Гараж
Главная  /  Гараж  /  В поисках заряда

В поисках
заряда

Пожалуй, севший в самый неподходящий момент аккумулятор в автомобиле - одна из тех проблем, которые наиболее часто случаются с автомобилистами в зимний период. Но подобные неурядицы могут стать лишь минутным неудобством, если знать, как в этих случаях поступать

Фото автора

Чтобы быть максимально объективными, мы решили рассмотреть все возможные способы борьбы с разрядившимся аккумулятором, какие смогли найти. И поводом к такому обзору послужило желание разобраться в самих проблемах: почему разряжается АКБ, что в таких случаях делать и как этого избежать.

Понятно, что для решения этих задач существует множество различных устройств, созданных как для запуска двигателя, так и для зарядки аккумуляторной батареи. На рынке представлено такое разнообразие этих устройств, что обывателю немудрено запутаться. Какой из них лучшеи в каких условиях? Для удобства от каждого типа мы взяли по устройству, испытали его, а после выявили его слабые и положительные стороны, а также обрисовали его прямое предназначение.  В этот раз рассмотрим способы запуска двигателя, если под рукой нет розетки бытовой сети в 220 В.

Но для начала стоит ответить на главный вопрос: почему, казалось бы, совсем недавно заводившийся автомобиль в самый ответственный момент подводит своего владельца? Что самое интересное, такая беда может случиться с полностью исправным автомобилем. В чем же дело? Все дело в том, что любой аккумулятор со временем неизбежно разряжается, и чем хуже условия, тем быстрее этот процесс протекает. К примеру, полностью заряженный аккумулятор, не подключенный к бортовой сети автомобиля, теряет допустимые 30–40% емкости в среднем за 4–6 месяцев. Если же АКБ установлена на автомобиль, то за счет токов утечки это время сокращается вдвое — до 2–3 месяцев. Если же установлена нештатная сигнализация, то такой же разряд (30 %) может произойти уже через 1,5 месяца, а при сильных морозах — и вовсе через пару недель. Но даже если автомобиль используется каждый день, АКБ почти никогда не заряжается полностью. Особенно это касается систематических «недозарядов»: если владелец совершает каждый день кратковременные поездки, то разряжаемая при запуске двигателя АКБ просто не успевает так быстро «восстановиться» до прежнего уровня. И зимнее время становится особо рискованным периодом, когда степень разряженности АКБ составляет 70–75 %. Добавим к этому недельный простой автомобиля в мороз, и тех 40–60 % емкости АКБ, которые еще позволяют запустить мотор в теплое время года, уже может не хватить на прокрутку стартером замерзшего двигателя. В этих случаях могут помочь различного рода пусковые устройства или традиционное «прикуривание». Но чтобы не возникало подобных сюрпризов, оптимальным решением будет принудительная зарядка АКБ от сети пару раз в год. Теперь же рассмотрим отдельно каждый из способов. Для начала упомянем наиболее традиционные методы «оживления» железного коня.

С ТОЛКАЧА

Если с понятием «кривой стартер» молодое поколение знакомо лишь понаслышке, то способы запуска ДВС автомобиля с помощью буксира или живой человеческой силы — точно известны, а может, даже испробованы. Метод этот, хоть и имеет право на существование, но с большими оговорками. Если лет 50 назад таким образом можно было завести практически любой двигатель, то сейчас далеко не каждое средство передвижения потерпит над собой такое издевательство. В первую очередь это касается автомобилей с автоматическими трансмиссиями. Хоть и здесь существуют исключения, риск от попытки завести таким образом двигатель крайне высок. Но и с «механикой» не все так просто: завести мотор у современного автомобиля с инжекторным двигателем возможно, но только при условии не полностью «посаженной» АКБ: заряда батареи должно хватать на работу бензонасоса, форсунок, а также подачу энергии на катушки зажигания. Если заряд допустимый, то на 3–4 передаче при включенном зажигании запуск должен произойти без проблем.

Плюсы: Отсутствие каких-либо дополнительных устройств.

Минусы: Наличие тягача либо дополнительной человеческой силы, недопустимость использования на многих современных автомобилях.

Возможный, но крайне нежелательный способ запуска, требующий аккуратности и подготовки.

«ПРИКУРИВАНИЕ»

Наверное, самый популярный способ «подзарядиться». Еще бы! Ведь затраты минимальны (нужны лишь исправные провода), а положительный результат практически гарантирован: главное — найти здорового «донора». Но даже при такой, казалось бы, элементарной операции нужно соблюдать ряд правил. «Что тут думать! Завел мотор, плюс к плюсу, минус к минусу. И все, запускай!» — скажут добрая половина автолюбителей и будут правы. Но лишь отчасти. Каюсь, второпях самому приходилось действовать столь «быстрым» способом. Но в этом случае сохранность проводки и автомобиля-донора, и «пациента» гарантировать никто не сможет. О чем, кстати, нередко сообщается в инструкциях по эксплуатации. Как же правильно «прикуривать»?

Вариант первый — когда аккумулятор подсел несильно. В этом случае на автомобиле с исправной АКБ необходимо снять все заводские клеммы, предварительно дав ему поработать на холостых оборотах около 10 минут. После этого, соблюдая полярность (плюс к плюсу, минус к минусу), подключить провода к клеммам разряженного АКБ, причем минусовой (черный) провод лучше подключать к блоку двигателя. После чего подождать пару минут, пока севшая АКБ зарядится, и произвести запуск. После этого провода отключаются сначала от «прикуриваемой» АКБ (первым — минусовой провод), а затем от «донорской».

Экспресс-зарядка крайне удобна. Но заряжаться севшая АКБ может весьма долго

Случай второй — если АКБ сильно разряжена. В этот раз снимаем клеммы уже с заряжаемого АКБ, а провода подключаем в той же последовательности, но на этот раз вместо блока двигателя «минус» подсоединяем к минусовой клемме севшего АКБ. Далее заводим автомобиль-донор, даем ему поработать 15–20 минут, после чего глушим мотор, отсоединяем провода, подсоединяем клеммы на заряжаемом АКБ и пробуем запустить мотор. Не вышло? Тогда возвращаемся к первому способу.

Пусковые провода до сих пор остаются одним из самых надежных способов

ПУСКОВЫЕ ПРОВОДА — SMART POWER SP-400. ЦЕНА: 1000 Р.

Помимо хорошей морозостойкой изоляции, удобных «крокодилов» и достаточной длины эти провода оборудованы специальным блоком-подсказкой. Казавшаяся поначалу ненужным дополнением, эта вещица может быть весьма полезной. Во-первых, расположенные на блоке индикаторы сообщают о степени зарядки как севшей АКБ, так и АКБ автомобиля-донора. Второй плюс — наличие индикатора неправильного подключения.

Плюсы: Доступность, долговечность, простота использования, вероятность запуска крайне высока (при наличии второго исправного автомобиля).

Минусы: Необходим автомобиль-донор, риск повреждения электропроводки при неправильном подключении, не всегда есть возможность подъехать близко для «прикуривания».

Практически гарантированный и дешевый способ запуска автомобиля.

ЭКСПРЕСС-ЗАРЯДКА CAR-TO-CAR — SMART POWER SP-CAR. ЦЕНА: 950 Р.

Но есть еще один способ «прикуривания». В отличие от пусковых проводов, где зарядный ток идет по мощным жгутам почти напрямую от АКБ к АКБ, здесь заряд поступает по тонкому проводку через… гнезда прикуривателей! Запустил мотор питающего автомобиля, подключил штекеры в гнезда прикуривателей и сиди, жди, когда индикатор на приборе покажет полную зарядку. По удобству это едва ли не самый простой из всех способов подзарядки. Но что касается эффективности, то, прямо скажем, этот девайс сложно приравнять к пусковым проводам: при сильно посаженной АКБ (при напряжении ниже 7 В) время ее зарядки может достичь целого часа. Зато, как уверяет производитель, все предельно безопасно. А в том случае, когда АКБ разряжена несильно и ее напряжение упало лишь до 10–11 В, время зарядки может сократиться и вовсе до 10–15 минут.

Плюсы: Простота и безопасность использования, наличие индикатора зарядки и вольтметра, длинный кабель.

Минусы: Долгое время зарядки при сильно севшей АКБ, необходимость поиска «донора».

Эффективно при слабом разряде АКБ, а также в случаях невозможности или плохого доступа к АКБ.

ЗАМЕНА АКБ

Да, в некоторых случаях это вполне оправданное решение — особенно когда старый аккумулятор и впрямь уже старый (исправную работу АКБ производитель обычно гарантирует в течение 3–5 лет) или он потерял свойства. А вот с последним случаем все довольно неоднозначно. Как узнать, утратила ли окончательно АКБ свои свойства или же просто разрядилась от включенных габаритов? А может, заморозки сыграли злую шутку? Так, например, в 18-градусный мороз эффективность АКБ может упасть до 40 %! Таким образом, даже новый, но плохо заряженный аккумулятор может оказаться не в силах «прокрутить» стартером замерзший двигатель. В таких случаях спасает простой отогрев АКБ (после чего она зачастую уже способна запустить мотор) и ее последующая зарядка. После этой процедуры проверить дееспособность АКБ можно обычной нагрузочной вилкой: аккумулятор, показывающий вполне допустимые 12,6 В, под нагрузкой может не выдавать и 4 В. В этом случае — только замена! Еще один классический способ проверки — ареометр. Но, учитывая тенденцию повсеместного применения необслуживаемых АКБ, возможность взять «пробу» электролита сводится к нулю. Есть третий вариант — специальные аккумуляторные тестеры, способные вывести аккумуляторную батарею «на чистую воду». Так, профессиональный тестер BT002 может показать, исправна ли АКБ, подлежит ли она зарядке и требуется ли она ей вообще. Правда, и стоимость такого прибора может оказаться выше стоимости АКБ. Оптимальный вариант проверки — нагрузочная вилка.

АКБ (BOSCH S4, 74 АЧ, 680 А). ЦЕНА: 4300 Р.

 

Замена АКБ оправданна, если прежняя утратила свою эффективность или истек ее срок службы

Плюсы: Соответствует заявленным требованиям (использовался в качестве заведомо исправного образца).

Покупка новой АКБ оправданна в том случае, когда невозможна зарядка старой или истек ее рекомендуемый срок использования (в среднем 4 года).

НАГРУЗОЧНАЯ ВИЛКА (AIRLINE ABT-12-01). ЦЕНА: 1000 Р.

 

Нагрузочная вилка может дать вполне объективную оценку состояния АКБ

Плюсы: Мощные провода, простота в использовании, возможность измерения напряжения без нагрузки.

Минусы: Не очень точное определение пускового тока.

Отлично подойдет для проверки АКБ в домашних условиях.

АРЕОМЕТР ДЛЯ ЭЛЕКТРОЛИТА. ЦЕНА: 80 Р.

Плюсы: Низкая стоимость, достоверная информация о состоянии плотности электролита.

Минусы: Невозможность использования на современных необслуживаемых АКБ.

Дешевый и эффективный вариант, служащий дополнением к нагрузочной вилке.

ТЕСТЕР АКБ (DHC BT002). ЦЕНА: 6500 Р.

 

Точную степень пригодности аккумулятора покажет специальный тестер

Плюсы: Простота, возможность объективного теста как АКБ, так и зарядной и пусковой систем автомобиля.

Минусы: Отсутствие в меню русского языка, высокая цена.

Прибор безусловно полезен, но его использование целесообразно скорее в автосервисе, чем в домашних условиях.

  SMART POWER SP-400 SMART POWER SP-CAR
Минимальный остаточный заряд АКБ, В 
5–6  -
Максимальный ток зарядки, А 
6–7  -
Емкость заряжаемой батареи, Ач 
1,2–72 -
Габаритные размеры,  ДхШхВ, мм  
180х75х40  220х260х70
Вес, кг 0,6  1,1 
Индикация заряда АКБ
есть есть
Максимальная нагрузка кабеля, А   
- 400 
Длина проводов, м
6 3

АВТОНОМНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПИТАНИЯ И ПУСКОВЫЕ УСТРОЙСТВА

ИСТОЧНИК ПИТАНИЯ И ПУСКОВОЕ УСТРОЙСТВО MOBILEN MP 822. ЦЕНА: 8220 Р.

«Чемоданчик» MP 822 не менее эффективен, чем пусковые провода

Аккумуляторные пуско-зарядные устройства все чаще стали завоевывать симпатию автолюбителей. Mobilen MP 822 — классический представитель подобных устройств, который не первый год доказывает свою эффективность. И ведь неспроста — преимуществ перед обычным «прикуриванием» навалом! Искать «подмогу» не надо, заряда этого «чемоданчика» хватает на множество запусков автомобилей, причем с практически «умершими» АКБ. Да и соседу можно помочь — и никакого вреда для проводки собственного автомобиля. Недаром подобные девайсы стали использовать даже в профессиональных автосервисах.

Плюсы: Аккумулятор с высокими емкостью и пусковым током, высокая вероятность запуска двигателя (при заряженном устройстве), защита от неправильного подключения, возможность использования в качестве автономного источника электричества (для бытовых приборов нужен преобразователь 12–220 В).

Минусы: Вес, короткие провода, индикация зарядки собственного аккумулятора состоит всего из 4 светодиодов, долгая зарядка от сети 220 В, нельзя оставлять полностью разряженным более 48 часов.

Очень эффективное устройство. Будет полезно при наличии одного и более автомобилей, а также в автохозяйствах и сервисах. Может использоваться в качестве резервного источника питания.

ИСТОЧНИК ПИТАНИЯ И ПУСКОВОЕ УСТРОЙСТВО (СТАРТОВЫЙ БУСТЕР) PARKCITY GP12. ЦЕНА: 4490 Р.

 

Гаджет от Parkcity приятно удивил: ему не помеха севшая «в ноль» АКБ, да и телефон зарядить можно

Но прогресс не просто «не стоит на месте». Когда мне впервые попал в руки девайс от Parkcity, я до последнего момента не мог поверить, что столь миниатюрный стартовый бустер способен запустить двигатель с полностью разряженной АКБ! Более того, устройство размером с тульский пряник смогло завести 3,7-литровый V6 без аккумулятора, причем несколько раз подряд! Подобные опыты в домашних условиях повторять не рекомендуется, но факт остается фактом: при температуре 0 °C после 4 запусков без АКБ аккумулятор GP12 разрядился всего наполовину. Конечно, в сильный мороз показатели могут измениться, но, тем не менее, заявленное количество в 20 запусков мне кажется вполне правдивым (скорее всего, эти подсчеты велись при не полностью разряженной АКБ). Отсутствие защиты от короткого замыкания здесь одновременно положительная и отрицательная сторона: плюс в том, что ток будет подаваться, даже если АКБ разрядилась «в ноль» и с нее не поступает никаких сигналов. Отрицательная черта, думаю, понятна — нужно крайне аккуратно обращаться с полярностью проводов.

Плюсы: Малые размеры и вес, многофункциональность, возможность запуска двигателя с полностью севшей АКБ, зарядка различных электронных гаджетов (насадки для устройств в комплекте), точная индикация уровня собственного заряда.

Минусы: Отсутствие защиты от неправильного подключения полюсов.

Предельно удобный и нужный гаджет. Не будет лишним в арсенале любого автомобилиста и даже пешехода. Можно использовать в качестве резервного питания для мобильных устройств — из-за малых размеров можно носить с собой.

ИСТОЧНИК ПИТАНИЯ И ПУСКОВОЕ УСТРОЙСТВО MOBILEN LP 210. ЦЕНА: 5950 Р.

От предыдущего образца Mobilen LP 210 отличается мощной подсветкой

Несмотря на то, что этот гаджет заметно больше в размерах, чем предыдущий образец, это по сути  то же устройство, но с немного другими приоритетами. Главное конструктивное отличие — наличие защиты от переполюсовки и короткого замыкания. Казалось бы, это явное достоинство гаджета, но, как и в предыдущем устройстве, это одновременно положительная и отрицательная черта девайса, только в этот раз все наоборот. Сейчас поясню. Безопасность при неправильном подключении — это замечательно. Но чтобы устройство распознало, что вот эта клемма — «плюс», а эта — «минус», напряжение АКБ должно достигать минимум 3В. В итоге на автомобиле с настолько «убитым» аккумулятором Mobilen LP 210 ничем помочь не сможет, зато Mobilen MP 822 (у которого также, кстати, присутствует защита от неправильного подключения) и Parkcity GP12 (у которого ее нет) прекрасно с этим справляются. В остальном LP 210 — такое же удобное устройство, как и Parkcity. Хотя есть еще несколько приятных отличий: здесь тоже есть основной фонарь, но он значительно мощнее и удобнее в использовании. А еще есть боковая светодиодная панель с разными режимами свечения. Удобная, однако, штука — заменит любую автомобильную «переноску».

Плюсы: Запуск двигателя с разряженной АКБ, зарядка различных электронных гаджетов (насадки для устройств в комплекте), индикация уровня собственного заряда, яркие фонарь и ветодиодная панель, эргономичный корпус.

Минусы: Невозможность пуска с АКБ, разряженной ниже 3 В; большие, чем у Parkcity, габариты.

Отличный автомобильный гаджет, совмещающий много полезных функций.

ВЕРДИКТ

Отказ мотора заводиться в сильный мороз — крайне неприятное, но, тем не менее, весьма предсказуемое явление. Главное — соблюдать простые правила эксплуатации АКБ: следить за хорошим контактом и состоянием клемм, за исправностью электрооборудования автомобиля, за уровнем электролита и его плотностью (в обслуживаемых АКБ), не оставлять надолго включенными потребители тока, при подозрении на неисправность АКБ — проверять его работоспособность или обращаться в сервис. Но даже если АКБ кажется абсолютно исправной, при ее достижении 3–5-летнего возраста рекомендуется замена. Если же произошел случай, когда мотор отказался запускаться из-за разряженной АКБ, то аккумуляторные пусковые устройства могут сильно облегчить (а в каких-то случаях даже спасти) жизнь автомобилисту.

Но не стоит забывать о зарядке АКБ от бытовой сети: подобная профилактика (1–2 раза в год) сводит к минимуму вероятность неожиданного разряда. Более подробно об этих устройствах читайте в следующем номере.

Уважаемые читатели! Убедительная просьба: не забывать, что любой способ запуска и зарядки АКБ требует предельной аккуратности и четкого соблюдения инструкций по использованию устройств.

  MOBILEN MP 822 PARKCITY GP12 MOBILEN LP 210
Минимальный остаточный заряд АКБ, В 
0 0 3
Сила пускового тока, А 
600  200 — стартовый, 400 — пиковый 300 
Емкость аккумулятора, Ач
 
22 12 10
Габаритные размеры,  ДхШхВ, мм 
270х13х35 177х76х29 195х90х145
Вес, кг 9,60  0,43 1,00 
Индикация заряда  собственного аккумулятора 
есть есть есть
Защита  от неправильного  подключения
есть нет есть
Время зарядки  от сети 220/12 В 
18–20/4–6  5/—  3–4 
Длина проводов, м
1,00 0,34/0,24 0,50