Safety Shield. О системе помощи при экстренном торможении уже было сказано выше, но в «ниссановских» пакетах есть и функция предупреждения о возможном столкновении. Радар в переднем бампере обнаружит следующий в попутном направлении автомобиль, оценит разницу в скоростях, предупредит звуковым сигналом о критической дистанции, а при необходимости задействует тормозную систему. Не менее полезны системы мониторинга слепых зон, контроля движения в занимаемой полосе, распознавания движущихся объектов при движении задним ходом. А на наших «слепых» загородных шоссе весьма кстати придется система автоматического переключения дальнего света на ближний… И все это далеко не полный набор. Что ж, автомобиль по-прежнему является источником повышенной опасности, и пытаться абстрагироваться от этого — не более чем уподобиться страусу, прячущему голову в песок. А потому весь комплекс систем, повышающих безопасность, не стоит считать роскошью. Как не стоит всерьез относится и к доводам тех, кто считает, что современный автомобиль с его обилием электронных систем не оставляет места для «творчества» водителя.

Защищай и властвуй: как работают системы активной безопасности

«Ниссановские» системы активной безопасности в большинстве случаев действуют незаметно для водителя, но при этом обеспечивают полный контроль над автомобилем

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное