Фраза о том, что автомобиль является источником повышенной опасности, стала настолько банальной, что воспринимается весьма абстрактно. Во всяком случае, до самого момента аварии…
Станислав Шустицкий
НЕ ДОВОДЯ ДО ПРЕДЕЛА…
Когда речь заходит о безопасности автомобиля, мы в первую очередь интересуемся количеством звезд, которое он получил в «системе координат» Euro NCAP. А затем более пристальное внимание обращаем на безопасность пассивную, то есть на те моменты, которые позволят сберечь жизнь в случае аварии. И это, в принципе, правильно. Если, к примеру, говорить об автомобилях Nissan, то своим успехом на рынке такие модели, как Qashqai и X-Trail, в немалой степени обязаны и тому факту, что в прошлогоднем рейтинге Euro NCAP они получили пять звезд из пяти возможных. Конструкция кузова с точки зрения деформации элементов, гасящих энергию удара, наличие подушек безопасности и другие атрибуты пассивной безопасности в семействе автомобилей Nissan присутствуют и со своими функциями хорошо справляются. В то же время любой настоящий инструктор школы контраварийной подготовки скажет, что цель занятий в подобных учебных заведениях — минимизировать вероятность самой аварии. Аналогичный подход исповедуют и разработчики автомобилей: первоочередной задачей должно стать безопасное управление. И вот лишь некоторые из систем безопасности Nissan, действия которых водители часто не замечают, в то время как эти системы делают поездку комфортной, а нередко и помогают избежать аварии. Причем о последнем водитель опять же не всегда догадывается.
Схема работы системы Active Trace Control
ПОД КОНТРОЛЕМ
Что касается инженерной части систем безопасности Nissan, то большинство применяемых здесь инноваций входили в соответствующий пакет разработок для моделей класса премиум — автомобилей Infiniti. Если же схематично представить работу тех самых систем, то ключевым словом здесь является «коммуникация», которая осуществляется через CAN-шину. Сигналы с датчиков, отслеживающих как положение самого автомобиля, так и действия водителя, направляются в соответствующие блоки управления, команды от которых передаются к исполнению в модуль контроля шасси. Так, к примеру, работает система помощи при прохождении поворотов (Active Trace Control). На входе в поворот датчики сигнализируют о скорости автомобиля, угле поворота рулевого колеса (оценка намерений водителя), угловых скоростях каждого из колес, ускорении вокруг вертикальной оси автомобиля… Блоки управления, включая и модуль управления полным приводом, выдают команды, обеспечивающие прохождение поворота по оптимальной, с точки зрения безопасности, траектории. Скорость на входе слишком высока, и автомобиль не вписывается в поворот? Система полного привода добавит момент на заднюю ось, а давление в тормозной системе, даже в случае недостаточного усилия на педали тормоза, обеспечит эффективное замедление (аналогичным образом эта система работает и при экстренном торможении). На дуге поворота продолжает развиваться недостаточная поворачиваемость? Система Active Trace Control, действуя через ABS, подтормозит внутренние по отношению к повороту колеса, «заправив» автомобиль в поворот. Такой же эффект вы получите и в случае энергичного разгона на апексе поворота, когда сила инерции пытается увести автомобиль наружу. На входе в поворот начал развиваться занос? Момент на задней оси будет снижен, а система ATC с учетом угла поворота рулевого колеса и угловых скоростей колес оптимально распределит тормозные усилия, что позволит избежать рысканья автомобиля.
Пример работы системы помощи при движении на повороте (состояние разгона на повороте). Когда автомобиль разгоняется на повороте, тормозные силы прилагаются только к колесам с внутренней стороны поворота для минимизации действий по управлению рулем
Пример управления системой помощи в стабилизации на повороте (состояние быстрого перестроения). При быстром перестроении автомобиля в другой ряд, тормозная сила прикладывается к колесам последовательно с правой или левой внутренней стороны поворота для стабилизации перемещения кузова
Наверняка некоторые из вас встречались с ситуацией, когда автомобиль начинает «разматывать» на скользкой дороге при ваших попытках воспрепятствовать заносу. Кстати, именно на скользком покрытии эффект работы Active Trace Control наиболее заметен и эффективен. Не менее успешно система Active Trace Control помогает и в случае маневрирования при быстром перестроении, моментально перебрасывая тормозные усилия на внутренние колеса, избегая все того же рысканья. В «ниссановской» системе Active Trace Control есть и еще одна очень полезная функция, помогающая водителю как при движении автомобиля по пересеченной местности, так и при резких перестроениях: контроль над вертикальным перемещением кузова (Body Motion Control). Система оценивает амплитуду вертикальных колебаний и, не допуская их пиковых величин, задействует систему ABS и регулирует тягу двигателя.
И УДОБНО, И ПОЛЕЗНО
И опять же повышает уровень безопасности. Это уже о программе Nissan Safety Shield. О системе помощи при экстренном торможении уже было сказано выше, но в «ниссановских» пакетах есть и функция предупреждения о возможном столкновении. Радар в переднем бампере обнаружит следующий в попутном направлении автомобиль, оценит разницу в скоростях, предупредит звуковым сигналом о критической дистанции, а при необходимости задействует тормозную систему. Не менее полезны системы мониторинга слепых зон, контроля движения в занимаемой полосе, распознавания движущихся объектов при движении задним ходом. А на наших «слепых» загородных шоссе весьма кстати придется система автоматического переключения дальнего света на ближний… И все это далеко не полный набор. Что ж, автомобиль по-прежнему является источником повышенной опасности, и пытаться абстрагироваться от этого — не более чем уподобиться страусу, прячущему голову в песок. А потому весь комплекс систем, повышающих безопасность, не стоит считать роскошью. Как не стоит всерьез относится и к доводам тех, кто считает, что современный автомобиль с его обилием электронных систем не оставляет места для «творчества» водителя.
«Ниссановские» системы активной безопасности в большинстве случаев действуют незаметно для водителя, но при этом обеспечивают полный контроль над автомобилем