Гараж
Главная  /  Гараж  /  GM Sequel. Продолжение

GM Sequel.
Продолжение

Лет через десять-пятнадцать мир начнет ездить на бесшумных автомобилях, выбрасывающих в атмосферу только водяной пар. Вы скажете: какой бред! Между тем в General Motors считают, что это вполне реальная перспектива.

Лет через десять-пятнадцать мир начнет ездить на бесшумных автомобилях,
выбрасывающих в атмосферу только водяной пар. Вы скажете: какой бред!
Между тем в General Motors считают, что это вполне реальная перспектива

GM Sequel Concept

© Фото: General Motors

Несколько лет назад правительства США и ряда других стран всерьез озаботились проблемой создания альтернативы автомобилям с двигателями внутреннего сгорания. Действительно, ведь когда-нибудь наступит тот день, когда последняя нефтяная вышка выдаст последний баррель черного золота, и ДВС придет «кирдык». Конечно, случится это очень нескоро, однако чтобы мы не встретили глобальный энергетический кризис в очереди на бензоколонку, готовыми убить друг дружку за последний литр драгоценного горючего, уже сейчас нужно подумать, чем подменить старый добрый поршневой мотор.

«Гибриды»? Не пойдет: они лишь немного отсрочат момент наступления часа «икс». Электромобили? Тоже нет: высокая масса батарей и долгое время зарядки сводят на нет все их преимущества. Остаются автомобили с электрическим приводом и топливными ячейками — реакторами, где в результате окисления водорода получается электрическая энергия и вода. Идеальный автомобиль, который не только не загрязняет окружающую среду, но еще и пополняет запасы чистейшей пресной воды! Правда, есть одно но: сложность конструкции пока не позволит сделать этот автомобиль доступным миллионам людей.

Впрочем, время не стоит на месте: поддержка правительства и многомиллионные инвестиции приносят свои плоды. На автошоу в Детройте концерн GM представил Sequel — прототип автомобиля на топливных ячейках, который еще на шаг приблизил мир к наступлению новой эры экологически чистых машин. Название прототипа в переводе с английского означает «продолжение». Он действительно являлся продолжением, точнее третьей серией нового проекта «топливно-ячеистых машин» GM, идейным последователем концептов AUTOnomy и Hi-wire.

Новый прототип сохранил «платформенную» конструкцию предшественников. В его основе лежит «скейтборд» толщиной 28 см, в котором размещаются реактор, электродвигатели, баллоны с водородом, литий-ионный аккумулятор и управляющая всем этим хозяйством электроника. На «скейтборд» установлен кузов в стиле Sport Utility, по размерам сопоставимый с Cadillac SRX.

GM AUTOnomy Concept

© Фото: General Motors

Органы управления GM Sequel не имеют механических связей с платформой — их заменяют электрические кабели и сервоприводы. Вращая руль и нажимая педали, как в гоночном симуляторе, водитель посылает сигнал в центральный блок управления системы by-wire, который в свою очередь подает команду исполняющим механизмам — сервоприводам тормозов и рулевого управления — или вращающим колеса электромоторам.

Комфортную атмосферу в салоне поддерживает размещенная в подкапотном пространстве электрическая система климат-контроля HVAC (heating, ventilating and air condition) компании Mitsubishi. Эта система подает очищенный от пыли и вредных частиц забортный воздух, предварительно охлаждая или подогревая его — в зависимости от температуры за бортом. Обратите внимание: в салоне Sequel отсутствуют привычные вентиляционные отверстия: воздух подается равномерно по всему периметру торпедо.

Обилие электросистем потребовало установки на Sequel трансформатора, выдающего три различных напряжения: высоковольтное, которое поступает на электромоторы колес, 42-вольтное, использующееся для питания сервоприводов системы by-wire, и стандартное — 12 Вольт, необходимое для работы бортовой электроники (аудиосистемы, «навигатора» и т. д.) и ламп освещения салона.

Мощность топливного реактора, находящегося под ногами передних седоков, — 73 кВт. Этого вполне достаточно, чтобы при спокойной езде обеспечивать все имеющиеся в автомобиле энергопотребители. Когда же мощности не хватает (например, при ускорении или преодолении затяжных подъемов), на помощь реактору приходит аккумулятор, способный выдать дополнительные 65 кВт.

Резервуары для хранения водорода размещены в базе «скейтборда». Три баллона из легкого композитного материала на основе углеволокна способны выдерживать вдвое большее давление, по сравнению с резервуарами, установленными на предыдущем прототипе — GM Hi-wire, что позволяет закачать больше газа: Sequel берет на борт до 8 кг водорода. Этого должно хватить, чтобы в спокойном темпе преодолеть почти полтысячи километров. Но даже если целенаправленно «насиловать» автомобиль, постоянно ускоряясь и тормозя, то в зависимости от степени разряда батареи запас хода тоже будет немаленьким — от 270 до 400 км.

Sequel имеет полный привод: передние колеса вращает электромотор мощностью 60 кВт, а задние — пара 25-киловаттных моторчиков, встроенных в сами колеса. Суммарный крутящий момент, развиваемый этой «троицей», составляет чудовищные 3350 Нм (!), что позволяет автомобилю массой свыше двух тонн ускоряться до 100 км/ч всего за 10 секунд.

Сегодня по динамике и запасу хода Sequel не имеет равных среди прототипов автомобилей на топливных ячейках. Его конструкция стала совершеннее и одновременно с этим проще, чем у предыдущих прототипов General Motors. Все это означает, что ученые движутся в правильном направлении, и в будущем, которое не кажется таким уж далеким, наследники Sequel в пятом или десятом поколении начнут колесить по дорогам мира.

Будущее за «скейтбордом»

В 2002 году концерн GM представил проект AUTOnomy, олицетворяющий принципиально новую концепцию автомобиля на топливных ячейках. Замысел конструкторов GM предельно прост: они предложили разделить автомобиль на две части — автономную платформу, в которой находятся энергосистема, двигатели и управляющая электроника, и легкосъемный кузов. В GM посчитали, что у такой конструкции большое будущее, ведь массовый выпуск однотипных платформ позволит снизить их себестоимость и, следовательно, сделать такой автомобиль доступным. Кроме того, съемный кузов предоставил бы возможность обновлять автомобиль за один визит к дилеру.