Гараж
Главная  /  Гараж  /  Топливо будущего

Топливо будущего

Повод для посещения производственных и лабораторных площадок компании Neste Oil можно было считать относительно банальным — начало продаж на российском рынке топлива с присадками нового поколения Futura...

Начало истории Neste Oil датировано январем 1948 года. Тогда молодая финская компания, целью создания которой было обеспечение энергетической безопасности страны, занималась закупкой крупных партий нефтепродуктов. А спустя девять лет был запущен и первый собственный нефтеперерабатывающий завод. Темпы развития впечатляли: уже через пять лет мощность предприятия возросла втрое. Сегодня годовая мощность двух нефтеперерабатывающих предприятий Neste Oil составляет 15 млн тонн «классических» нефтепродуктов и 2 млн тонн биодизеля, производимого из возобновляемого сырья. В прошлом году торговый оборот компании составил 17,5 млрд евро, а бизнес компании носит транснациональный характер — он сосредоточен в 15 странах мира.

В баночках отнюдь не специи для кулинарии. Рапсовое, ромашковое, соевое масла — после переработки на всем этом может работать дизельный двигатель

«В Финляндии мы являемся самым крупным экспортером и самым крупным предприятием по торговому обороту», — рассказывает менеджер по коммуникациям Сюзанна Сиеппи. И если продолжить тему «самых-самых», то Neste Oil является и самым крупным производителем биотоплива из возобновляемого сырья. Причем на предприятии действуют весьма последовательно: уже в 1980 году в топливе Neste отсутствовал свинец, в 2000-х финская компания начала выпуск бензина, не содержавшего серы, а в 2007 году на Neste Oil приступили к производству топлива из возобновляемого сырья. Очередной вехой в «топливно-экологической» истории стал 2011 год, когда началось производство авиационного топлива с использованием биокомпонентов, а годом позже на рынок был выпущен Neste Pro Disel, в котором использовалось 15 % возобновляемого сырья, сертифицированный и рекомендованный к использованию Всемирной топливной хартией (WWFC).

НАУЧНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

А ключ к тайнам биотоплива подбирают в лаборатории Neste Oil

В беседе с сотрудниками отдела разработок любой компании всегда хочется выведать секрет. Или хотя бы нащупать вектор, определяющий перспективы. Но то, о чем рассказывали специалисты Neste Oil, было интересно в применении уже к дню сегодняшнему. Руководитель отдела технологических разработок Раймо Линнаила сразу начал с приоритетов: «Neste Oil — пионер в разработке «чистых» видов топлива, а в 2000-х годах компания совершила настоящий прорыв в области биотоплива. При этом нам приходилось разрабатывать собственные технологические решения, так как тогда никаких лицензионных продуктов в этой области не было». Если говорить о цифрах, то ежегодно в программу разработки технологических процессов компания инвестировала несколько миллионов евро (в 2012 г. — 42 млн). «Одна из важнейших задач нашей лаборатории — расширение линейки возможных источников сырья для производс тв а топлива, — продолжает тему Сеппо Микконен, сотрудник отдела разработок. — Тра диционными продуктами для производства биотоплива были пальмовое, соевое и рапсовое масла. Но благодаря нашим разработкам объем не растительного сырья, а сырья, полученного из промышленных отходов, составил 52 %. И мы продолжаем изыскания все новых и новых видов сырья». Перечень наименований возобновляемого сырья впечатляет. Это животный и рыбий жиры (причем не в чистом виде, а в качестве отходов, побочного продукта соответствующих  производств), отходы деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности... В общем, производство из любой биоактивной массы. В том числе из сахаросодержащих продуктов. Ну как тут было не вспомнить о приключениях Незнайки и его друзей! Помните автомобиль, который построили механики Винтик и Шпунтик и который работал на сахарном сиропе? Оказывается, это вполне реально. Только на Neste Oil столь расточительную технологию, как производство топлива из сахарного сиропа, позволить себе не могут — это наверняка будет побочный продукт сахарного производства. Но то, что делают в отделе технологических разработок — не просто работа ради экзотики. А чтобы это было абсолютно понятно, Сеппо Микконен конкретизировал задачи, которые решает отдел: «Дальнейшее совершенствование процессов переработки сырья и предоставление клиентам решений в области высококачественного и более чистого топлива». И более важным в данном случае является конец фразы.

Мощности по производству NExBTL в Порвоо

БИО БИО РОЗНЬ

Сеппо Микконен не только специалист отдела разработок Neste Oil, но и руководитель организации, занимающейся сертифицированием топлива в Финляндии

Во время беседы Сеппо Микконену задали вопрос о том, сколько лет может потребоваться, чтобы человечество смогло полностью отказаться от нефти и перешло на альтернативное топливо. «Я до этого момента точно не доживу», — отшутился Сеппо. А затем добавил: «Возможно, четверть века. Я начал работу в компании с углеводородного сырья, но последние 10 лет альтернативное топливо — дело всей моей жизни. И высшим нашим достижением я считаю топливо NExBTL, производимое из возобновляемого сырья». Причем NExBTL на Neste Oil производится в приличных промышленных объемах: в прошлом году из 16 млн тонн произведенных продуктов на долю дизеля из нефти пришлось 37 %, на долю бензина — 25 %, а на долю дизеля из возобновляемого сырья — 12 %. Но Neste Oil не единственный производитель биодизеля. Чем же так хорошо дизельное топливо NExBTL? «Есть два типа биодизеля, — поясняет Сеппо Микконен. — Есть уже ставший традиционным биодизель с FAME (Fatty Acid Methyl Ester), при производстве которого растительное масло проходит обработку метанолом, и в качестве добавки к дизелю из углеводородного сырья может использоваться не более 7 % биодизеля FAME. И есть наш NExBTL, полученный по технологии HVO (Hydrotreated Vegetable OIL) методом гидратирования растительного сырья или животного жира. NExBTL по качеству намного лучше, чем традиционный биодизель, его можно использовать в чистом виде, он выпускается в промышленных объемах, а по энергетическим качествам ни в чем не уступает топливу, полученному из углеводородного сырья. А еще FAME, в отличие от HVO, более гигроскопичен, не стабилен при хранении, у него присутствует риск микробиологического загрязнения. При транспортировке трубопроводом дизель FAME нельзя смешивать с авиационным топливом, а продукт HVO при смешивании не влияет на качество авиационного топлива, и их можно транспортировать вместе.

На стендах моторной лаборатории Neste Oil проводятся комплексные испытания топлива для двигателей как легковых, так и грузовых автомобилей. Измерения касаются мощности двигателей, их экономичности, количества и состава выхлопных газов... Причем в различных климатических условиях — температура может варьироваться от -35°С до +35°С

И еще. Если дизель FAME плохого качества, то он может нестабильно работать уже при температуре +5°C, а если качество хорошее, то его нижний диапазон где-то на уровне –15°C. Что касается дизельного топлива HVO, то двигатель на нем превосходно работает и при –40°C. Резюмируя, можно сказать следующее: технология FAME появилась в Германии в 1990-х годах, и это топливо применялось исключительно для сельскохозяйственной техники, и сегодня сфера его применения не слишком обширна. Что касается HVO, то мы, занимаясь процессом с 2005 по 2010 год, сразу вывели качество на должную высоту и с тех пор его постоянно улучшали». Как уже было сказано выше, отдел разработок Neste Oil работает не для получения эксклюзивного лабораторного продукта, а для того, чтобы свои изобретения как  можно быстрее внедрить в производство. И если во всей Европе в год производится около 8 млн тонн биотоплива FAME, то одна компания Neste Oil производит 2 млн тонн возобновляемого топлива HVO. Только на двух технологических линиях в финском городке Порвоо ежегодно производится 360 000 тонн топлива NExBTL, а основными производителями этого вида топлива являются заводы компании в Сингапуре и Роттердаме.

ВСЕ ВЫШЕ И ВЫШЕ…

Вернее, все лучше и лучше. Именно такие требования диктует Всемирная топливная хартия, регламентируя стандарты бензина и дизельного топлива. Регламентирует, ориентируясь на запросы производителей автомобилей. Что касается России, то сегодня у нас допускается использование топлива класса Евро-3, но в 2015-м планируется переход на Евро-4. А к 2016-му — на Евро-5. Касается это и бензина, и топлива дизельного. Столь пристальное внимание к качеству неудивительно, ибо современные двигатели весьма требовательны к топливу. Опасностей при использовании некачественного бензина или дизеля предостаточно: это, в первую очередь, отложения на стенках цилиндра и днищах поршней, на деталях топливной аппаратуры. Результатом подобных загрязнений может стать и проблема с пуском двигателя, и его нестабильная работа. И, как следствие, снижение экономичности и увеличение выбросов вредных веществ в атмосферу. По сути, ликвидация подобного негатива и составляет работу отдела Уллы Кииски, специалиста по присадкам к топливу, непосредственно занимавшейся и разработкой инновационной Futura. «Присадка к бензину и  дизельному топливу Futura обеспечивает три фактора, — рассказывает Улла. — Во-первых, обеспечивает защитную пленку на металлических частях двигателя. Причем эта защитная пленка «прикрепляется» к деталям химическим путем. Во-вторых, присадка растворяет или уменьшает в размерах находящиеся в топливе частицы взвеси, способные вызвать отложения. В-третьих, данная присадка является эффективным моющим средством».

Присадку Futura для бензина и дизельного топлива представила Улла Кииски

Что касается последнего фактора, то моющие свойства Futura трудно переоценить, если мы говорим о состоянии инжектора, к примеру, в дизельных моторах с системой Common Rail, работающих в условиях высокой температуры и давления. Достаточно сказать, что диаметр сопла форсунки в два раза тоньше человеческого волоса. Понятно, что работа такой форсунки во многом зависит от наличия или отсутствия загрязнений. Улла привела такие данные: на испытаниях двигатель Peugeot DW10 отработал 32 часа на топливе без использования присадки Futura, и потеря мощности за этот период составила 9 %. При наличии Futura мощность за тот же период снизилась лишь на 1 %. Посмотрев фотографии и графики, иллюстрирующие действие п р исадки, я не мог не задать вопрос. В состав всех современных бензинов и дизельного топлива входят аналогичные присадки. В чем же революционность Futura? В ее особой формуле? «Все несколько прозаичнее, — говорит Улла Кииски. — Технология производства присадок постоянно прогрессирует. И мы как разработчики и производители внимательно следим за развитием отрасли, смотрим, что нового появляется у конкурентов, развиваемся сами. Вы спрашиваете о новизне формулы? Кроме состава присадки, есть еще один важный момент — ее дозировка». А дальше Улла продолжила перечисление достоинств бензина и дизельного топлива с присадкой Futura. Например, наличие в ней ингибитора коррозии, препятствующего образованию ржавчины на металлических частях двигателя. Есть и еще ряд преимуществ, касающихся дизельного топлива с присадкой Futura. Например, низкое пенообразование, позволяющее в единицу времени залить в бак больше топлива. А еще в присадке есть компонент, повышающий цетановое число дизельного топлива. В результате — и более быстрый процесс воспламенения, и снижение шумности работы дизеля, и уменьшение вредных веществ в выхлопе. А в заключение рассказа о присадке Futura Улла Кииски предупредила, что нельзя рассчитывать на моментальный положительный эффект от использования бензина и дизельного топлива с Futura. Особенно, если это касается старых двигателей. И заверила, что при регулярном использовании этого топлива результат наверняка будет ощутимым.

Раймо Линнаила: «В нашем отделе технологических разработок трудится 230 человек. Кроме того, у нас есть и дополнительные ресурсы»