Гараж
Главная  /  Гараж  /  В поисках заряда. Часть 2

В поисках заряда.
Часть 2

В прошлом номере мы рассказывали о быстрых способах запуска двигателя при «умершей» АКБ. И лучше всего, на мой взгляд, с этой задачей справляются удобные и компактные аккумуляторные «пускачи»

. Но при всей своей эффективности стопроцентную гарантию запуска такие приборы дать не в состоянии. И даже при удачном пуске мотора не устраняется главная проблема — аккумулятор автомобиля не заряжается полностью

Фото автора

То есть успешно «прикурив» и заглушив через полчаса мотор, при следующем запуске можно снова потерпеть фиаско. И, как упоминалось ранее, даже ежедневные поездки (в особенности кратковременные) не способны восстановить АКБ до конца. Поэтому списывать со счетов зарядные устройства, работающие от сети, никак нельзя. Производители для этих целей предлагают абсолютно разные решения, позволяющие как просто запустить двигатель, так и полностью зарядить аккумуляторную батарею. «Сетевые» зарядные устройства отличаются по принципу действия, по времени заряда и по удобству. Сами приборы можно условно разделить на автоматические, требующие длительной зарядки, ЗУ с ускоренным режимом, а также пуско-зарядники с высоким пусковым током, способные за считанные секунды запустить мотор. В качестве дополнения к этому списку мы решили добавить бензогенератор, который может сделать процесс зарядки абсолютно автономным.

АВТОМАТИЧЕСКИЕ ЗАРЯДНЫЕ УСТРОЙСТВА

SMART POWER SP-8N. ЦЕНА: 2650 Р. BOSCH C7. ЦЕНА: 4600 Р.

Smart Power SP-8N. Интуитивно понятное и простое зарядное устройство

Среди классических зарядных устройств наиболее удобными, на мой взгляд, являются полностью автома-тические приборы. Хоть и времени на зарядку может по-требоваться немало (от 2 до 10 часов и более), главное их достоинство — не нужно постоянно контролировать процесс зарядки. Выбранные устройства очень похожи между собой, компактны и предельно просты в использовании. В обоих ЗУ присутствует режим «импульсного заряда»: эта функция включается автоматически и призвана «оживить» сильно посаженную АКБ. Также в обоих устройствах есть функция «источника питания» (для питания потребителей 12 В). Но если у Bosch для этих целей служат только зажимы, то в наборе Smart Power присутствуют различные коннекторы, в числе которых есть и гнездо прикуривателя. Приятной особен-ностью гаджетов оказалась возможность подзарядки АКБ без ее отсоединения от бортовой сети автомобиля. Но для режима регенерации (десульфатации) штатные клеммы электропроводки снять все же придется. Эти режимы можно выбрать вручную (в этом случае должны восстанавливаться характеристики АКБ, если она была разряжена в течение длительного времени, после чего на ее пластинах наблюдается чрезмерная сульфатация).

Плюсы:

Возможность зарядки большинства типов АКБ, компактность, простота в использовании, наличие режима регенерации (десульфатации), защита от короткого замыкания.

SMART POWER SP-8N

Плюсы:

В комплектацию включен набор коннекторов, возможность зарядки АКБ через гнездо прикуривателя.

Минусы:

Пластиковая изоляция «крокодилов», короткие провода.

BOSCH C7

Bosch C7 не менее удобен, выполнен добротнее, а его провода длиннее. Но и цена — заметно выше

Плюсы:

Наличие предохранителя в цепи, подходит для АКБ с напряжением 24 В, длинные провода с обрезиненными зажимами, есть крепление на стену.

Минусы:

Высокая цена, отсутствие в комплектации разъема гнезда прикуривателя.

Подобные устройства подойдут большинству автовладельцев в качестве средства поддержания АКБ в рабочем состоянии и его восстановления.

ПУСКО-ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО AIRLINE AJS-80-01. ЦЕНА: 3800 Р.

Airline AJS-80-01 может как «оживить» АКБ, так и выступить в роли «пускача»

Это устройство уже совершенно другого класса:  в первую очередь оно предназначено для быстрого запуска двигателя. Несмотря на то, что на панели управления есть одна-единственная кнопка включения и амперметр, Airline может использоваться и как «пускач», и как зарядное устройство в одном и том же режиме. В качестве эксперимента с первого раза был успешно заведен автомобиль с 1,7-литровым мотором и посаженным «в ноль» аккумулятором (напряжение АКБ с нагрузочной вилкой стремилось к нулю). Алгоритм действия запуска прост: подсоединяем сначала «плюс», затем «минус» к заводским клеммам автомобиля, после чего подключаем устройство к сети 220 В, переводим кнопку в положение 1 и ждем 2 минуты, чтобы АКБ немного восстановилась. Далее — запуск. Но хоть в инструкции указана максимальная емкость батареи 500 Ач, есть вероятность, что максимального выходного тока (80 А) может не хватить для прокрутки коленвала двигателя с большим объемом, по крайней мере с первого раза. Если попытка пуска (не более 30 секунд) была неудачной, нужно подождать еще 2 минуты и повторить запуск. Если и так не выходит, то необходима более длительная зарядка АКБ. В режиме заряда — то же самое, только минусовую клемму автомобиля рекомендуется отключать от бортовой сети. Как только стрелка амперметра приблизилась к зеленой зоне, нужно подождать еще 15–30 минут и отключить устройство. Производитель не указывает точных данных по времени заряда различных АКБ, правда указан один пример: аккумулятор емкостью 60 Ач должен зарядиться через 30–60 минут(в зависимости от состояния АКБ). Но быстрый запуск все же удобнее производить аккумуляторными устройствами, а зарядку — более эффективными автоматическими ЗУ, так как в данном случае не достигается стопроцентный заряд АКБ.

Плюсы:

Возможность быстрого запуска двигателя, режим быстрой зарядки, простота в использовании, качественные провода с мощными зажимами.

Минусы:

Отсутствие автоматического режима зарядки АКБ, для запуска объемных двигателей может потребоваться некоторое время, необходима сеть 220 В.

Удобное, простое и универсальное устройство, совмещающее в себе функции быстрого запуска и зарядки.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПУСКО-ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО HELVI SPEEDY 430. ЦЕНА: 10 000 Р.

Helvi Speedy 430 — профессиональный, а не любительский инструмент. Отличный вариант для автосервиса

Подобные пуско-зарядные устройства предназначены в первую очередь для использования в автомастерских и небольших предприятиях. Из-за ручного управления и высоких пусковых и зарядных токов данный аппарат лучше доверять только квалифицированному персоналу — автоматической зарядки, не требующей контроля, здесь нет. Зато есть 4 режима заряда, в том числе ускоренный (28 А), а также режим с весьма мощным стартовым током запуска (350 А), что поможет при запуске двигателя практически любой легковушки. Аппарат подходит для аккумуляторов с напряжением 12 и 24 В, имеет функцию защиты от перегрузок и изменения полярности.

Плюсы:

Наличие разных режимов заряда, включая ускоренный; возможность быстрого пуска с большим стартовым током; мощные провода и зажимы.

Минусы:

Большие масса и габариты, отсутствие автоматического режима заряда АКБ.

Отличный образец пуско-зарядного устройства для автосервиса.

БЕНЗОГЕНЕРАТОР PRORAB 800. ЦЕНА: 3500 Р.

Бензогенератор Prorab 800. Подобная техника может неплохо выручить: например, «оживить» севший вдали от цивилизации аккумулятор

Перед нами электрогенераторная однофазная установка, оснащенная двухтактным двигателем воздушного охлаждения. Этот агрегат уже относится к автономным источникам питания. Разве что автономность здесь, пожалуй, еще более ярко выражена, чем у аккумуляторных «пускачей» — были бы запасы бензина с маслом. Используются подобные генераторы в основном в качестве резервных источников питания для дачи или для поездок на природу. В зависимости от запросов подбирается подходящая по мощности модель. Максимальная мощность тестируемого инструмента составляет 800 Вт. Этого мне, к примеру, хватило для запуска «болгарки» той же мощности. Сам генератор выдает как переменный (220 В, 50 Гц), так и постоянный (12 В, 8,3 А) ток. Последний как раз и должен обеспечить севшую АКБ необходимым зарядом. Так, в теории, если аккумулятор с емкостью 60 Ач разряжен наполовину, то на его полную зарядку током 8,3 А должно уйти примерно 3,5 часа. И, конечно же, перед покупкой или использованием подобного инструмента необходимо ознакомиться с его инструкцией. Например, конструкция данного генератора не предусматривает зарядку АКБ с емкостью более 80 Ач. И еще нужно понимать, что такая зарядка не ведется в автоматическом режиме, а скачки и перепады напряжения на бюджетных бензогенераторах бывают довольно сильными (в тестируемом образце напряжение стабилизировалось при его значительной нагрузке). Поэтому, если приходится часто оказываться вдали от цивилизации, безопаснее использовать специальные зарядные устройства для АКБ, которые подключаются непосредственно к 220-вольтовой сети устройства. Причем лучше такую процедуру проводить на инверторном генераторе: цена у него обычно выше, зато напряжение в сети более стабильное, да и расход топлива меньше. Главное рассчитать потребляемую мощность ЗУ: традиционные зарядные устройства потребляют в среднем от 100 до 200 Вт, а если есть функция ускоренного режима — то 1200–1500 Вт и больше.

Плюсы:

Полная автономность (при наличии топлива), возможность подключения различных электроприборов, низкая цена.

Минусы:

Перепады напряжения при малой нагрузке, нежелательное подключение требовательных к качеству тока электроприборов, отсутствие автоматического режима заряда АКБ.

Неплохой способ зарядить АКБ, если приходится часто бывать вдали от цивилизации.

  SMART POWER SP-8N BOSCH C7 AIRLINE AJS-80-01 HELVI SPEEDY 430
Минимальный остаточный заряд АКБ, В 2,0 7,5 - -
Сила пускового тока, А - - 80 350
Напряжение заряда, В 14,4; 14,7; 17

14,4; 14,7; 16,5

28,8; 29,4

14–14,5

12–24

Габаритные размеры, ДхШхВ, мм 220х95х60

 

197х108х65

290х110х170 245х250х435
Вес, кг 0,9

 

-

3,2 13,5
Максимальный ток зарядки, А 8

 

7

- 28
Тип зарядки / Защита от неправильного подключения Автомат./ есть

 

Автомат./ есть

Ручной / — ручной/ есть
Потребляемая мощность, Вт -

 

0,135

1,300 0,700
Длина проводов (питание + зарядка), м 1,2 + 1,6

 

1,90 + 1,90

1,50 + 1,75 1,80 + 2,10

 

  БЕНЗОГЕНЕРАТОР PRORAB 800
Мощность двигателя, л. с. 2
Расход топлива, л/ч 0,55
Максимальная мощность, кВт 0,8
Система пуска Ручной стартер
Размеры, мм 385x315x336
Напряжение, В 220/12
Емкость заряжаемой АКБ, Ач До 80
Объем бака, л 4
Масса, кг 19
Длина проводов, м 0,5

ВЕРДИКТ

Полностью универсальных методов решить проблему разряженной АКБ не существует. В каждом случае хорош свой подход. В условиях сервиса, в котором обслуживается большое количество автомобилей, лучше использовать профессиональные пуско-зарядные средства. Если автомобиль хранится в гаражных условиях, а вблизи всегда доступна бытовая сеть, то стоит присмотреться к пуско-зарядному устройству с режимом ускоренного заряда. Охотники-рыболовы могут обратить внимание на компактные бензогенераторы, которые могут спасти севшую АКБ и обеспечить электричеством место стоянки.

Лучшее решение для рядового автолюбителя, на мой взгляд, — иметь в запасе компактный стартовый бустер, пусковые провода и автоматическую зарядку от бытовой сети. Бустер дает возможность запустить двигатель, когда рядом никого нет, а также может заряжать мобильные устройства. Пусковые провода спасут при наличии «донора» — их эффективность по-прежнему крайне высока. Автоматические ЗУ способны поддерживать АКБ в полностью заряженном состоянии, что минимизирует вероятность разряда — для этого нужно минимум 1–2 раза в год проводить полную зарядку аккумулятора. Но при любом выборе главное не забывать, что любой способ запуска и зарядки АКБ требует предельной аккуратности и четкого соблюдения инструкций по использованию устройств.