Гараж
Главная  /  Гараж  /  На бытовом уровне: испытание масла Shell Helix Ultra
[

На бытовом уровне: испытание масла Shell Helix Ultra

]
На бытовом уровне:испытание масла Shell Helix Ultra
Декларируя превосходные свойства смазочных материалов, их производители часто ссылаются на тот факт, что эти продукты прошли испытания в жестких условиях автомобильных соревнований. это, безусловно, аргумент, но не менее жесткой может быть и проверка в «гражданской» жизни автомобилей. Именно так и поступили в концерне Shell и компании «Такси 2412», проведя совместные испытания моторного масла Shell Helix Ultra, произведенного по технологии Shell PurePlus (масло из природного газа)

ПОЧЕМУ ТАКСИ

Если вернуться к тому, о чем говорилось выше, то действительно, двигатели гоночных автомобилей большую часть времени работают на пике нагрузок, и моторное масло должно обеспечивать им такую возможность. Но не менее тяжел для двигателей, пусть и не столь экстремальный, но зато нестабильный ритм эксплуатации «в быту». Частые запуски двигателя, в том числе и в условиях отрицательных температур, его продолжительная работа на низких оборотах в пробках, постоянные разгоны и торможения в условиях мегаполиса… А для оценки того, насколько моторное масло обеспечивает должный уровень защиты двигателя от износа и способствует его долголетней работе, нужна хоть насколько-то стройная статистика. Так родился совместный проект концерна Shell и компании «Такси 2412», в котором было задействовано 15 машин Skoda Octavia с 1,6-литровыми атмосферными двигателями. Решение абсолютно объективное: среднесуточный пробег автомобиля парка «Такси 2412» составляет около 250 км, а средняя наработка по моточасам в 2–2,5 раза выше, чем у среднестатистического легкового автомобиля. Интерес концерна Shell к подобным испытаниям понятен, что же касается таксомоторных парков, то вот что отметил заместитель генерального директора «Такси 2412» Михаил Мартынов: «Мы должны использовать только то масло, которое сможет обеспечить длительный срок службы двигателя. Если ты обещаешь приступить к выполнению заказа через пять — восемь минут, то должен быть уверен, что ни один автомобиль не сойдет с линии из-за проблем с мотором».

КАК ЭТО БЫЛО

Говоря о 15 автомобилях, нужно иметь в виду, что речь идет только о тех автомобилях, за работой которых наблюдали специалисты Shell: они проводили отбор проб масла (не менее трех образцов в течение всего срока службы масла, замена которого осуществлялась после 15 000 км пробега), полное лабораторное исследование всех образцов с помощью сервиса Shell LubeAnalyst и эндоскопическое исследование двигателей. При этом в начале прошлого года в компании «Такси 2412» было принято решение о смене поставщика моторного масла и переводе 3000 автомобилей на масло Shell Helix Ultra 5W-40, основа которого произведена по технологии Shell PurePlus. Базовое масло, произведенное из природного газа, не содержит примесей, характерных для продукта, произведенного из нефти, его молекулы более устойчивы к жестким условиям эксплуатации, а набор фирменных присадок наделяет масло Shell Helix Ultra рядом особых характеристик.

Состояние хона на рабочей поверхности цилиндра (слева) и кулачок распредвала (справа). Износов и повреждений не обнаружено

Первое, чего мы ожидаем от моторного масла, — его высокие смазывающие характеристики. То есть стабильной вязкости в ходе всего срока эксплуатации. Именно постоянство этого показателя характеризует устойчивость той пленки, которая разделяет трущиеся детали двигателя и способствует их сохранению от преждевременного износа. На увеличение вязкости (а это, в первую очередь, снижение такого показателя, как прокачиваемость) серьезно влияют и температурные нагрузки, и продукты неполного сгорания топлива. Результатом становится масляное голодание двигателя в момент пуска, что приводит к его износу и даже выходу из строя. Анализ динамики изменения кинематической вязкости при 100 °C в двигателях Skoda Octavia 1.6 MPI показал, что моторное масло Shell Helix Ultra во всех 15 испытуемых автомобилях в течение всего периода испытаний сохраняло стабильную вязкость в пределах нормативных значений.

Еще одной ключевой характеристикой (что особенно важно для такси) является обеспечение гарантированного запуска двигателя даже при очень низких температурах. И здесь трудно переоценить роль «базы» в формуле моторного масла. Технология производства базовых масел из природного газа Shell PurePlus позволяет производить продукты, обладающие более низкой вязкостью при отрицательных температурах. На основании определения динамической вязкости при температуре –35 °C было продемонстрировано, что низкотемпературные характеристики моторного масла Shell Helix Ultra многократно превышают требования стандарта SAE J300, обеспечивая более легкий холодный запуск и лучшую прокачиваемость масла даже в жестких условиях эксплуатации.

НЕ ВЯЗКОСТЬЮ ЕДИНОЙ

Помимо стабильной вязкости в течение всего срока эксплуатации, моторное масло должно обладать еще целым рядом характеристик. К примеру, хорошей моющей способностью, то есть возможностью предотвращения образования на деталях двигателя различных отложений и нейтрализации кислот, образующихся в двигателе в результате взаимодействия продуктов неполного сгорания топлива и воды.  И в обеспечении этого качества крайне велика роль и того самого базового масла, произведенного по технологии Shell PurePlus и стойкого к деструкции, и набора присадок, входящих в состав Shell Helix Ultra. В рамках испытаний анализировалась динамика изменения общего щелочного числа масла: щелочное число снижается по мере срабатывания моюще-диспергирующих присадок и накопления продуктов окисления. Анализ полученных результатов показал, что значение щелочного числа моторного масла Shell Helix Ultra на всем интервале замены находилось на высоком уровне, даже несмотря на то, что реальная наработка двигателя в моточасах значительно превышала пробег автомобиля, зафиксированный одометром. Также одним из важных критериев качества работы моторного масла является его испаряемость. В рамках эксплуатационных испытаний было зафиксировано, что расход моторного масла на угар был минимален и значительно ниже норм, устанавливаемых автопроизводителем.

На каждую из взятых проб составлялась соответствующая документация

Вердикт

Несколько месяцев испытаний, более 60 лабораторных тестов, в том числе эндоскопические исследования, позволяющие определить уровень износа двигателя. Обеспечить противодействие преждевременному износу двигателя способны оптимальные вязкостно-температурные свойства продукта, а это, в свою очередь, достигается качеством базовой основы и эффективностью пакета присадок. Оценка противоизносных свойств Shell Helix Ultra производилась исходя из содержания в масле продуктов износа. Элементный анализ установил, что содержание металлов износа в исследованных образцах находится на минимальном уровне. Высокие противоизносные характеристики Shell Helix Ultra были подтверждены и в рамках эндоскопического исследования, в ходе которого производились тщательный осмотр, фотосъемка и оценка состояния деталей двигателя. По результатам эндоскопического исследования было установлено: износа цилиндров, задиров их зеркала, повреждений и прочих аномалий не обнаружено. Масштабная и многоэтапная работа по изучению характеристик моторного масла Shell Helix Ultra доказала, что этот продукт сохраняет свои свойства даже при использовании в режиме работы автомобилей такси, а значит, этому маслу можно отдавать предпочтение и при выборе смазочных материалов для личного автотранспорта. «Технические испытания подтвердили, что мы выбрали действительно эффективные моторные масла для сервисного обслуживания наших автомобилей. Это гарантирует бесперебойную работу автопарка даже в экстремальных условиях эксплуатации автомобилей такси», — подвел итог тестов Михаил Мартынов.