1 июля Американский нефтяной институт ввел новую спецификацию масел для бензиновых двигателей — API SL/ILSAC GF-3
Отдел Информации
1 июля Американский нефтяной институт ввел новую спецификацию масел для бензиновых двигателей — API SL/ILSAC GF-3.
Прежде для моторов с принудительным зажиганием пределом было «SJ». «SК» пропустили во избежание визуальной путаницы с «SН».
Ужесточение коснулось как общего качества масла, так и расхода топлива и масла в течение всего срока его службы, износа и высокотемпературных отложений.
Введены новые методики испытаний. Спецификацией предусмотрено проведение единого теста, в ходе которого измеряется расход топлива как свежего, так и старого (эквивалент пробега — 4000-6000 миль, т.е. 6,4-9,6 тыс. км) масел. Используется двигатель Ford (4,6 л, SOHC, V8), заправленный полностью синтетическим маслом SAE 5W-30. Тест проходит в два этапа. Состаривание масла проводится в течение 96 часов работы мотора. Измерения проводятся при изменяющихся условиях (скорость/нагрузка/температура). Ранее работа двигателя на старом масле не оценивалась.
Тот же мотор гоняют 216 часов при температуре 45-100 °С. Имитируется эксплуатация непрогретого двигателя при коротких поездках — условия, в которых низкотемпературные отложения образуются наиболее интенсивно.
Стальной шарик, имитирующий деталь гидротолкателя (узла, на работоспособность которого коррозия влияет очень существенно), в течение 18 часов подвергается воздействию кислот и воздуха. Степень коррозии оценивается по светоотражению поверхности шарика.
На двигателе Labeco, работающем 40 часов при температуре масла до 143 °С, оценивается уровень коррозии подшипников и потеря вязкости масла.
Двигатель GM II (3,8 л, V6) c плоскими толкателями клапанов работает 80 часов при температуре масла 155 °С. Тест позволяет оценить сопротивляемость масла окислению и износ деталей при больших нагрузках.
100-часовой тест на двигателе Nissan (4 цилиндра; 2,4 л) при 50-60°С дает представление об износе кулачков распредвала при низких температурах в режиме «старт — стоп».
Для оценки лакообразования, влияющего, прежде всего, на подвижность поршневых колец и, следовательно, компрессию, «осадочный стержень» (металлическую болванку, разогретую до 285 °С) 24 часа подряд окунают в масло. По мнению специалистов, этим достигается полная аналогия с двигателем, работающим на полной мощности при высокой температуре.
Новая категория качества предполагает более надежную защиту мотора и увеличение его ресурса. У такого масла меньше расход на угар. Экономится топливо, причем и на масле, прошедшем порядка 10 тыс. км.
В то же время революционных изменений состава масла ожидать не приходится. По оценке специалистов Castrol, требованиям новой спецификации могут соответствовать не только синтетические и частично синтетические, но и минеральные материалы. Все дело в грамотном подборе присадок. Кстати, два синтетических продукта Castrol — Formula SLX SAE OW-30 и Formula RS SAE OW-40 — нуждаются только в замене… этикеток. «SJ» писалось на них только из-за отсутствия нужных букв в существовавшей классификации.
Присадки к моторным маслам
© Фото: 5 колесо