Top.Mail.Ru
Как эффект LSPI убивает мотор и спасет ли его масло

Как эффект LSPI убивает мотор и спасет ли его масло

16.12.2020
Разбираемся, нужны ли двигателям с турбокомпрессорами какие-то особенные масла – или это рекламная «замануха»?

Редакция

Источник полемики имеет конкретное имя – LSPI (Low-speed pre-ignition). Есть и другое название – SPI (stochastic pre-ignition). В обоих случаях речь идет о нежелательном раннем зажигании, природа которого, к сожалению, пока что изучена довольно слабо. Оно возникает в двигателях с высоким давлением конца такта сжатия, которое создает турбонаддув. Неожиданно наблюдается резкий рост температуры и давления в цилиндрах – это часто приводит к поломке поршней и деформации стенок цилиндров. Примечательно, что такой эффект проявляется на турбомоторах с непосредственным впрыском топлива, у которых времени на испарение бензина меньше, чем у двигателей с распределенным впрыском. 

Как эффект LSPI убивает мотор и спасет ли его масло

Суть явления примерно такая. Топливо, подаваемое форсункой под высоким давлением, долетает до стенки цилиндра, не успевая по дороге испариться. При этом оно входит в контакт с масляной пленкой, состоящей из свежего масла и частиц нагара. Вследствие этого часть несгоревшего топлива, оказавшаяся между кромкой поршня и стенкой цилиндра, смешивается как с моторным маслом, так и с раскаленными частицами нагара. Итогом этого процесса может быть незапланированное возгорание, после чего начинается цепная реакция – ударная волна, разрушение деталей и т.п.

Хорошо забытое старое

Нечто подобное с давних пор наблюдается в тепловозных дизелях, которые продолжали работать при отключенной подаче топлива, поглощая вместо него масло. Сегодня же аналогичный эффект часто наблюдается на компактных даунсайзинговых бензиновых моторах. Провоцируют возникновение LSPI высокое давление конца такта сжатия, повышенная цикловая подача топлива и малый промежуток времени для смесеобразования. Отметим, что эффект чаще наблюдается при низкой частоте вращения коленчатого вала – виновата плохая турбулентность смеси. На возникновение LSPI могут влиять состав бензина, форма камеры сгорания, режим эксплуатации и даже формула моторного масла. 

Масло как лекарство

Многочисленные исследования влияния масла на возникновение LSPI показали, что состав моторного масла может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на эффект вредного зажигания. В частности, концерн GM даже ввел свои допуски – это DEXOS 1 GEN2. И если производителям моторов известно, что их двигатели имеют склонность к LSPI, то масла с таким допуском могут нивелировать ненужный эффект.

Как эффект LSPI убивает мотор и спасет ли его масло

С мая 2018 года Американский институт нефти API ввел в действие новую спецификацию – API SN Plus. Основное изменение включает тест на преждевременное воспламенение смеси в цилиндре. Кроме того, доработаны тесты на окислительную стойкость, чистоту поршней, совместимость с системами снижения токсичности; защиту от отложений, а так же на защиту от низкотемпературного износа клапанов и на топливную экономичность. Примером такого продукта может служить MOTUL 8100 Eco-lite 5W-30 с высокой температурой вспышки в 240 С. Это препятствует возникновению LSPI.

О совместимости или не маслом единым

Само собой, что спецификация API SN Plus подразумевает обратную совместимость с предыдущей API SN. Это общий принцип: масла более высокой группы качества всегда можно использовать в машинах прежних лет выпуска. Разработчики отмечают, что особо желательно использовать масла по новой спецификации в турбомоторах с непосредственным впрыском топлива, произведенных до 2018 г.

Не стоит, впрочем думать, что всё упирается только в масло. Просто эффект LSPI проявился довольно неожиданно, а потому пути решения проблемы начали искать, что называется, всем миром. Полагаем, что все новые моторы проектируются и будут проектироваться с максимальными предосторожностями от возникновения подобного эффекта. 

Редакция рекомендует:






(4 оценок, среднее: 2,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

6 комментариев

  1. 22:

    1. Масло не подходит для движка. На не прогретом образует нагар, который заполняет тепловые зазоры поршня с цилиндром.
    2. Под нагрузкой поршень расширяется, а зазора нет.. Задиры на гильзе, сдвиг гильзы, отрыв поршня или шатуна..
    ..Проходили такое..Ищите того, кто «подменяет» масло на дешевое.. 🙂

  2. Владимир:

    температура вспышки нужна для кладовщиков для получения противопожарного класса.Аккуратнее используйте термины !!!

    • Борис:

      Я понимаю так тут два варианта — либо такой хозяин машины, либо наоборот, грамотный хозяин делал все как положено ( по фэншую ) как того требует завод изготовитель. В первом случае сам виноват во втором возникает вопрос зачем выпускать такое дерьмо и за чей счет ремонт? Автор статьи оголил проблему недоработки и заводского брака производителя.

      • Александр:

        В корне с вами согласен!Дело а том что в погоне за якобы совершенством(зарабатыванием денег),производители не стали делать качественные автомобили!Зачем делать надёжное,нужно делать такое-чтоб через небольшой промежуток времени сломалось и клиент купил новое!!!Типичное мышление современных менеджеров!!!ТОЛЬКО ОНИ ЗАБЫЛИ ЧТО У ЛЮДЕЙ ДЕНЕГ НА НОВОЕ НЕТ !!!

        • Александр:

          и вообще это касается не только автомобилей но и всего прочего,особенно электроники,с чем я плотно работаю!

        • Влад:

          НЕТ?!! Да зайдите в любой автосалон в Москве. Народа как булочной, к машинам не подойти, все менеджеры заняты.

Статьи по теме
Популярное