Гараж
Главная  /  Гараж  /  ГИБДД против тюнинга: что можно, а что нельзя
[

ГИБДД против тюнинга: что можно, а что нельзя

]
ГИБДД против тюнинга:что можно, а что нельзя
Технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» летом прошлого года буквально взорвал российскую автомобильную общественность. Вдруг оказалось, что есть какие-то особенные правила для установки каждой мелочи в/на/под автомобиль. По прошествии года мы взглянули на ситуацию с Вадимом Геворкяном, юристом национального автомобильного союза, и детально разобрали некоторые аспекты этого вопроса

В РФ эксплуатируются миллионы автомобилей, в конструкцию которых были внесены изменения. На одних стоит газобаллонное оборудование, на других — аэродинамические обвесы, пневмоподвески и большие диски, третьи подготовлены для эксплуатации в условиях тяжелого бездорожья. Даже вполне безобидные защитные конструкции для бамперов или спойлеры по действующему законодательству подпадают под понятие «внесение изменений в конструкцию». В мае 2016 года у владельцев таких автомобилей начались серьезные проблемы. Инспекторы, используя органолептические методы (зрение и слух) могли углядеть внесение изменений в конструкцию. Формально такое право они имеют. Если инспектор доказывал, что в конструкцию автомобиля внесены изменения, и автовладелец с этим соглашался, то выписывалось постановление по статье КоАП 12.5.1, после чего в ряде случаев автомобиль инспекторы ГИБДД требовали привести в исходное состояние, а в ряде случаев снимали с регистрации.

Но правомерны ли такие действия? И как общаться с сотрудниками ГИБДД, которые «увидели тюнинг»?

Базовый документ в этой сфере — Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011. Это наднациональный документ, который, правда, в полной мере применяется только в России. Белоруссия и Казахстан его ратифицировали, но исполняют выборочно, а Армения с Киргизией не исполняют вовсе.

Регламент предусматривает процедуру внесения изменений в конструкцию транспортных средств только по отношению к автомобилям, выпущенным в обращение, то есть имеющим паспорт транспортного средства. ПТС выдают ГИБДД или органы таможни. Предваряет процедуру выпуска в обращение сертификация транспортного средства с получением Одобрения типа транспортного средства (ОТТС). Такой тип сертификации проводится в отношении транспортных средств, ввозимых или производимых в РФ массово. Второй путь — получение Свидетельства о безопасности колесного транспортного средства (СБКТС), которое выдается в отношении единичных транспортных средств, ввозимых на территорию Таможенного союза.

Безопасность конструкции автомобиля рассматривается не на момент выпуска заводом-изготовителем, а на момент выдачи ПТС. Оговорка весьма существенна для владельцев, чьи автомобили пересекли границу Таможенного союза и получили ПТС после эксплуатации на территории других государств. И на такие машины зачастую нет ни ОТТС, ни даже СБКТС. Дело в том, что таможенные органы руководствуются Таможенным кодексом и иными внутренними документами. Тут и пресловутая 352 статья: «К товарам для личного пользования, перемещаемым через таможенную границу, не применяются меры нетарифного и технического регулирования», и статья 351, определяющая, что «транспортное средство для личного пользования — авто-, мототранспортное средство, прицеп, <…> находящиеся в собственности или владении физического лица, перемещающего эти транспортные средства через таможенную границу исключительно в личных целях, а не для транспортировки лиц за вознаграждение, промышленной или коммерческой транспортировки товаров за вознаграждение или бесплатно». Практически ТС по факту получения ПТС признается «законным» — удовлетворяющим требованиям безопасности.

Пресловутый приказ МВД РФ от 24 ноября 2008 г. N 1001 «О порядке регистрации транспортных средств», попортивший много крови автовладельцам «нестандартных» автомобилей, в пункте 3 приложения 1 ограничивает возможность проведения регистрационных действий по отношению к ТС, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения. Фактические требования безопасности по отношению к ТС, находящимся в эксплуатации, заключены в приложении №8 и пунктах технического регламента 11-14. И более нигде!Эти положения не рассматривают наличие ОТТС или СБКТС и не требуют соответствия заводской комплектации ТС.

Таким образом, автомобили, выпущенные в обращение таможенными органами, зарегистрированные в ГИБДД в установленном порядке, могут значительно отличаться по конструкции от ТС, произведенных заводами-изготовителями, но должны отвечать требованиям безопасности, предъявляемым техническим регламентом к ТС, находящимся в эксплуатации. Однако предъявлять к ним претензии о внесении изменений — незаконно. Сомневающийся автовладелец может заглянуть в приложение №8 к ТР ТС 018/2011 и сравнить свой автомобиль с требованиями. Если автомобиль соответствует, но отличается от заводской комплектации и при этом «изменился» до выдачи ПТС, претензий быть не может.

Но что делать автовладельцам, автомобили которых имеют ОТТС? Напомним, что ОТТС начали оформлять в начале 2000-х годов.

Следующий за выпуском в обращение этап жизненного цикла автомобиля — эксплуатация. Он начинается с получения номеров и свидетельства о регистрации в органах ГИБДД. Согласно ТР ТС, только с этого момента допустимо вносить изменения в конструкцию, а контроль над этим осуществляет ГИБДД. Законодатель не предусмотрел возможности для дилеров устанавливать какое-либо дополнительное оборудование или изменять конструкцию транспортных средств.

Что является внесением изменений в конструкцию, а что нет? Ведь смешно думать, что укладка ковриков должна быть согласована с производителем, а тем более с надзорными органами. «Внесение изменений в конструкцию транспортного средства» — исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства (далее ТС) составных частей и предметов оборудования, выполненная после выпуска ТС в обращение и влияющая на безопасность дорожного движения. Таким образом, замена или установка компонентов, не влияющая на безопасность дорожного движения, не является внесением изменений в конструкцию ТС.

Какие компоненты не влияют на безопасность дорожного движения? ТР ТС дает нам ответ: в пункте 16 рассказывается, какие именно нормы технического регулирования и приложения ТР ТС регламентируют способы и средства испытаний и проверок на соответствие требованиям безопасности.

Приложения к техническому регламенту, содержащие нормы по выполнению этих требований, не оперируют понятиями «более безопасный компонент» или «менее безопасный компонент». Нет испытаний, утверждающих, что «вот этот амортизатор однозначно безопаснее». При проведении испытаний проверяется исключительно соответствие нормам безопасности, действовавшим на момент выпуска автомобиля в обращение. Соответственно, любой компонент, будь то бампер, фара или капот, выпущенный в обращение в качестве запасной части транспортных средств, имеющий соответствующие сертификаты, эквивалентен с точки зрения безопасности компоненту, установленному заводом-изготовителем, и влияния, отрицательного или положительного, на безопасность не оказывает.

Здесь нужно отметить, что не все компоненты автомобиля влияют на безопасность и подвергаются проверке. Отдельное приложение к техническому регламенту подробно разъясняет, какие компоненты и по каким методикам должны подвергаться проверке. Бампер, например, должен проходить испытания по правилам ЕЭК ООН №26 и №42. А вот багажник не подвергается испытаниям вообще. ТР ТС в пунктах 81 и 20 устанавливает, что подтверждение соответствия компонентов проводится для того, чтобы подтвердить, что компоненты, выпускаемые в обращение как запасные, при установке на транспортное средство не снижают уровень его безопасности по отношению к уровню на момент выпуска транспортного средства в обращение. Итак, любой компонент, имеющий соответствующий сертификат или «отказное» письмо, является безопасным. И при установке такого компонента мы производим не тюнинг, а ремонт.

Итак, компонент имеет сертификат или «отказное» письмо. Согласно Закону о защите прав потребителей, продавец обязан передать товар, пригодный для использования с заявленными целями, безопасный, имеющий сертификат соответствия, а также полную информацию о сертификации товара и, самое главное, техническую документацию, где должны быть изложены правила и условия эффективного и безопасного использования товара. То есть инструкцию по установке и эксплуатации в отношении автокомпонентов.

Если все условия производителем и продавцом соблюдены, то замена автокомпонента (установка запасной части вместо аналогичного по назначению компонента, при условии, что успешно пройдена сертификация и что компонент используется в соответствии с инструкцией по установке и эксплуатации) не является внесением изменений в конструкцию транспортного средства, так как не изменяет уровень безопасности по отношению к конкретному автомобилю, выпущенному в обращение, и, соответственно, не влияет на безопасность дорожного движения.

Это подтвердил и ФГУП «НАМИ» в лице Б. Кисуленко, являющегося заместителем генерального директора по техническому регулированию, «отцом» нашего техрегламента. В ответ на запрос о возможности установки незаводских компонентов на транспортные средства, находящиеся в эксплуатации, он написал: «Принимая решение об установке компонентов, следует руководствоваться имеющейся документацией на них. Если в ней приведены сведения о том, что указанные компоненты предназначены для установки на интересующее транспортное средство, то факт внесения изменений отсутствует».

Таким образом, владельцы транспортных средств, имеющих ОТТС или СБКТС, могут использовать сертифицированные компоненты, устанавливать их по приложенной инструкции, и ГИБДД не вправе предъявлять к таким автомобилям особые требования. В ходе административного расследования или в суде автовладелец легко докажет свою правоту. А вот автовладельцам, установившим на свои автомобили несертифицированные компоненты, изменившим экологический класс (удаление катализаторов прямо приводит к этому), увеличившим мощность автомобиля, необходимо проходить полную процедуру внесения изменений в конструкцию транспортных средств с экспертизами и получением разрешения в ГИБДД. Приведение в исходное состояние уже переоборудованных автомобилей не требуется. В настоящее время на рассмотрении находится административный регламент МВД (не путать с техническим), который ГИБДД готовит по просьбе Национального автомобильного союза. Он призван упростить процедуру, установить понятные основания для отказа, регламентировать продолжительность каждого этапа согласования.

ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В КОНСТРУКЦИЮ: КАК ОБЩАТЬСЯ С ОРГАНАМИ ГИБДД? ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Водителей, управляющих ТС с внесенными в конструкцию изменениями, инспекторы ДПС могут привлечь к ответственности по ст. 12.5.1 КОАП РФ: «Управление ТС при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена».

ОТКУДА ИНСПЕКТОР ЗНАЕТ КОНСТРУКЦИЮ ВАШЕГО ТС?

Инспектор использует органолептические методы и может усомниться в том, что конструкция ТС соответствует штатной. Знать что-либо он не обязан.

Многие модели ТС имеют сертификат одобрения типа транспортного средства (ОТТС) — документ, подтверждающий соответствие ТС требованиям, принятым в РФ. В нем описание параметров ТС, элементов комплектации, схематичный вид ТС. Если ТС не поставлялось в РФ или было выпущено до 1999 года, то ОТТС, скорее всего, не будет. Если ОТТС нет, то доказать факт внесения изменений в конструкцию чрезвычайно сложно.

ВЫВОД: необходимо найти ОТТС на свой автомобиль и те элементы, которые ему не соответствуют, зарегистрировать как внесение изменений в конструкцию ТС.

ЧТО ТАКОЕ ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В КОНСТРУКЦИЮ ТС?

Технический регламент (ТР ТС 018/2011) однозначно определяет, что только установка (удаление) не предусмотренных конструкцией ТС компонентов может считаться внесением изменений, причем безопасность конструкции и комплектация ТС рассматривается не на момент выпуска заводом, а на момент выдачи ПТС (выпуск в обращение).

Если был заменен компонент, приведенный в ОТТС (например, бампер), установленный компонент имеет сертификат, габариты ТС неизменны, то речь может идти о восстановительном ремонте ТС, а не о внесении изменений в конструкцию ТС.

ВЫВОД: если есть сертификаты, полезно возить их с собой, несмотря на то, что вы не обязаны это делать. Вы отремонтировали автомобиль с помощью сертифицированных компонентов, и задача инспектора — доказать факт внесения изменений в конструкцию ТС

ДЕЙСТВИЯ ПРИ ОСТАНОВКЕ ИНСПЕКТОРОМ ПО СТАТЬЕ 12.5.1. КОАП

ВАРИАНТ 1. Вы соглашаетесь с фактом административного  равонарушения. По ст. 28.6.1 КОАП РФ инспектор имеет право вынести постановление о привлечении к административной ответственности непосредственно на месте совершения правонарушения.

Последствия: штраф 500 рублей, снятие ТС с регистрации. Вероятность оспорить действия инспектора минимальна. ТС должно быть приведено в исходное состояние.

ВАРИАНТ 2. Вы не согласны с инспектором. Для вашего ТС нет ОТТС, или же в ОТТС есть компонент, который инспектор считает внесением изменений в конструкцию, но вид вашего ТС в целом совпадает со схемой в ОТТС, и вы считаете, что это ремонт.

Водитель, оспаривающий факт противоправных действий, может на основании ст. 28.6.2 КОАП РФ потребовать составления протокола об административном правонарушении, и в таком случае, в соответствии со ст. 29.5.1 КОАП, назначается место рассмотрения дела об административном правонарушении и административное расследование. Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства этого лица. Такое ходатайство подлежит только мотивированному отказу.

Позиция Верховного Суда РФ: должностные лица обязаны передать дело в соответствии с ходатайством привлекаемого, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.7.1 КОАП РФ. Срок административного расследования — не более 30 дней.

В ходе административного расследования бремя доказывания возложено на должностное лицо. По ст. 1.5.3 КОАП РФ привлекаемое лицо не обязано доказывать свою невиновность. Любые сомнения, в соответствии со ст.1.5.4 КОАП РФ, должны трактоваться в пользу подозреваемого в административном правонарушении.

ВЫВОД: вероятность защиты своих прав выше, если составлен протокол об административной ответственности, назначено проведение административного расследования и рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности с привлечением доказательств (технической экспертизы, запросов на завод-изготовитель, запросов в таможенные органы и др.) для установления подлинных обстоятельств произошедшего. Вы вправе представить и свои материалы, которые подтверждают вашу позицию. В таком случае упрощается защита своих интересов в суде.