Формула, вынесенная в заголовок, в комментариях не нуждается. Этот набор символов знает даже тот, кто на уроках химии считал за окном ворон или мечтал об одноклассницах, раздетых в мыслях до состояния ню
Игорь Владимиров
Формула, вынесенная в заголовок, в комментариях не нуждается. Этот набор символов знает даже тот, кто на уроках химии считал за окном ворон или мечтал об одноклассницах, раздетых в мыслях до состояния ню.
Для тех, кто в свое время не доучился до девятого класса, на всякий случай уточним: речь идет об этиловом спирте. Том самом, который не только многим сломал жизнь, но и многим помог. Помог стать миллионерами и миллиардерами. Помог европейцам победить индейцев, англичанам — обосноваться в Африке и так далее. Впрочем, это история.
Отбросив «питьевой» аспект, заметим, что при помощи спирта и его сородичей (простых эфиров) многие автомобильные и топливные компании делают неплохой бизнес, который практически во всем мире поддерживается не только собственно «самогонщиками», но и «зелеными». Дело в том, что спирт может служить пищей для двигателей внутреннего сгорания. Вдобавок, в некоторых регионах земного шара он значительно дешевле и доступнее в производстве, чем топливо из нефти. Но главное то, что спирты, в отличие от нефти, можно гнать в очень больших количествах из совершенно различного сырья (по уверению О. Бендера, вплоть до табуреток). Причем сырья как минерального, так и растительного, которое, как известно, каждый год воспроизводится, в отличие от нефти.
Этиловый спирт (или этанол, CH3CH2OH) использовался как энергоноситель уже в конце XIX века, но в силу определенных политических и экономических причин не снискал популярности на этом поприще.
Злые языки утверждают, что идею загубили нефтедобывающие компании, которые к тому времени уже набрали силу, изготавливая и продавая такие продукты, как керосин, асфальт, гудрон, мазут и т.д. Нефтяным королям был невыгоден C2H5OH во всех своих проявлениях, поэтому развитие альтернативных видов топлива тормозилось любыми методами.
Как бы там ни было на самом деле, в мировой автомобильной промышленности до сих пор существует проблема, связанная с применением спиртов и простых эфиров в качестве основного топлива для автомобильного транспорта. Она состоит из нескольких подпроблем.
Во-первых, спирт достаточно агрессивен ко многим стандартно применяемым в автомобилестроении материалам.
Во-вторых, в чистом виде использовать спирт очень сложно из-за его гигроскопичности. Наличие же в топливе вещества с не менее «популярным» химическим составом — H2O — приводит к образованию различного рода отложений в топливной магистрали и цилиндрах двигателя и, естественно, вызывает коррозию.
Ну, и третья составляющая — сравнительно низкая калорийность спирта при сгорании, не позволяющая использовать «зеленого змия» в стандартных двигателях. Необходимо изменять степень сжатия и режим работы системы зажигания. Однако переделанные «под спирт» двигатели уже не могут потреблять бензин. Получается «железная привязка» к одному виду топлива.
Тем не менее сегодня в Бразилии, США и некоторых других странах родной брат этилового спирта метанол (метиловый, он же древесный спирт, CH3OH) достаточно широко применяется как добавка к топливу в моторах с искровым зажиганием. В отличие от слухов, которыми сегодня полнится пресса, метанол не применяется в чистом виде, а служит именно добавкой, составляющей около трех процентов. Впрочем, многие ученые ищут способ увеличения доли метанола в нефтяных видах топлива до 15-85%.
Чтобы лучше представить место спиртов в борьбе за топливный рынок, предлагаем обратиться к таблице.
Кстати
В последнее время, даже у нас в России, очень остро стоит вопрос загазованности больших городов. Почти 85% вредных выбросов, которые попадают в атмосферу, лежат на совести двигателей внутреннего сгорания.
Спирт, как метиловый, так и этиловый, может несколько исправить положение. Тем более, опыт использования спиртов в качестве топлива для ДВС имеет давнюю историю.
Есть и другие положительные аспекты применения спирта в виде добавки к бензину. К примеру, парламент Колумбии недавно принял закон, согласно которому бензин будет разбавляться спиртом на десять процентов.
Эта мера, по мнению экспертов, решит ряд экономических, экологических и социальных проблем. Новый закон, возможно, позволит отказаться от импорта бензина на сумму в 150 миллионов долларов.
Для выработки спирта посевные площади сахарного тростника в стране увеличатся на 150 тысяч гектаров. Будет построено
10 перерабатывающих заводов, что создаст 170 тысяч новых рабочих мест и сократит безработицу в сельских районах.
Предполагается, что возделывание тростника будет приносить средней крестьянской семье до трех условных минимальных зарплат (примерно 500 долларов США) в месяц. Власти Колумбии считают, что имея подобный заработок, крестьяне смогут воздержаться от посевов коки, листья которой, помимо «обычного применения» в пищевой промышленности, используются для производства сильнодействующего наркотика.
Считается, что добавление 10 процентов спирта в бензин увеличивает мощность автомобильных двигателей, не приводя к их преждевременному износу.
Специалисты также ссылаются на положительный опыт Бразилии, в которой уже несколько лет спирт используется в качестве топлива для автомашин.
Дизельное топливо
© Фото: